Структура знаний современного человека
Иерархия знаний современного человека
Техническое знание человека содружества |
Профессиональное знание человека нации |
Витальное знание индивидуума |
Информационное знание человека империи |
Бытовое знание человека рода |
Кибернетическое знание индивидуально выраженного человечества |
Знание человека |
Витальное знание человека |
Профессиональное знание нации |
Информационное знание империи |
Бытовое знание рода |
Техническое знание содружества |
Кибернетическое знание человечества |
Организм человека |
Физиологические потребности |
Физическая среда, окружающая человека |
Опытное бытовое знание человека рода |
Биологическая среда человека |
Материальная среда рода |
Народная медицина |
Социальная среда рода |
Гигиена человека рода |
Опытное биологическое знание |
Зна́ние — результат деятельности человека, отраженный в его психике.
Витальное знание – результат биологической деятельности человека, отраженный в его инстинктах.
Организм человека – это целостная биологическая система, обладающая характерными признаками вида Homo sapiens.
1-й уровень. Организм состоит из атомов.
2-й уровень. Атомы связаны в молекулы.
3-й уровень. Молекулы образуют макромолекулы (высокомолекулярные соединения – органические и неорганические).
4-й уровень. Из молекул состоят живые клетки.
5-й уровень. Из клеток формируются ткани организма. Специализация начинается уже на уровне клетки. Каждая клетка выполняет определенную функцию, это задается ее устройством. Например, нервные клетки формируют нервную ткань, слизистые – слизистый эпителий.
6-й уровень. Ткани образуют органы, которые выполняют определенную функцию в организме. Например, почки выполняют выделительную функцию, сердце обеспечивает функцию передвижения крови (насосную).
7-й уровень. Органы в организме объединены в системы органов. Например: мочевыделительная система состоит из пары почек, двух мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
8-й уровень.Системы органов образуют целостный организм человека.
Физиологические потребности человека – это его потребности в самосохранении, посредством дыхания, питания, активности и репродукции.
Физическая среда, окружающая человека – это среда планеты Земля, среда Солнечной системы, среда Галактики Млечный путь.
Биологическая среда человека – это определенная часть биосферы Земли, входящая в его экологическую нишу, а также социум половых партнеров и родственников.
Биосфера Земли – это ее оболочка, которая содержит живые организмы и продукты их жизнедеятельности, остатки организмов и продуктов их жизнедеятельности. Проникает в атмосферу, гидросферу и литосферу Земли.
Опытное биологическое знание – отражение в инстинктах онтогенетической биологической адаптации, в том числе, отражение физиологических потребностей.
Бытовое знание – результат бытовой деятельности человека, отраженный в его психике.
Гигиена (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») предусматривает мероприятия обеспечивающие профилактику заболеваний, сохранение здоровья человека. Гигиена включает в себя несколько разделов:
1. гигиена тела человека;
2. гигиена отдыха;
3. гигиена питания;
4. гигиена половой жизни;
5. гигиена бытовой среды.
Гигиена тела — это уход за кожей и органами, выходящими на поверхность тела. Свои многообразные функции кожа выполняет, будучи здоровой, а здоровье кожи — результат постоянного ухода за ней и содержания ее в чистоте. Основа ухода за кожей — регулярное мытье тела. Особенно тщательный уход за кожей требуется в подростковом возрасте, когда отмечается повышенная деятельность сальных и потовых желез. Уход за кожей рук требует особого внимания, так как на нее могут попасть патогенные микробы, которые затем будут перенесены на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%), находящихся на коже кистей рук, скапливается под ногтями. После туалета, выполнения работы и перед едой необходимо мыть руки с мылом. Систематического ухода требуют и ноги. Их нужно мыть с мылом ежедневно, чаще менять носки.
Гигиена рта достигается посредством чистки зубов и полоскания полости рта. Зубы чистят с целью удаления бактериального налета. Здоровые зубы гарантируют тщательное пережевывание и лучшее усвоение пищи организмом.
Кариес — одно из самых массовых заболеваний зубов, часто является причиной возникновения других болезней человека, например, гастритов.
Ка́риес (лат. Caries dentium) — это патологический процесс, начинающийся после прорезывания зубов и сопровождающийся деминерализацией и размягчением твердых тканей зуба с последующим образованием дефекта в виде полости.
Коронка зуба (corona dentis) – часть зуба, выступающая в полость рта над десной.
Корень зуба (radix dentis) – часть зуба, расположенная в зубной альвеоле.
Альвеола (в стоматологии) — зубная лунка, углубление в челюсти, в которой находится корень зуба.
Пародо́нт — комплекс тканей, окружающих и удерживающих зуб в альвеоле.
Дёсны (лат. Gingiva) — это слизистая оболочка, покрывающая альвеолярные отростки челюстей и охватывающая зубы.
Альвеолярные отросток — анатомическая часть челюсти, несущая на себе зубы.
Основные мероприятия по профилактике кариеса состоят в рационализации питания человека и соблюдения гигиены полости рта.
Гастри́т (лат. gastritis, от др.-греч. γαστήρ (gaster) «желудок» + -itis воспалительные изменения слизистой оболочки) — обозначает воспалительные и дистрофические изменения слизистой оболочки желудка.
