Возникновение, реорганизация и ликвидация юридических лиц.
Возникновение юридического лица включает в себя непосредственное создание и государственную регистрацию.
Под созданием юридического лица понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса юридического.
Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц данной организационно-правовой формы.
В юридической литературе авторы выделяют неодинаковое количество способов образования юридического лица.
А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой предлагают следующую классификацию способов возникновения юридических лиц: распорядительный порядок; явочный порядок; разрешительный порядок; нормативно-явочный порядок[88].
Е.А. Суханов выделяет два способа образования юридических лиц: явочно-нормативный порядок; разрешительный порядок[89].
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа.
Для данного способа характерны три основные стадии: издание инициативного (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); утверждение учредительных документов.
В связи с существенными социально-экономическими изменениями, произошедшими в России в последнее десятилетие, этот порядок утратил свое прежнее значение. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица.
В странах с рыночной экономикой распространен явочный порядок образования юридического лица. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица[90].
Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный орган проверяет законность образования данного юридического лица и дает соответствующее разрешение.
В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем участники (учредители) данного субъекта права могли получить отказ по мотиву нецелесообразности создания такого юридического лица.
Действующее законодательство, по общему правилу, не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК).
Для данного способа характерны: инициативный акт учредителей; издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица, давшего разрешение на создание данного юридического лица; организационная работа.
В разрешительном порядке создаются, например, банки, юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств[91], а также объединения юридических лиц (финансово-промышленные группы).
Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Для данного порядка образования юридических лиц согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. При явочно-нормативном порядке регистрирующий орган вправе только проверить положения учредительных документов на соответствие законодательству и не уполномочен определять целесообразность создания юридического лица.
Для явочно-нормативного порядка характерны: инициативный акт учредителей; организационная работа; контрольная работа компетентного органа. Этот порядок получил наибольшее распространение как во всем мире, так и у нас в стране.
В специальной литературе можно встретить также указания и на иные способы возникновения юридических лиц.
Иногда выделяют уведомительный порядок создания юридических лиц.
Созданное и начавшее свою хозяйственную деятельность юридическое лицо должно направить уведомление в уполномоченные на то органы с указанием необходимых для регистрации сведений о себе (наименование, место нахождение и др.).
Некоторые склонны считать, что Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» провозглашает уведомительный порядок регистрации[92], обосновывая это возможностью подачи в регистрирующий орган заявления и учредительных документов по почте. Однако, на наш взгляд, данная позиция не представляется верной, так как способ подачи документов не имеет ничего общего с уведомительным порядком. Определяющее значение имеет момент, с которого юридическое лицо считается созданным, приобретает соответствующие права и обязанности и выступает от своего имени в гражданском обороте.
Государство контролирует создание юридических лиц, что реализуется в форме государственной регистрации. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предоставление ему государством правосубъектности.
Государственная регистрация - заключительный этап создания юридического лица. Именно с момента государственной регистрации юридическое лицо считается созданным, т.е. по российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо.
Государственная регистрация преследует цели: осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности.
Государственная регистрация основывается на принципах публичности, общеизвестности и достоверности внесенных в реестр сведений.
Принцип публичности проявляется в том, что реестр доступен каждому лицу, желающему ознакомиться с ним.
В силу принципа общеизвестности любое лицо считается осведомленным о внесении организации в реестр, что лишает его возможности ссылаться на незнание содержащихся в реестре сведений.
В силу принципа достоверности действует презумпция правильности содержащихся в реестре записей, которая может быть опровергнута только в судебном порядке.
Значение государственной регистрации юридических лиц, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса юридических лиц (п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 ГК). Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации (п. 2 ст. 52 ГК), и с этой даты возникает его правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК).
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", государственная регистрация юридических лиц - это «акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Согласно ст. 2 данного Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно действующего законодательства, в России можно выделить общий и специальный порядок регистрации юридических лиц.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц определен Законом «О государственной регистрации юридических лиц».
Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц.
Оснований, по которым допускается отказ в регистрации, всего два: непредставление необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 1 ст. 23 Закона).
В соответствии со ст.12 Закона список документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, состоит из четырех пунктов: заявление; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации или уклонение регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд в соответствии с правилами о подведомственности дел юрисдикционным органам России.
Специальный порядок государственной регистрации юридических лиц может быть предусмотрен для отдельных видов юридических лиц федеральными законами.
Реорганизация юридического лица.
Понятие «реорганизация юридического лица» включает в себя различные формы изменения статуса юридического лица. Это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
В случае слияния юридического лица с другим юридическим лицом все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.
При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.
При разделении создается два или более хозяйствующих субъектов, а прежний прекращает свое существование. При этом к новым юридическим лицам переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих частях гражданские права и обязанности реорганизованного юридического лица.
Выделение характеризуется тем, что юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем качестве, но его отдельное структурное подразделение обособляется с целью создания на его базе нового юридического лица. При выделении из юридического лица нового юридического лица к каждому из них переходят в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица.
Преобразование юридического лица сопровождается изменением его правового статуса. При преобразовании у прекращающего свое действие юридического лица возникает один правопреемник.
Реорганизация может осуществляться по решению: учредителей (участников) юридического лица; органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом; уполномоченного государственного органа.
По общему правилу, реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителя-собственника или руководящего органа.
Законом могут быть предусмотрены основания реорганизации юридического лица по решению уполномоченного на то государственного органа. Например, Законом о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках предусмотрено, что если хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, осуществляет монополистическую деятельность и его действия приводят к значительному ограничению конкуренции на товарном рынке, Министерство по антимонопольной политике вправе принять решение о его принудительном разделении.
Ликвидация юридического лица.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано как его учредителями, так и по решению суда. В ст. 61 ГК подробно перечислены условия, при которых юридическое лицо может быть ликвидировано.
Большинство юридических лиц может быть ликвидировано также в случае установления судом факта его банкротства. Порядок признания хозяйствующего субъекта банкротом определяется федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве). В настоящее время действует уже третий Закон «О несостоятельности (банкротстве)»[93].
Контрольные вопросы:
Что понимают под юридическим лицом?
Укажите признаки юридического лица. Какова их роль и значение?
Укажите основания классификации юридических лиц. Каково теоретическое и практическое значение классификаций юридических лиц?
Какой порядок государственной регистрации юридических лиц принят в России?
Укажите виды реорганизаций юридических лиц и назовите их отличительные особенности.