Тема 11
М.16.10. Какие воздействия на грунты оказывает перемещающийся транспорт?
М.16.9. Чем характеризуется интенсивность колебаний при сейсмических воздействиях?
М.16.8. Какие виды грунтов наиболее опасны при наличии сейсмических воздействий?
М.16.7. Для каких целей применяются взрывы в строительстве?
Взрывы в строительстве применяются для рыхления грунтов при их разработке, а также для их уплотнения, например при предварительном замачивании лессовидных просадочных грунтов или мелких и пылеватых рыхлых песков. Взрывы применяются в скважинах для их расширения при устройстве набивных свай и опор. Применяются также направленные взрывы для перемещения земляных масс - это взрывы на выброс. Таким образом представляется возможным создавать дамбы и земляные плотины.
Сейсмические колебания могут вызвать потерю устойчивости водонасыщенных несвязных грунтов и их переход в разжиженное состояние. Относительно наименее опасными являются скальные, полускальные и крупнообломочные плотные грунты. Более опасны все виды песков - плотные и средней плотности маловлажные и влажные, а также глинистые грунты с малыми значениями показателя текучести и величины коэффициента пористости. Наиболее опасными являются рыхлые пески независимо от их влажности и крупности, а также глинистые грунты с большой пористостью и водонасыщенностью.
Интенсивность колебаний характеризуется коэффициентом сейсмичности - отношением величины сейсмического ускорения к ускорению силы тяжести. Она зависит от динамичности и формы собственных колебаний сооружения.
Сотрясение грунта, обусловленное движением транспорта, обычно значительно слабее сейсмических воздействий. Однако в связи с длительностью действия этих нагрузок и если они имеют большую интенсивность, то могут служить причиной развития незатухающих осадок и даже вибротекучести грунтов.
Классификация методов обучения. Общая характеристика методов мотивации и осуществления учебного процесса
Методов обучения известно около 400-500, поэтому существует много классификаций и это «множество» составляет проблему современной дидактики. Хотелось бы иметь единую классификацию методов, на примере классификации животных Карла Линнея. В дидактике известны многие подходы к классификации методов, некоторые из них созданы академиком В.А. Сластениным, ученым Ю.К. Бабанским, также известны классификации по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину и другие. Рассмотрим наиболее полную и подробную классификацию методов обучения, разделенную по классификационным признакам, в основе которых лежит представление об этапности учебного процесса - четыре этапа - четыре группы.
В зависимости от задачи сортировки множества явлений, фактов или разновидностей, классификационных признаков может быть много. В представленной классификации методов каждый раз выделен доминирующий признак. Иногда один и тот же метод будет встречаться неоднократно.
УПД - учебно-познавательная деятельность
Рассмотрим каждую группу в отдельности.
2.1.1. Словесные методы.
1. Рассказ – монологическое повествовательное изложение материала (описательного характера или исторического), которое не требует пояснений и аргументации.
2. Объяснение – используется, когда учебный материал требует пояснений, аргументированных подтверждений, выявления тенденций, закономерностей и причинно-следственных связей. На практике распространен комбинированный метод в виде рассказа и объяснения, сочетающегося с элементами наглядности.
3. Беседа (эвристическая). Это открытие новости для учеников, способ добывания знаний (Архимед, когда сделал открытие, произнес: «Эврика!»). Под беседой понимают вопросно-ответный метод, где вопросы составлены таким способом, что, последовательно отвечая на них, учащиеся синтезируют новое знание. Метод является очень трудоемким для педагога в части подготовки (на 1 час занятий затрачивается 12 часов) и не прост в осуществлении. Чаще всего эвристическая беседа применяется как фрагмент урока.
4. Лекция. Как правило, это двух часовое монологическое изложение большого объема материала, посвященное ключевым вопросам программы, охватывающее большой раздел. Лекция бывает вводная, тематическая, заключительная, обзорная. Лекция является наименее эффективным методом, что признано всем педагогическим сообществом. В ней отсутствует этап закрепления изученного, она трудно воспринимается учащимися училищ по причине насыщенности абстрактными образами и обобщениями. Значит, доступность и результативность снижается. Лекция широко применяется в высшей школе. В училищах лекции редки и встречаются только на старших курсах, начиная с третьего. Для повышения доступности лекции в учреждениях системы НПО сопровождают большим количеством наглядности, примерами и индуктивной логикой построения.
