Структура знаний современного человека

Иерархия знаний современного человека

Техническое знание человека содружества
Профессиональное знание человека нации
Витальное знание индивидуума
Информационное знание человека империи
 
Бытовое знание человека рода
Кибернетическое знание индивидуально выраженного человечества

 


Знание человека
Витальное знание человека
Профессиональное знание нации
Информационное знание империи  
Бытовое знание рода
Техническое знание содружества
Кибернетическое знание человечества
Организм человека
Физиологические потребности
Физическая среда, окружающая человека
Опытное бытовое знание человека рода
Биологическая среда человека
Материальная среда рода
Народная медицина
Социальная среда рода
Гигиена человека рода  
Опытное биологическое знание

 


Зна́ние — результат деятельности человека, отраженный в его психике.

Витальное знание – результат биологической деятельности человека, отраженный в его инстинктах.

Организм человека – это целостная биологическая система, обладающая характерными признаками вида Homo sapiens.

1-й уровень. Организм состоит из атомов.

2-й уровень. Атомы связаны в молекулы.

3-й уровень. Молекулы образуют макромолекулы (высокомолекулярные соединения – органические и неорганические).

4-й уровень. Из молекул состоят живые клетки.

5-й уровень. Из клеток формируются ткани организма. Специализация начинается уже на уровне клетки. Каждая клетка выполняет определенную функцию, это задается ее устройством. Например, нервные клетки формируют нервную ткань, слизистые – слизистый эпителий.

6-й уровень. Ткани образуют органы, которые выполняют определенную функцию в организме. Например, почки выполняют выделительную функцию, сердце обеспечивает функцию передвижения крови (насосную).

7-й уровень. Органы в организме объединены в системы органов. Например: мочевыделительная система состоит из пары почек, двух мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

8-й уровень.Системы органов образуют целостный организм человека.

Физиологические потребности человека – это его потребности в самосохранении, посредством дыхания, питания, активности и репродукции.

Физическая среда, окружающая человека – это среда планеты Земля, среда Солнечной системы, среда Галактики Млечный путь.

Биологическая среда человека – это определенная часть биосферы Земли, входящая в его экологическую нишу, а также социум половых партнеров и родственников.

Биосфера Земли – это ее оболочка, которая содержит живые организмы и продукты их жизнедеятельности, остатки организмов и продуктов их жизнедеятельности. Проникает в атмосферу, гидросферу и литосферу Земли.

Опытное биологическое знание – отражение в инстинктах онтогенетической биологической адаптации, в том числе, отражение физиологических потребностей.

Бытовое знание – результат бытовой деятельности человека, отраженный в его психике.

Гигиена (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») предусматривает мероприятия обеспечивающие профилактику заболеваний, сохранение здоровья человека. Гигиена включает в себя несколько разделов:

1. гигиена тела человека;

2. гигиена отдыха;

3. гигиена питания;

4. гигиена половой жизни;

5. гигиена бытовой среды.

Гигиена тела — это уход за кожей и органами, выходящими на поверхность тела. Свои многообразные функции кожа выполняет, будучи здоровой, а здоровье кожи — результат постоянного ухода за ней и содержания ее в чистоте. Основа ухода за кожей — регулярное мытье тела. Особенно тщательный уход за кожей требуется в подростковом возрасте, когда отмечается повышенная деятельность сальных и потовых желез. Уход за кожей рук требует особого внимания, так как на нее могут попасть патогенные микробы, которые затем будут перенесены на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%), находящихся на коже кистей рук, скапливается под ногтями. После туалета, выполнения работы и перед едой необходимо мыть руки с мылом. Систематического ухода требуют и ноги. Их нужно мыть с мылом ежедневно, чаще менять носки.

Гигиена рта достигается посредством чистки зубов и полоскания полости рта. Зубы чистят с целью удаления бактериального налета. Здоровые зубы гарантируют тщательное пережевывание и лучшее усвоение пищи организмом.

Кариес — одно из самых массовых заболеваний зубов, часто является причиной возникновения других болезней человека, например, гастритов.

Ка́риес (лат. Caries dentium) — это патологический процесс, начинающийся после прорезывания зубов и сопровождающийся деминерализацией и размягчением твердых тканей зуба с последующим образованием дефекта в виде полости.

Коронка зуба (corona dentis) – часть зуба, выступающая в полость рта над десной.

