Государство как национальное хозяйство
Экономический аспект государства проявляется в извлечении прибыли (выгоды) в результате хозяйственной деятельности его правителей. Принудительное извлечение дани у подвластного населения в размере и формах установленных государством являлось хозяйственным поведением. Например, сбор дани на Руси в 10-11 веках – полюдье (Б. А. Рыбаков). Дань обеспечивала власти прожиточный уровень, намного превышающий средний по стране. Во-вторых, за счет дани государство могло осуществлять свои функции. Государство являлось средством хозяйственной адаптации его правителей. Это капитал, который возрастал благодаря хозяйственной деятельности населения страны.
В процессе эволюции вида Homo sapiens возникали определенные базовые компоненты хозяйственной культуры, которые лежат в основе современной экономики.
Экономическая аксиома №1. Социальная организация людей племени одомашнила диких растений и животных, создала селение (село) и хозяйство, как искусственную среду, благоприятную для жизни человека.
Экономическая аксиома №2. Племена, обладающие профессиональными военными (охотничьими) умениями, создали городское хозяйство, государство (ср. укр. господарство – хозяйство) на основе территории подвластных племен и социальную иерархию народности. Они создали хозяйственную среду, благоприятную для жизни меньшинства, и неблагоприятную для большинства населения народности.
Экономическая аксиома №3. Государства, обладающие профессиональной армией, в результате подчинения нескольких соседних народностей создали национальное хозяйство и право. В результате многочисленных завоеваний современные государства обрели существующие границы и создали иерархию государств. В результате была создана хозяйственная среда, благоприятная для жизни меньшинства, и неблагоприятная для жизни большинства человечества.
С появлением института права существующее положение закрепляется в законах, дань превращается в налоги, имущие правят государством, а неимущие – работают, чтобы прокормить себя и имущих. Государство сосредоточивает в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Оно продуцирует законы, которые ему экономически выгодны, оно исполняет эти законы так, как ему экономически выгодно, и реализует судебную власть, как ему экономически выгодно.
Государство управляет тенденциями экономического развития страны военными, административными и экономическими методами. И за тысячи лет в государстве произошли только формальные изменения, но не изменения по существу.
За последние 10 тысяч лет только две страны сделали попытку принципиально изменить государство: США и СССР. США впервые в истории сделали государство демократическим и рациональным, а человека свободным и правомочным, создали независимые ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную, а также условия для развития страны и в 20 веке добились мирового лидерства. Но они не ставили перед собой стратегических задач совершенствования своего государства.
СССР ставил стратегические задачи совершенствования своего государства, впервые в истории поставил задачу планирования развития страны. Стратегия СССР была связана с коммунистической идеологией, а потому была утопической. Были созданы коммунистическое (теократическое) государство типа диктатуры и социальная иерархия с фактически бесправным большинством. Принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной фактически не соблюдался. СССР декларативно представлял советского человека деятелем мирового масштаба («Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» В. Ленин, «Пролетарии всех стран – соединяйтесь» К. Маркс). На деле советский человек не имел права становиться предпринимателем, ни публично выражать свое мнение, ни выезжать за границу.
10 тысяч лет государство служило средством для процветания меньшинства населения страны. Общество было инструментом в руках государства. Необходима реконструкция организации общества. Государство должно стать инструментом в руках общества.