5. Работа с книгой. Преимущественно используется при выполнении домашнего задания, но учащиеся должны быть подготовлены к этому. Работа менее результативна из-за того, что большинство учащихся не умеют работать с книгой. Данный метод применим для самостоятельной работы учащихся.
2.1.2. Наглядные.
1. Демонстрация наглядных пособий (натуральных, изобразительных, описательных) для показа скрытых статистических и динамических объектов. Пособия - это графики, рисунки, статистические изображения, плакаты, диаграммы, кинофильмы, гистограммы, схемы, таблицы, чертежи, эскизы, планы. Например, квадратичную функцию нельзя потрогать, а в виде графика она более понятна.
2. Демонстрационный эксперимент. Сюда входят лабораторные опыты для иллюстрации какого-либо положения, что вызывает интерес у учащихся за счет чувства причастности. Опыты должны получаться, поэтому любой эксперимент заранее подготавливается и репетируется.
3. Показ трудовых приемов. В основном эта подгруппа методов используется на уроках ПО для тренировки и отработки двигательных, сенсорных, интеллектуальных навыков. В зависимости от характера трудовых движений, методика нацелена на точность, ловкость, скорость, координацию, темп.
2.1.3. Практические.
1. Упражнения для формирования навыков и умений и получения знаний.
2. Лабораторно-практические методы. Как правило, это исследовательские работы, которые так же являются источником получения знаний и формируют навыки исследовательской деятельности.
3. Упражнения на тренажерах используются для формирования и закрепления новых навыков и умений.
Третья подгруппа во II-ой большой группе методов классифицируется в зависимости от уровня обучения, на который нацелен учебный процесс. Рассмотрим это разделение.
2.3.1. Репродуктивные методы.
1. Объяснительно-иллюстративные методы. В основном они ориентированы на восприятие, повышение доступности и улучшение понимания изучаемого материала.
2. Репродуктивные. Помогают запоминать материал, а потом воспроизводить его (системное изложение, обобщение и выводы после каждого отрезка учебных сведений, методы сравнения, обнаружения закономерностей).
Пример. Порядок чисел 11, 9, 2, 3, 7, 0, 1, 5 запомнить трудно, а расположение их по возрастанию - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 – гораздо легче.
Здесь же используют мнемонические правила: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» означает 7 цветов спектра. Артист цирка (Лионелли, Дмитрий или Юрий) Лонго запоминал большое количество не однозначных чисел, которые предлагали из зрительного зала, а затем называл их в строгом порядке. Дело было не в феноменальной памяти. На самом деле, артист представлял, что прогуливается по очень знакомой ему улице, и каждому дому он присваивал услышанную от зрителей цифру. При повторении заданных цифровых значений Лонго вновь «проходил от здания к зданию» и называл числа, тем самым не нарушив последовательности и удивляя зрителей.
К репродуктивным методам относится методика опорных сигналов, о которой говорится в издании В. Шаталова «Куда исчезли тройки».
2.3.2. Продуктивные методы.
В учреждениях системы НПО в основном обучение носит репродуктивный характер, однако для развития в подростке познавательных сил, творческого начала, для формирования навыков работы в необычных условиях практикуют применение практических методов.
Учебная (познавательная) проблема. Это такая форма вопроса, на который нельзя дать ответ, только лишь напрягая свою память. Необходимо подключать мышление. Вопрос стоит на границе между знанием и незнанием. При решении учебной проблемы учащийся делает для себя «открытие», добывает знание самостоятельно.
Вот два вопроса-проблемы. 1. Сколько лет моей теще? 2. В каком интервале возраст моей тещи? При ответе на первый вопрос мыслить и напрягать память не надо. Во втором же вывод делается по мысли, оценивая возраст зятя и прибавляя к нему лет 20-25.
В научной проблеме при решении ученый открывает знание для всех.
1. Проблемное изложение. Принцип метода в том, что педагог ставит перед аудиторией проблему и решает ее, демонстрируя способы решения. Инициатива здесь на стороне преподавателя и он редко использует помощь учащихся, а чаще всего формирует тезис или антитезис, а учащиеся осуществляют логический вывод.
