Материалы для обсуждения

Глубинные элементы механизма правового регулирования, в особенности, взятые в единстве дозволения и запреты, дают возможность увидеть два основных типа регулирования – общедозволительный и разрешительный.

Уже давно в юридической литературе, да и вообще в юридическом обиходе, распространены две формулы, имеющие отношение к особенностям права: первая – дозволено все, кроме запрещенного; вторая – запрещено все, кроме дозволенного.

Воспринимаемые порой как своего рода словесные юридические построения, обладающие оттенком некоторой экстравагантности, эти формулы стали привлекать все большее внимание науки (и не только науки), так как оказалось, что они несут немалую смысловую нагрузку, связаны с пониманием научных и практически значимых вопросов
общественной жизни.

Если же присмотреться к указанным формулам с точки зрения способов правового регулирования, и, прежде всего, соотношения дозволений и запретов, то обнаруживается немалый теоретический потенциал содержащихся в них положений: становится ясным, что четкость, зримая диалектичность приведенных формул – вовсе не некие искусные словесные построения, а выражение глубинных закономерностей права, относящихся в первую очередь к дозволениям и запретам общего характера.

Теперь, после того как в предшествующем разделе главы освещены общие дозволения и общие запреты и отмечен ряд моментов, характеризующих их значение в праве, есть достаточные данные для того, чтобы понять юридическое существо тех явлений, которые отражены в приведенных формулах. С точки зрения субстанции перед нами две пары крепко сцепленных дозволений и запретов, одна из которых возглавляется общим дозволением, а другая – общим запретом. Именно то, что в каждой паре есть общее (либо дозволение, либо запрет) и вместе с тем очерчивающее рамки общего, т.е. исключаемоеиз этого общего, и показываетих роль в праве. Каждая из этих пар выражает существование двух главных типов (порядков) правового регулирования.

Тип правового регулирования – наиболее важное построение в социальной и юридической специфике правового регулирования. Если способы, при освещении которых называются дозволения, запреты, позитивные обязывания, выражают пути правового воздействия на общественные отношения, обобщенно рассматриваемые средства воздействия, то типы регулирования затрагивают более глубокий слой права, юридического воздействия – порядок воздействия и его направленность. Здесь дается ответ на один из коренных с юридической точки зрения вопросов: на что нацелено регулирование – на предоставление общего дозволенияили же на введение общего запрета на поведение субъектов общественных отношений, причем так, что это общее очерчивается соответственно либо конкретными запретами, либо конкретными дозволениями (в различных вариантах и модификациях того или другого). Очевидно, что все это весьма существенно как для адекватного выражения социально-политической и нравственной природы права, так и для решения конкретных юридических дел, для юридической практики. (Алексеев С.С. Теория права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1995. – С. 239).

 

Резюме

Право выступает важнейшим инструментом, средством для решения стоящих перед обществом задач. Данный подход к праву называется инструментальным.

Правовые средства – это те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права. К ним относятся: нормы, принципы права, договоры, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, льготы, поощрения, запреты, наказания и т.д.

Они выступают в качестве юридических способов обеспечения интересов субъектов права, имеют особую юридическую силу и обеспечиваются государством.

В обществе существуют сферы интенсивного и неинтенсивного правового регулирования.

В сфере интенсивного правового регулирования детализировано правовое поведение участников, преобладают императивные элементы, четко выделяются конкретные права и обязанности субъектов. В неинтенсивном – области, не нуждающиеся в детализированном правовом регулировании, а также еще не урегулированные нормами права.

Предметом правового регулирования выступает та сфера общественных отношений, которая нуждается и находится под регулированием права.

Здесь нужно исходить из того, что это лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов, отношения, которые поддаются внешнему контролю, если у субъектов есть возможность выбора одного из многих вариантов поведения.

Более широким понятием, чем правовое регулирование, выступает правовое воздействие.

Правовое воздействие – результативное, нормативно-организа-ционное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств, так и иных правовых явлений.

Правовое воздействие включает в себя: правовое сознание, правовую культуру, механизм правового регулирования, правовые принципы, правотворческий процесс.

Ядром правового воздействия выступает механизм правового регулирования (МПР).

МПР – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Стадиями механизма правового регулирования являются:

– издание нормы права и регламентация общественных отношений;

– возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;

– реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;

– применение права.

Элементами МПР выступают: нормы права, правоотношения, акты реализации и акты применения права.

Методами правового регулирования выступают: императивный и диспозитивный, рекомендательный и поощрительный.

Выделяют два основных типа правового регулирования: общедозволительный (дозволено все, кроме запрещенного законом) и разрешительный (запрещено все, кроме разрешенного законом).

Основными способами правового регулирования выступают: запрещение, дозволение, обязывание, рекомендование.

Эффективность МПР определяется соотношением цели и результата правового регулирования.

Результат определяется реализацией права, стабилизацией, упорядочиванием общественных отношений, достижением благополучия и гармонии в обществе. Для повышения эффективности МПР необходимо усовершенствовать законодательство и правоприменение, повысить правовую культуру населения.