Материалы для обсуждения
A. «Нигилизм (в переводе с латинского – ничто) вообще выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия … Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению… Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектическое отрицание – разные вещи… Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть определителем его конкретного вида, а степень, т.е. инициативность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала… Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения». (Общая теория государства и права: академический курс в 2 т. – Т. 2. Теория права / отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 1998. – С. 400–405).
В. «Притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям является результатом нашего застарелого зла – отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа. По поводу этого Герцен еще в начале пятидесятых годов прошлого века писал: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно также поступает правительство». Дав такую безотрадную характеристику нашей правовой неорганизованности, сам Герцен, однако, как настоящий русский интеллигент добавляет: «Это тяжело и печально сейчас, но для будущего это – огромное преимущество. Ибо это показывает, что в России позади видимого государства не стоит его идеал, государство невидимое, апофеоз существующего порядка вещей».
Итак, Герцен предполагает, что в этом коренном недостатке русской общественной жизни заключается известное преимущество. Мысль эта принадлежала не лично ему, а всему кружку людей сороковых годов и, главным образом, славянофильской группе их. В слабости внешних правовых форм и даже в полном отсутствии внешнего правопорядка в русской общественной жизни они усматривают положительную, а не отрицательную сторону. Так, Константин Аксаков утверждал, что в то время, как «западное человечество» двинулось «путем внешней правды, путем государства», русский народ пошел «путем внутренней правды» (Кистяковский Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание). – В кн. Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей 1909–1910. – М., 1991. – С. 113–114).
С. «Неуклонное повышение всемирной правовой культуры отнюдь не означает, что в каждой отдельно взятой стране этот процесс непрерывен. Могут, и, как правило, бывают, зигзаги в развитии культуры вообще, правовой культуры в частности. Диктаторский политический режим, обычно сопровождающийся правовым нигилизмом, не только тормозит, но и отбрасывает назад правовую культуру данного общества. Поэтому при общем всемирном процессе повышения правовой культуры ее состояние в конкретной стране может быть различным. Правовая культура может периодически находиться на высоком, среднем и низком уровне ее развития» (Дробязко С.Г. Общая теория права: учебное пособие для вузов / Дробязко С.Г., Козлов В.С. – Мн.: Амалфея, 2005. – С. 458).