Корень зуба (radix dentis) – часть зуба, расположенная в зубной альвеоле.

Альвеола (в стоматологии) — зубная лунка, углубление в челюсти, в которой находится корень зуба.

Пародо́нт — комплекс тканей, окружающих и удерживающих зуб в альвеоле.

Дёсны (лат. Gingiva) — это слизистая оболочка, покрывающая альвеолярные отростки челюстей и охватывающая зубы.

Альвеолярные отросток — анатомическая часть челюсти, несущая на себе зубы.

Основные мероприятия по профилактике кариеса состоят в рационализации питания человека и соблюдения гигиены полости рта.

Гастри́т (лат. gastritis, от др.-греч. γαστήρ (gaster) «желудок» + -itis воспалительные изменения слизистой оболочки) — обозначает воспалительные и дистрофические изменения слизистой оболочки желудка.

Желудок представляет собой расширение пищеварительной трубки, которое располагается между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. Пища в желудке подвергается химической и механической обработке. Механическая обработка пищи обеспечивается моторной деятельностью желудка, химическая осуществляется за счет ферментов желудочного сока. Размельченные и химически обработанные пищевые массы в смеси с желудочным соком образуют химус.

Форма и границы желудка непостоянны и зависят от количества содержимого, функционального состояния желудка, положения тела, телосложения, режима питания, состояния окружающих органов, тонуса мышц брюшного пресса, фазы дыхания. Емкость желудка взрослого человека составляет около 1,5 – 3 л. У взрослого человека в течение суток образуется и выделяется около 2 – 2,5 л желудочного сока. Главный неорганический компонент желудочного сока — соляная кислота.

Пищево́д (лат. œsóphagus) — часть пищеварительного канала, по которому пища из глотки поступает в желудок.

Двенадцатипе́рстная кишка́ (лат. duodénum) — начальный отдел тонкой кишки у человека, следующий после привратника желудка. Двенадцатиперстная кишка тесно связана с поджелудочной железой и желчевыделительной системой.

Жёлчь (лат. bilis, др.-греч. χολή) — выделяемая печенью и накапливаемая в жёлчном пузыре жидкость. Секреция жёлчи производится клетками печени. Жёлчь собирается в жёлчных протоках печени, а оттуда поступает в жёлчный пузырь и в двенадцатиперстную кишку, где участвует в процессах пищеварения.

Печень – пищеварительная железа, которая располагается в брюшной полости, прилегая к диафрагме справа. Кроме формирования жёлчи, участвует в пищеварении. В печени происходит связывание токсичных веществ. Печень служит также как депо крови, которое может возмещать ее, например, при потере.

Привра́тник желу́дка — сфинктер, отделяющий желудок от двенадцатиперстной кишки и выполняющий функцию регулятора поступления желудочного содержимого в двенадцатиперстную кишку по мере её готовности.

Поджелу́дочная железа́ (лат. pancreas) — о́рган пищеварительной системы. Участвует в переваривании жирной, углеводистой и белковой пищи. Выделяет определенные гормоны, например, инсулин, в кровь.

Инсули́н (от лат. insula — остров) — гормон поджелудочной железы. Оказывает влияние на обмен практически во всех тканях. Основное действие инсулина заключается в снижении концентрации глюкозы в крови. При недостаточности инсулина в организме происходит нарушение обмена веществ, может возникнуть сахарный диабет.

Са́харный диабе́т (лат. diabetes mellītus) — группа заболеваний, развивающихся вследствие недостаточности гормона инсулина, в результате чего увеличивается содержание глюкозы в крови.

Уход за волосами предусматривает их своевременную стрижку и мытье.

После каждого мочеиспускания и дефекации, а также утром и обязательно перед сном половые органы и область заднего прохода следует обмыть тёплой водой. Детей с раннего возраста приучают к регулярному опорожнению мочевого пузыря и кишечника, т. к. задержка естественных отправлений ведёт к переполнению прямой кишки и мочевого пузыря, что отрицательно сказывается на функции органов таза, а у девочек может обусловить нарушение нормального положения матки. К 5-6 годам детей следует научить самостоятельному уходу за половыми органами. Дети должны носить удобное, не стесняющее движений и не прилегающее плотно к половым органам бельё из натуральных тканей.

Гигиена отдыха человека включает в себя в первую очередь чередование режимов его труда и отдыха: суточных, недельных, годовых; режимов активности и покоя человека.

