Административно-правовые основы регулирования в сфере финансовых отношений

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере промышленности и энергетики

Систему органов исполнительной власти и регулирования отношений в сфере промышленности и торговли возглавля­ет Министерство промышленности и торговли РФ, поло­жение о нем утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 264.

В его ведении находится Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Минпромторговли координирует и контролирует деятель­ность федеральных служб и федеральных агентств, в сфере их деятельности осуществляет нормотворческие функции, отменя­ет их индивидуальные правовые акты, принятые в нарушение за­конодательства и иных нормативных актов, но не вправе осуще­ствлять контроль и надзор, осуществлять правоприменительные функции, управление государственным имуществом в этой сфере.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 образовано Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 285 утверждено положение о нем. Оно является ФОИВ, осуществля­ющим функции по оказанию государственных услуг по техническому регулированию и метрологии, а также правоприменитель­ные функции в сфере машиностроения, металлургической, хи­мической, нефтехимической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатыва­ющей, авиационной, судостроительной, электронной промышлен­ности, промышленности строительных материалов, средств свя­зи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов, спе­циальной химии и химического разоружения, промышленности обычных вооружений.

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 образовано Министерство финансов РФ (Минфин России) и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 утверждено положение о нем. Минфин России осуществляет следующие полномочия:

- по организации исполнения федерального бюджета, установ­ленные бюджетным законодательством России;

- по государственному регулированию аудиторской деятель­ности, установленные ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

- осуществляет в соответствии с ФЗ «О драгоценных метал­лах и драгоценных камнях» организацию государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных кам­ней и федерального пробирного надзора;

- представляет в установленном порядке в Правительство предложения о создании, реорганизации и ликвидации фе­деральных государственных предприятий и учреждений, на­ходящихся в ведении Министерства или подведомственных ему федеральных служб;

- осуществляет координацию и контроль деятельности нахо­дящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Фе­деральной службы страхового надзора, Федеральной служ­бы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 образована Федеральная налоговая служба (ФНС), которая является ФОИВ, подведомственным Минфину, который коорди­нирует и контролирует его деятельность, осуществляет государ­ственную политику и нормотворческую деятельность в этой сфере, а также может отменять неправомерные индивидуаль­ные правовые акты, принятые ФНС.

Система органов ФНС представляет собой единую федераль­ную систему контроля за соблюдением налогового законодатель­ства в стране. Система органов построена в соответствии с фе­деральным и административно-территориальным принципом РФ.

Система органов ФНС включает в себя одноименные органы в субъектах РФ, соответствующие структурные подразделе­ния в районах и городах (за исключением городов районного подчинения.

Правовые основы налогового дела составляют: Консти­туция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента РФ, постановления Пра­вительства и другие нормативные акты, принятые уполномочен­ными органами и их должностными лицами.

Полномочия ФНС:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы (по установленным формам);

2) проводить в установленном порядке налоговые проверки;

3) производить при проведении налоговых проверок у нало­гоплательщика или налогового агента выемку документов;

4) вызывать на основании письменного уведомления в на­логовые органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента для дачи пояснений;

5) приостанавливать в установленном порядке операции по счетам в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест на их имущество;

6) обследовать объекты, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объек­тов налогообложения;

7) определять суммы налогов, сборов и других обязатель­ных платежей, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплатель­щике;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законода­тельства;

9) взыскивать в установленном порядке недоимки по нало­гам, сборам и пени;

10) контролировать соответствие крупных расходов физичес­ких лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие испол­нение платежных поручений, и осуществлять иные предусмот­ренные законом полномочия.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 образована Федеральная служба страхового надзора и По­становлением Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 утверж­дено положение о ней. Она является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 640 образована Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 утверждено положение о ней. Она является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. № 314 образована Федеральная служба по финансовому мониторингу, Постановлением Правительства РФ от 7.04.2004 г. № 18§ утверждено положение о ней. Она является ФОИВ, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (от­мыванию) доходов, полученных преступным путем, финансиро­ванию терроризма и координирующим деятельность в этой сфе­ре иных ФОИВ.

Основными функциями ФС являются:

1) осуществление контроля и надзора за выполнением тре­бований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансиро­ванию терроризма и привлечение к ответственности виновных лиц;

2) сбор, обработка и анализ информации об операциях (сдел­ках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежа­щих контролю в соответствии с законодательством РФ;

3) проверка в соответствии с законодательством РФ о про­тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;

4) координация деятельности ФОИВ в сфере противодей­ствия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, и финансированию терроризма;

5) осуществление взаимодействия с Центральным банком России в сфере противодействия легализации (отмыванию) до­ходов, полученных преступным путем, и финансированию тер­роризма и иные.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятель­ность в соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства от 01.12.2004 г. № 703, подведомственно Минфину, который координирует и кон­тролирует его деятельность и осуществляет государственную по­литику в этой сфере и нормотворческую деятельность, а также отменяет неправомерные индивидуальные правовые акты, при­нятые Казначейством в нарушение законодательства, актов Пре­зидента и Правительства.

Казначейство проводит проверку денежных документов в органах исполнительной власти, в банках, учреждениях и организациях любых форм собственности; контролирует исполнение бюджетного законодательства и соблюдение финансовой дисциплины, а также осуществляет документальные ревизии, про­верки финансовой деятельности и организует аудиторский кон­троль. При выявлении нарушений может ставить вопрос об от­странении виновных от исполнения обязанностей и передавать документы в правоохранительные органы.

В объеме полномочий имеет право: получать от банков и иных финансово-кредитных организаций справки о состоянии счетов; требовать от руководителей устранения выявленных нарушений; приостанавливать операции по счетам; изымать документы для проверки нарушений; давать обязательные предписания для устранения недостатков; налагать денежные взыскания (штрафы); вносить предложения Банку России о ли­шении виновных лицензии на совершение банковских опера­ций и др.

Помимо Минфина в сфере финансов функционирует Феде­ральная служба по финансовым рынкам, которая находится в ведении Правительства РФ. В своей деятельности она руко­водствуется ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бу­маг», ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем», а также положением о ней, утвержденным Постановлением Пра­вительства от 30.06.2004 г. № 317.