Разновидности проблемного изложения:
· при диалогическом изложении преподаватель постепенно вовлекает учащихся в ход объяснений и «центр тяжести» смещается в их сторону. Большую часть вопросов в итоге решает аудитория, и работа переходит уже в частично-поисковые методы.
2. Проблемное обучение.
· Поисковые методы (исследовательские). Суть таких методов заключается в том, что педагог не формулирует проблему перед учащимися, а сами обучаемые находят ее и решают.
· Частично-поисковые методы.
Следующая подгруппа методов из 2-ой большой группы классифицируется по степени непосредственного участия педагога в управлении процессом обучения самостоятельной деятельностью обучаемых. Ниже представлена схема четвертой подгруппы и описание методов.
2.4.1. Методы управления всей аудиторной работой при непрерывном участии педагога в развитии мышления, внимания, в контроле за дисциплиной. Подгруппа включает разные методы.
1. Методы подготовки к восприятию учебного материала. В цирке фокусник не готовит зрителей к представлению и не предвещает им зрелищного итога. Лишь увидев фокус, публика изумляется. А в обучении важно получить положительный результат, что бы усвоение произошло на 100%. В этом помогает актуализация опорных знаний, которую проводят перед изучением новой темы.
2. Методы оказания помощи в восприятии, осмыслении, понимании и запоминании учебных сведений.
3. Методы оперативной диагностики. С помощью них возможно быстро выявлять и исправлять недостатки хода аудиторной работы. Назовем некоторые способы: наблюдение и учет, устный опрос, риторические вопросы (такие вопросы, на которые преподаватель не ждет ответа от учащихся, а сам отвечает, замечая реакцию аудитории он оценивает, кто вовлечен в работу, а кто в ней не участвует).
4. Методы коррекции используют обязательно, поскольку не все во время занятия проходит по плану, по конспекту урока и что-нибудь происходит не запланировано. В таких случаях предложены варианты, что бы отреагировать на ситуацию и вернуть ход урока в прежнее русло:
- сократить или отбросить второстепенный материал;
- ускорить сообщение информации;
- переключиться на индуктивную логику изложения материала;
Подобные методы должны продумываться педагогом заранее. Лишь очень опытные преподаватели могут сориентироваться прямо на уроке, исправить возможные недостатки и приблизить ход занятия к запланированному, без снижения эффективности. Уместно привести высказывания Ю. Гусмана: «Самая лучшая импровизация – продуманная заранее».
2.4.2. Методы управления самостоятельной работой.
Самостоятельной работой учащиеся заняты не только дома, но и в учебном заведении. Это учебная деятельность в лабораторных кабинетах, в мастерских, классе, после инструктажей учащиеся приступают к самостоятельному выполнению заданий. Управлять такой работой можно по-разному, различными методами.
1. Методы устного инструктирования во время вводного, текущего, заключительного инструктажа. Сюда относятся и методы индивидуального и группового инструктирования.
2. Методы письменного инструктирования. Объяснять задания можно с помощью методических указаний к выполнению лабораторных, контрольных и других видов работ, инструкционных карт, инструкционно-технологических карт.
3. Методы инструктирования с помощью технических средств обучения (ТСО) и средств вычислительной техники (ВТ). Так инструктаж может быть снят на видео или быть в анимационном виде. Перед выполнением работ, отработкой трудовых операций инструктаж демонстрируется учащимся.
2.4.3. Методы управления домашней работой. Педагог не участвует в выполнении работы учащимися, но в процессе выдачи осуществляется их взаимодействие с помощью следующих методов.
1. Методы выдачи домашнего задания (устные и письменные).
2. Методы заочного консультирования в виде методических рекомендаций по выполнению домашних заданий или методические издания под названием «Типичные ошибки при выполнении домашних работ».
2.4.4. Методы программированного обучения. Использование этих методов подразумевает, что обучаемые не контактируют с преподавателем, а обучаются на расстоянии, на дистанции. Отсюда и название – дистанционное обучение. Такой метод получения знаний был придуман незадолго до изобретения компьютеров в США, в 1949 году, на основе разработок по линейному программированию Скиннера и разветвленному программированию Кроудера. Метод программированного обучения заключается в поэлементном освоении, контроле учебного материала и поэлементном управлении учением. В зависимости от результативности усвоения каждого элемента, каждый учащийся «движется» по своей собственной образовательной траектории. Приведем схемы, иллюстрирующие проведение программированного обучения.