Гигиена питания на бытовом уровне заключается в обеспечении рационального питания в зависимости от возраста человека, состояния его здоровья, физической и умственной нагрузки, времени дня и года. Рациональное питание в первую очередь подразумевает соблюдение режима питания. Под режимом питания понимают количество приемов пищи в течение суток, интервалы между приемами пищи и распределение объема пищи на каждый прием. Необходимо также соблюдение санитарных правил при приобретении, обработке и хранении продуктов питания.

Гигиена половой жизни требует, чтобы перед половым актом мужчина и женщина приняли душ. Обязательно обмывание наружных половых органов, промежности и ануса тёплой водой с мылом до и после коитуса (необходимо наличие индивидуальных полотенец для обтирания). Следует воздерживаться от полового акта в дни менструаций, так как в половые пути возможно попадание возбудителей инфекции и усиление кровотечения; кроме того, половая жизнь во время менструации может вызвать воспаление мочеиспускательного канала у мужчины, что связано с попаданием в канал менструальной крови. Во время беременности следует ограничивать половую жизнь, а в последние два месяца перед родами и в течение 6-8 недель после родов полностью исключать.

Гигиена бытовой среды человека включает в себя соблюдение санитарных правил ее формирования и содержания, применение безопасных для здоровья материалов и продуктов питания.

Народная медицина– эволюционно начальная форма медицины, источник профессиональных медицинских знаний.Этосовокупность накопленных человечеством эмпирических сведений о болезнях, а также о методах и средствах их лечения. Передавались из поколения в поколение, нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках и письменных источниках, например, в травниках. Профессиональные представители народной медицины – знахари.

Знахарство –народные способы и средства лечения в совокупности с религиозными ритуалами.

Обычная бытовая материальная среда – совокупность приспособлений трофической, климатической и санитарно-гигиенической адаптации, а также продуктов питания, лечения и художественной деятельности.

Обычная бытовая социальная среда – супруги и родственники.

Опытное бытовое знание – результат онтогенетической бытовой деятельности рода, отраженный в психике ее членов.

Профессиональное знание нации – результат филогенетической хозяйственной деятельности нации, отраженный в психике экономически активного населения.

Информационное знание империи – результат филогенетической художественной деятельности империи, отраженный в психике художественно активного населения.

Техническое знание содружества – результат филогенетической научной деятельности содружества, отраженный в психике образовательноактивного населения.

Кибернетическое знание человечества – результат филогенетической технологической деятельности, отраженный в психике технологически активного населения.

Каждый современный активный человек обладает индивидуальным витальным знанием, бытовым знанием своего рода, определенным профессиональным знанием нации, определенным информационным знанием империи, определенным техническим знанием содружества и определенным кибернетическим знанием человечества.

Витальные циклы человека  
Структура витальных циклов человека

 

Онтогенез человека
Участие в циклах движения генофонда земной жизни
Общий филогенез
Репродуктивные циклы
Участие в циклах движения генофонда вида
Филогенез человека
Статические циклы
Трофические циклы
Возрастные циклы человека от рождения до смерти
Функциональные циклы половозрелого организма человека
 

 


Общий филогенез– это процесс эволюции земных организмов.

Движение (изменение химического состава) генофонда земной жизни связано с адаптациогенезом земной жизни и физической эволюцией Земли и Солнечной системы.

Движение генофонда вида связано с эволюцией культуры вида и движением генофонда земной жизни.

Онтогенез человека связан с текущей адаптацией его лично, семьи, нации, человечества и филогенезом вида.

Трофические, статические и репродуктивные циклы организма человека происходят в его онтогенезе.

 

 

Эти первые частицы живого представляли собой, вероятно, «голые гены», жившие за счет энергии, аккумулированной в органическом бульоне.

Гены обладают способностью к репликации, размножению и мутированию. Репликация создаёт фракцию мутантных форм. Размножение продолжается до пределов, устанавливаемых физическими факторами среды. В результате между генами или их носителями рано или поздно возникает конкуренция за ресурсы среды, имеющиеся в ограниченном количестве, и в этой конкуренции некоторые формы будут размножаться более успешно, чем другие. Таким образом, тенденция к эволюции — один из основных атрибутов жизни в мире ограниченных ресурсов. Возникновение жизни положило начало процессу органической эволюции.