Материалы для обсуждения

1. «Общие черты права, освещенные с позиций институциональной гуманитарной концепции – это именно общие черты. В реальной же жизни правовые системы различных государств отличаются большим многообразием, спецификой, подчас уникальностью.

Вместе с тем при всем многообразии характеристик, факторов и путей развития национальных систем (т.е. систем тех или иных стран) существенно то, что отправные моменты их развития связаны с характером и уровнем дифференциации права и социального регулирования в данной стране в целом, а еще больше – с доминирующим положением (в соответствии с особенностями социально-политической обстановки, политического режима) того или иного элемента содержания правовой системы, которая, как мы видели, включает три основных компонента: писаное право как систему норм, юридическую (судебную) практику, правовую идеологию.

Исходя из этого, в пестрой картине правовых систем выделяются семьи. Своеобразие их во многом зависит от особенностей способа правообразования, ориентированных на тот или иной элемент правовой системы. Можно назвать четыре основные семьи национальных систем (регионов) права: романо-германское право, англо-саксонское общее право, религиозно-общинные (неотдифференцированные) юридические системы ряда стран Азии и Африки, заидеологизированные правовые системы при авторитарных политических режимах. Хотелось бы обратить внимание на то, насколько точно три основных компонента правовой системы соответствуют трем первым из указанных основных семей: каждая из них (к третьей группе присоединяется на новом уровне четвертая) в качестве исходного, доминирующего начала имеет один из этих трех элементов – либо право как систему норм, либо юридическую (судебную) практику, либо правовую идеологию.

2. Романо-германское право (национальные правовые системы Франции, ФРГ, Италии, Испании и др.) – это семья правовых систем, характеризуемая таким высоким уровнем нормативных обобщений, который достигается при помощи кодифицированных актов законодательных или иных правотворческих органов и выражен в абстрактно формулируемых нормах, в формировании логически завершенной, структурно замкнутой («закрытой») нормативной системы писаного права. В соответствии с этим правовые системы данной группы имеют облик нормативно-законодательных и в массовом правосознании воспринимаются в качестве таких, где право выступает преимущественно в виде «закона».

Источник возникновения национальных правовых систем рассматриваемой семьи следует искать, прежде всего, в экономических, социально-политических условиях развития общественной жизни.

3. Англосаксонское общее право (национальные правовые системы Англии, США, ряда других стран), если рассматривать его в чистом виде, – это самобытная семья правовых систем. Оно характеризуется тем, что юридическое регулирование строится, обобщенно говоря, на судебной практике, на «праве судей», а точнее, на прецедентах – судебных решениях, юридическую суть, логическо-юридические принципы которых суды обязаны применять при рассмотрении аналогичных жизненных проблем. При этом повышенное значение придается процедурно-процессуальным правилам; правовая система выражена не в абстрактно формулируемых нормах – обобщениях высокого уровня, но представляет собой структурно-сложное логически замкнутое построение. Она носит характер открытой системы методов решения юридически значимых проблем. В соответствии с этим правовые системы данной группы имеют облик нормативно-судебных и в массовом правосознании воспринимаются в качестве таких, где во многих случаях на первое место выступает субъективное право, защищаемое судом.

Знаменательно, что экономический, социально-политический источник национальных правовых систем англо-американской группы в принципе тот же, что и в странах континентальной Европы: это необходимость усиления центральной политической власти, государственно-правовое объединение страны. Но в Англии – прородительнице общего права (общего в том смысле, что оно вырабатывалось для всей страны, в противовес местным обычаям) – назревшая потребность упрочения централизованной власти встретилась с развитой судебной практикой. Именно потому, что королевские вестминстерские суды в силу особенностей социально-политического развития Англии того времени оказались наиболее мощным элементом государственной системы, отрабатываемые ими и закрепляемые в протоколах решения (их логическая суть, идеи) стали прецедентами – образцами для решения аналогичных юридических дел в будущем и тем самым приобрели значение материалов, из которых в основном и сформировалась правовая система Англии, а затеи и некоторых других стран.

4. Религиозно-общинные (неотдифференцированные) юридические системы – это такие системы регулирования, в которых юридические элементы функционируют в полной мере необособленно от иных элементов. Они существуют в застойном виде, находятся в состоянии, которое характеризуется связанностью регулирующими формами традиционных обществ (религиозными, обычно-общинными и др.). В соответствии с этим, правовые системы данной общности имеют облик догматизированных, традиционных и в массовом правосознании воспринимаются в качестве таких, где основная регулирующая сила – догма веры, религиозное учение, непогрешимая традиция.

Юридические системы рассматриваемой группы весьма разнообразны, подчас уникальны по своим чертам.

Таковы, например, правовые системы, относящиеся к мусульманскому праву, господствующие в ряде государств Азии и Африки. Социальное явление, именуемое мусульманским правом, вообще представляет собой причудливое смешение юридических, религиозных, морально-философских элементов, и слово «право», как считают специалисты по сравнительному правоведению, применяется к этому явлению за отсутствием другого. Мусульманское право, сложившееся еще в эпоху средневековья и выступающее по большей части в качестве идеологической силы, по своим главным особенностям представляет одну из сторон религии ислама.

По мнению Л Р. Сюкияйнена, анализ мусульманского права дает основание подчеркнуть ограниченность распространенного в правовой литературе общего положения о том, что сила, создающая право, – государство. Необходимо учитывать вместе с тем, что коль скоро речь идет о национальных правовых системах, т.е. о праве в строго юридическом смысле, положения мусульманского права приобрели юридическое значение главным образом в результате деятельности государственных органов – законодательных и в особенности судебных, осуществляющих индивидуально-правовую, юридически-конститутивную деятельность.

Религиозно-общинные (неотдифференцированные) юридические системы, существующие в ряде государств Азии и Африки, носят застойный характер. Их своего рода консервация во многих случаях оказалась соответствующей интересам реакционных социальных сил, правящих элит традиционных обществ и – что еще существенней – колониальных государств.

5. Заидеологизированные правовые системы при авторитарных режимах – группа правовых систем, со структурной стороны весьма близких к только что рассмотренной семье. В отличие от нее эти системы связаны с современным уровнем цивилизации. Они призваны юридически «освятить» доминирование в обществе методов насилия, прикрыть и «облагородить» авторитарные, диктаторские режимы.

Еще одна особенность рассматриваемой семьи правовых систем – заидеологизированность, т.е. всепроникающее господство претендующей на передовой статус догматизированной теории, которая оправдывает доминирование насилия, используемого во имя «высшего блага» (нации, класса, «всеобщего благоденствия» и т.д.). При этом в качестве «права» выступает идеологический постулат, попираются фундаментальные права и свободы человека, отсутствует действительно независимое правосудие. (Алексеев С.С. Теория права. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М., 1995. – С. 276–279).