Административно-правовые основы регулирования в сфере финансовых отношений
Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере промышленности и энергетики
Систему органов исполнительной власти и регулирования отношений в сфере промышленности и торговли возглавляет Министерство промышленности и торговли РФ, положение о нем утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 264.
В его ведении находится Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Минпромторговли координирует и контролирует деятельность федеральных служб и федеральных агентств, в сфере их деятельности осуществляет нормотворческие функции, отменяет их индивидуальные правовые акты, принятые в нарушение законодательства и иных нормативных актов, но не вправе осуществлять контроль и надзор, осуществлять правоприменительные функции, управление государственным имуществом в этой сфере.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 образовано Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 285 утверждено положение о нем. Оно является ФОИВ, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг по техническому регулированию и метрологии, а также правоприменительные функции в сфере машиностроения, металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, электронной промышленности, промышленности строительных материалов, средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов, специальной химии и химического разоружения, промышленности обычных вооружений.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 образовано Министерство финансов РФ (Минфин России) и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 утверждено положение о нем. Минфин России осуществляет следующие полномочия:
- по организации исполнения федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством России;
- по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
- осуществляет в соответствии с ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» организацию государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора;
- представляет в установленном порядке в Правительство предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства или подведомственных ему федеральных служб;
- осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 образована Федеральная налоговая служба (ФНС), которая является ФОИВ, подведомственным Минфину, который координирует и контролирует его деятельность, осуществляет государственную политику и нормотворческую деятельность в этой сфере, а также может отменять неправомерные индивидуальные правовые акты, принятые ФНС.
Система органов ФНС представляет собой единую федеральную систему контроля за соблюдением налогового законодательства в стране. Система органов построена в соответствии с федеральным и административно-территориальным принципом РФ.
Система органов ФНС включает в себя одноименные органы в субъектах РФ, соответствующие структурные подразделения в районах и городах (за исключением городов районного подчинения.
Правовые основы налогового дела составляют: Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства и другие нормативные акты, принятые уполномоченными органами и их должностными лицами.
Полномочия ФНС:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы (по установленным формам);
2) проводить в установленном порядке налоговые проверки;
3) производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку документов;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента для дачи пояснений;
5) приостанавливать в установленном порядке операции по счетам в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест на их имущество;
6) обследовать объекты, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения;
7) определять суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике;
8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства;
9) взыскивать в установленном порядке недоимки по налогам, сборам и пени;
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений, и осуществлять иные предусмотренные законом полномочия.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 образована Федеральная служба страхового надзора и Постановлением Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 утверждено положение о ней. Она является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 640 образована Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 утверждено положение о ней. Она является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 образована Федеральная служба по финансовому мониторингу, Постановлением Правительства РФ от 7.04.2004 г. № 18§ утверждено положение о ней. Она является ФОИВ, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных ФОИВ.
Основными функциями ФС являются:
1) осуществление контроля и надзора за выполнением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и привлечение к ответственности виновных лиц;
2) сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;
3) проверка в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;
4) координация деятельности ФОИВ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
5) осуществление взаимодействия с Центральным банком России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иные.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства от 01.12.2004 г. № 703, подведомственно Минфину, который координирует и контролирует его деятельность и осуществляет государственную политику в этой сфере и нормотворческую деятельность, а также отменяет неправомерные индивидуальные правовые акты, принятые Казначейством в нарушение законодательства, актов Президента и Правительства.
Казначейство проводит проверку денежных документов в органах исполнительной власти, в банках, учреждениях и организациях любых форм собственности; контролирует исполнение бюджетного законодательства и соблюдение финансовой дисциплины, а также осуществляет документальные ревизии, проверки финансовой деятельности и организует аудиторский контроль. При выявлении нарушений может ставить вопрос об отстранении виновных от исполнения обязанностей и передавать документы в правоохранительные органы.
В объеме полномочий имеет право: получать от банков и иных финансово-кредитных организаций справки о состоянии счетов; требовать от руководителей устранения выявленных нарушений; приостанавливать операции по счетам; изымать документы для проверки нарушений; давать обязательные предписания для устранения недостатков; налагать денежные взыскания (штрафы); вносить предложения Банку России о лишении виновных лицензии на совершение банковских операций и др.
Помимо Минфина в сфере финансов функционирует Федеральная служба по финансовым рынкам, которая находится в ведении Правительства РФ. В своей деятельности она руководствуется ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем», а также положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства от 30.06.2004 г. № 317.