Материалы для размышления

A. «Вопреки философам и ученым, считавшим основной идеей права «солидарность», «свободу» или «волю господствующего класса», предлагается считать основой права порядок и стабильность. Право основано не (только) на солидарности, ибо с помощью права подавляются противники классового мира; оно – не воплощение свободы, потому что порой порабощает не малую часть общества; оно выражает не (только) волю господствующего класса, поскольку этот класс вынужден учитывать и защищать интересы других слоев общества. Но право всегда противоположно произволу, а также социальному хаосу и беспорядку. Право – это способ стабилизации и воспроизводства общественных отношений (с преимущественным учетом интересов социальных групп, способных определять содержание права)». (Общая теория государства и права: академический курс в 2 т. – Т. 2. Теория права / под ред. М.Н. Марченко.– М., 1998. – С. 43).

B. «Понятие справедливости многогранное, по-разному интерпретируемое. Справедливость у каждой социальной группы, а тем более у каждого индивида своя, особенная, зачастую не совпадающая со справедливостью других. Поэтому необходимо воплощение общепризнанной справедливости, а такая справедливость возможна только политическая, т.е. исходящая от государства, которое в условиях демократической политической системы призвано ее законодательно утверждать главным образом путем обеспечения гармоничного сочетания интересов всех социальных групп, личности и общества в целом. Право, выражая общесоциальную политическую справедливость, должно быть регулятором верховенствующим; ему должен принадлежать суверенитет; оно должно господствовать, а, следовательно, охраняться государством, его предписания должны быть точными и выступать в определенной форме – иначе оно не может выполнять миссию справедливого общесоциального регулятора» (Дробязко С.Г., Коз-лов В.С. Общая теория права. – Мн., 2005. – С. 52–53).

C. «По вопросу о ценности права в философской и юридической мысли сложились разные подходы. Один из них подчеркивает и даже преувеличивает ценность права. Другой подход выражен в юридическом нигилизме, скептическом или безразличном отношении к праву, неверии в социальный потенциал, в социальное назначение. И, наконец, третья позиция, например нормативизм Г. Кельзона, отрицает возможность вообще какой-либо оценки прав» (Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М., 1999. – С. 175).

D. С.С. Алексеев говорит не только о ценности права вообще, но и правовых ценностях. «Правовые ценности – это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К ним относятся: конкретное выражение собственной ценности права в практической жизни людей – безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов; фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы; особые правовые средства и юридические механизмы (все то, что называется юридическим инструментарием), обеспечивающие ценность права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования и т.д. Особый пласт правовых ценностей относится к частному праву. Цивильные институты собственности, сделок, разнообразных договорных обязательств – все эти и аналогичные институты обеспечивают высокий правовой статус автономной личности, приоритетную юридическую значимость индивидуальной воли» (Алексеев С.С. Теория права. – М., 1995. – С. 167–168).