Блок XI
Резюме
Материалы для обсуждения
A. «Достижение надлежащего качества и эффективности нормативных правовых актов предполагает совершение правотворческим органом целого комплекса работ. Во-первых, должны быть выявлены социальные факторы, в которых проявляются потребности общества в правовой регламентации определенной области общественных отношений. Во-вторых, должен быть проведен анализ этих факторов и их взвешивание, т.е. установление мощности каждого как положительно, так и отрицательно действующего фактора. В-третьих, необходимо определение направленности действия социальных факторов по отношению друг к другу и к цели законопроекта, а также выявление суммарного результата действия факторов. И наконец, должны быть рассмотрены различные варианты решения проблемной ситуации и проведен поиск оптимального решения» (Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко. – М., 2005. – С. 576).
B. «Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену... По своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания... Демократизм правотворческой процедуры предполагает активное участие партий, массовых движений предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений. Однако это не исключает того, что правотворчество, в какой бы форме оно ни осуществлялось, есть деятельность государства, форма государственного руководства обществом» (Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999. – С. 307).
Одной из основных форм руководства обществом выступает правотворчество.
Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов (общественных организаций, народа) по разработке и принятию нормативных правовых актов.
Это деятельность, связанная с созданием права, начиная от идей и заканчивая принятием законодательства. Нормотворчество и законотворчество выступает формами правотворчества. Виды правотворчества:
– правотворчество народа путем референдума;
– правотворчество государственных органов (особая роль парламента);
– правотворчество общественных организаций по поручению государства.
Основными принципами правотворчества является: конституционность, соответствие актов нижестоящих государственных органов актам Главы государства и вышестоящих органов, приоритет общепризнанных принципов международного права, защита прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости, научность.
Нормотворческий процесс – это нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных) лиц по разработке и принятию нормативных правовых актов, введению в действие.
Стадии нормотворческого процесса в Республике Беларусь:
– планирование нормотворческой деятельности;
– нормотворческая инициатива;
– подготовка проекта нормативного правового акта;
– принятие (издание) нормативного правового акта;
– включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
– опубликование.
Субъектами нормотворческой инициативы, в соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь, Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» являются: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания, Совет Республики Национального собрания, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Правом законодательной инициативы по вопросу изменения, дополнения Конституции обладают Президент и не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Юридическая техника – это совокупность приемов, правил подготовки проектов нормативных правовых актов. Она включает в себя: юридическую терминологию, юридические конструкции и способы конструирования нормативного правового акта.
Систематизация законодательства – это деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведения их в единую внутренне согласованную систему. Основными видами систематизации является: учет НПА, кодификация, инкорпорация и консолидация. Наиболее важный и эффективный вид систематизации – кодификация.
Кодификация – вид систематизации нормативных правовых актов (один из эффективнейших), сопровождающийся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений.
Правотворчество и систематизация
нормативных правовых актов