Информация как объект гражданских прав.

Работы и услуги как объект гражданских прав.

По общему правилу, услуга представляет собой сложное действие, не имеет вещественного результата, обладает свойством неосязаемости и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав - вещей. Услуга проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств. Тут же проявляется другое ее свойство - трудность обособления и неотделимость от источника. Иногда говорят о потреблении услуги в момент ее оказания.

В числе главных свойств услуги следует отметить неустойчивость ее качества. Определение качества обычно происходит через сроки, соотношение себестоимости и конечной цены, количество обслуженных предметов, т.е. через количественные показатели.[131]

Под работами понимаются действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении, например ремонте. При этом, если результат работы заранее известен и определяется лицом, заказавшим их выполнение, то способ ее осуществления, по общему правилу, определяется самим исполнителем.

Принципиальное разграничение работ и услуг осуществляется по их конечному результату. В случае проведения работ по договору подряда, заказчику должен быть представлен материальный результат проведенных работ. Напротив, если оказывается услуга (медицинская, образовательная, юридическая и т.д.), то какой-либо овеществленный результат может отсутствовать. Поэтому не достижение эффекта от оказанной услуги (студент не усвоил в ходе учебных занятий предусмотренного государственным образовательным стандартом объема знаний) не позволяет считать обязательства преподавателя не исполненными. Следует подчеркнуть, что некоторые услуги могут иметь материальный результат, но этот результат должен быть неотделим от самого действия или деятельности.

Таким образом, услуги – это фактические действия или фактическая деятельность, не имеющая овеществленного результата в имуществе, реализуемые и потребляемые в процессе осуществления, на возмездной основе[132].

Деятельность услугодателей и договор возмездного оказания услуг помимо ГК РФ, регламентируются многочисленными нормативными актами, что вызывает значительные сложности в правоприменительной практике[133].

 

Под информацией обычно понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Совокупность отдельных документов, их массивов и документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) представляют собой информационные ресурсы. Такие ресурсы могут быть государственными и негосударственными, и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан и юридических лиц, органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Конституция России и федеральное законодательство предусматривают право каждого лица свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако существует перечень информации ограниченного доступа. Так, не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Кроме того, ограничена в доступе информация следствия, информация, составляющая врачебную, адвокатскую и иную охраняемую законом тайну.

ГК РФ, рассматривая информацию в качестве объекта гражданских прав, регулирует вопросы защиты особой разновидности информации, которая составляющей служебную или коммерческую тайну. Она является таковой в случае, если имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа, а ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ). Такая информация может дать экономическое преимущество незаконно получившей ее стороне в условиях конкуренции в ходе ведения предпринимательской деятельности.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть сформулирован в локальных нормативных актах, принимаемых юридическим лицом, либо трудовых или гражданско-правовых договорах. Обязательность предоставления такой информации предусматривается законодательством особо. Такого рода сведения могут быть затребованы, например, следственными органами или судом. Однако в случае разглашения такой информации соответствующими должностными лицами, они могут быть привлечены к уголовной ответственности при наличии необходимых элементов состава преступления (ст. 183 УК РФ).

Служебная информация может содержать сведения, как коммерческого характера, так и касаться вопросов некоммерческого характера (включая информацию, составляющую государственную тайну). Например, это могут быть сведения в военной области (дислокация вооруженных сил), сведения о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства и т.д.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (п. 2 ст. 139 ГК РФ). Данная норма несколько необычна, поскольку регулирует отношения между работником и работодателем, являясь, по сути, нормой трудового права, расположенной в акте гражданского законодательства.

Действующее законодательство запрещает относить к информации с ограниченным доступом, например, документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую, демографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом[134].