Система налогового законодательства РФ

Принципы налогообложения в РФ

В соответствии со ст. 3 НК РФ, к фундаментальным принципам налогообложения относятся:

· всеобщность и равенство налогообложения;

· принцип недискриминации налогоплательщика;

· экономический приоритет – только экономическая природа объекта налогообложения может служить основой для установления налога;

· презумпция правоты собственника – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;

· принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения.

Наряду с фундаментальными принципами действуют следующие организационные принципы:

· единство налоговой системы – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ;

· равенство правовых статусов субъектов РФ – в основу построения налоговой системы положен налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений;

· подвижность (эластичность) налоговой системы;

· стабильность налоговой системы;

· множественность налогов;

· исчерпывающий перечень региональных и местных налоговозначает ограничение введения субъектами РФ и органами местного самоуправления дополнительных налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ (ч. 1, ст. 4, гл. 1);

· гармонизация налогообложения с налоговыми системами с других стран.

 

Система налогового законодательства – это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Условие императивности и всеобщности налогообложения закреплено Конституцией РФ (ст. 57, гл. 2).

Согласно ст. 1 НК РФ (ч. 1, гл. 1), система законодательства о налогах и сборах включает в себя:

1. Законодательство РФ, которое состоит из Налогового кодекса РФ и принятых на его основе федеральных законов.

2. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоящее из законов субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с НК РФ.

3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые также принимаются в соответствии с НК РФ.

Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (ст. 5, гл. 1, ч. 1 НК РФ).

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и/или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и/или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в то же время не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5, гл. 1, ч. 1 НК РФ).

К иным нормативным актам, имеющим отношение к налогообложению относятся:

· указы Президента РФ,имеющие характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению;

· нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые, однако, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, таможенного дела; органами исполнительной власти субъектов РФ; исполнительными органами местного самоуправления в пределах своей компетенции;

· нормативно-правовые акты ФНС: приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением, которые, однако, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах;

· постановления Конституционного Суда, значимые для регламентации отношений в налоговой сфере с точки зрения защиты интересов налогоплательщиков (например, обжалование незаконных решений налоговых органов).

Отношения в налоговой сфере, помимо национального законодательства, регулируются международными договорами. Причем в РФ, согласно ст. 7 НК РФ (ч. 1, гл. 1), большую юридическую силу в этой сфере имеет международное соглашение, а не внутригосударственный закон.

Таковы составные части системы налогового законодательства. Сделаем краткий обзор развития налогового законодательства в РФ.

В конце 1991 г. был принят и введен в действие, начиная с 1992 г., Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ», который определил принципиально новую налоговую систему, коренным образом отличающуюся от советской системы платежей в бюджет.

Указанный закон был определяющим налоговым документом вплоть до 1999 г., когда почти все статьи его были отменены, за исключением устанавливающих перечень налогов России. Окончательно закон прекратил свое действие в 2005 г.

Можно говорить о том, что с введением закона «Об основах налоговой системы в РФ» произошла радикальная налоговая реформа, была предпринята попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики.

Формально перечень налогов, установленный данным Законом, отвечал принципам рынка, в его состав входили такие традиционные для рыночных экономик налоги, как НДС, налог на прибыль, НДФЛ. Однако имели место и «экзотические» налоги и платежи, например: налог на нужды образовательных учреждений, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на превышение фактического фонда оплаты труда над нормируемым, сбор за парковку автотранспорта и др. Перечень налогов включал более 40 позиций. Как следствие множественности налогов возникла проблема налоговой дисциплины. Введение жестких налоговых санкций сменялись периодами налоговых амнистий.

За период 1992–1999 гг. в России был принят огромный пакет налоговых нормативных правовых документов, включая законы и подзаконные акты, которые зачастую содержали противоречия, а также возможности произвольного толкования. Поэтому в первые же годы существования налоговой системы возникла необходимость сокращения количества налогов, упрощения и достижения стабильности налогового законодательства.

Речь о принятии единого кодифицированного акта, т. е. Налогового кодекса РФ, шла с 1995 г., однако первая попытка его принятия в Государственной думе ФС РФ в 1996 г. не увенчалась успехом. Первая часть НК РФ была принята только в 1998 г. и введена в действие с 1 января 1999 г. (ФЗ от 31 июля 1998 г. № 147–ФЗ вступил в силу 1 января 1999 г.).

Вторая часть НК РФ была принята в 2000 г. и введена в действие с 1 января 2001 г. (ФЗ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ).

Формирование второй части НК РФ продолжается до сих пор, в стадии разработки находится глава 32, посвященная налогу на имущество физических лиц.