Блок IV
Резюме
Материалы для обсуждения
A. «Причины многообразия форм государства различны. Форма государства зависит от типа государства. Другой причиной является соотношение классовых, социальных сил… Важную роль играют конкретно-исторические условия… На федеративное устройство важное влияние оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству… Несомненное влияние на формы государства оказывают традиции…, сказывается на формах правления и идеологический фактор» (Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. – М., 1999. – С. 124–125).
B. «Не существует строгой взаимосвязи между формой государства и содержанием или функциями государственной власти. Так, и правовое, и полицейское государство допускает республиканскую и монархическую формы правления, унитарное и федеративное – территориальное устройство. Государственная власть в форме монархии и в форме республики может решать одни и те же задачи. Социальная направленность государственной политики, патерналистские функции государства возможны в условиях и демократического, и авторитарного государственного режима… Категории формы государства нельзя применять к тоталитарным системам ХХ века. Тоталитаризм имитирует республиканские демократические институты, но по существу он означает деспотизм». (Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. – С. 595).
C. «… Имея общее представление о формах государства, их общеродовых признаках и чертах, для глубокого и разностороннего изучения необходимо соотносить данные формы с конкретным типом государства, наполнять их конкретным социально-классовым содержанием. Каждая из форм государства имеет свою политико-практическую значимость лишь в том случае, когда она не берется сама по себе, вообще, безотносительно ко времени и пространству, а соотносится с конкретным, вполне определенным типом государства» (Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко. – М., 2005. – С. 183).
D. «Формирование института президентства в России отвечает общим закономерностям современной общепланетарной государственности – из 183 государств при ООН 130 имеет президентские системы правления» (Теория государства и права. Часть I. Теория государства / под общ. ред. А.Б. Венгерова. – М., 1995. – С. 231).
Важнейшей характеристикой государства является его форма. Форма государства – это способ организации, устройства и осуществления государственной власти. Она включает в себя форму правления, форму государственного устройства и государственный режим. Совокупность различных факторов влияет на форму государства: тип государства, соотношение классовых, социальных сил, исторические, национальные, культурные, религиозные традиции, государственная идеология и т.д. Содержание, социальная направленность государства влияют на форму и наоборот, однако форма обладает и относительной самостоятельностью, выражающейся в преемственности, внутренних законах развития.
Форма правления – это совокупность способов организации государственной власти.
Основные формы правления: монархия (абсолютная, ограниченная, конституционная, парламентская …) и республика (парламентская, президентская, смешанная).
Форма государственного (территориального) устройства – это совокупность способов устройства государственной власти.
Формы государственного устройства бывают простые (унитарное государство) и сложные (федерация, конфедерация, уния и др.).
Государственный (политический) режим – это совокупность способов осуществления государственной власти. Он может быть демократическим (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической демократией, либерально-демократическим) и антидемократическим (тоталитарным, фашистским, авторитарным, тираническим, деспотическим и т.д.).