Желудок представляет собой расширение пищеварительной трубки, которое располагается между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. Пища в желудке подвергается химической и механической обработке. Механическая обработка пищи обеспечивается моторной деятельностью желудка, химическая осуществляется за счет ферментов желудочного сока. Размельченные и химически обработанные пищевые массы в смеси с желудочным соком образуют химус.
Форма и границы желудка непостоянны и зависят от количества содержимого, функционального состояния желудка, положения тела, телосложения, режима питания, состояния окружающих органов, тонуса мышц брюшного пресса, фазы дыхания. Емкость желудка взрослого человека составляет около 1,5 – 3 л. У взрослого человека в течение суток образуется и выделяется около 2 – 2,5 л желудочного сока. Главный неорганический компонент желудочного сока — соляная кислота.
Пищево́д (лат. œsóphagus) — часть пищеварительного канала, по которому пища из глотки поступает в желудок.
Двенадцатипе́рстная кишка́ (лат. duodénum) — начальный отдел тонкой кишки у человека, следующий после привратника желудка. Двенадцатиперстная кишка тесно связана с поджелудочной железой и желчевыделительной системой.
Жёлчь (лат. bilis, др.-греч. χολή) — выделяемая печенью и накапливаемая в жёлчном пузыре жидкость. Секреция жёлчи производится клетками печени. Жёлчь собирается в жёлчных протоках печени, а оттуда поступает в жёлчный пузырь и в двенадцатиперстную кишку, где участвует в процессах пищеварения.
Печень – пищеварительная железа, которая располагается в брюшной полости, прилегая к диафрагме справа. Кроме формирования жёлчи, участвует в пищеварении. В печени происходит связывание токсичных веществ. Печень служит также как депо крови, которое может возмещать ее, например, при потере.
Привра́тник желу́дка — сфинктер, отделяющий желудок от двенадцатиперстной кишки и выполняющий функцию регулятора поступления желудочного содержимого в двенадцатиперстную кишку по мере её готовности.
Поджелу́дочная железа́ (лат. pancreas) — о́рган пищеварительной системы. Участвует в переваривании жирной, углеводистой и белковой пищи. Выделяет определенные гормоны, например, инсулин, в кровь.
Инсули́н (от лат. insula — остров) — гормон поджелудочной железы. Оказывает влияние на обмен практически во всех тканях. Основное действие инсулина заключается в снижении концентрации глюкозы в крови. При недостаточности инсулина в организме происходит нарушение обмена веществ, может возникнуть сахарный диабет.
Са́харный диабе́т (лат. diabetes mellītus) — группа заболеваний, развивающихся вследствие недостаточности гормона инсулина, в результате чего увеличивается содержание глюкозы в крови.
Уход за волосами предусматривает их своевременную стрижку и мытье.
После каждого мочеиспускания и дефекации, а также утром и обязательно перед сном половые органы и область заднего прохода следует обмыть тёплой водой. Детей с раннего возраста приучают к регулярному опорожнению мочевого пузыря и кишечника, т. к. задержка естественных отправлений ведёт к переполнению прямой кишки и мочевого пузыря, что отрицательно сказывается на функции органов таза, а у девочек может обусловить нарушение нормального положения матки. К 5-6 годам детей следует научить самостоятельному уходу за половыми органами. Дети должны носить удобное, не стесняющее движений и не прилегающее плотно к половым органам бельё из натуральных тканей.
Гигиена отдыха человека включает в себя в первую очередь чередование режимов его труда и отдыха: суточных, недельных, годовых; режимов активности и покоя человека.
Гигиена питания на бытовом уровне заключается в обеспечении рационального питания в зависимости от возраста человека, состояния его здоровья, физической и умственной нагрузки, времени дня и года. Рациональное питание в первую очередь подразумевает соблюдение режима питания. Под режимом питания понимают количество приемов пищи в течение суток, интервалы между приемами пищи и распределение объема пищи на каждый прием. Необходимо также соблюдение санитарных правил при приобретении, обработке и хранении продуктов питания.
Гигиена половой жизни требует, чтобы перед половым актом мужчина и женщина приняли душ. Обязательно обмывание наружных половых органов, промежности и ануса тёплой водой с мылом до и после коитуса (необходимо наличие индивидуальных полотенец для обтирания). Следует воздерживаться от полового акта в дни менструаций, так как в половые пути возможно попадание возбудителей инфекции и усиление кровотечения; кроме того, половая жизнь во время менструации может вызвать воспаление мочеиспускательного канала у мужчины, что связано с попаданием в канал менструальной крови. Во время беременности следует ограничивать половую жизнь, а в последние два месяца перед родами и в течение 6-8 недель после родов полностью исключать.
Гигиена бытовой среды человека включает в себя соблюдение санитарных правил ее формирования и содержания, применение безопасных для здоровья материалов и продуктов питания.
Народная медицина– эволюционно начальная форма медицины, источник профессиональных медицинских знаний.Этосовокупность накопленных человечеством эмпирических сведений о болезнях, а также о методах и средствах их лечения. Передавались из поколения в поколение, нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках и письменных источниках, например, в травниках. Профессиональные представители народной медицины – знахари.
Знахарство –народные способы и средства лечения в совокупности с религиозными ритуалами.
Обычная бытовая материальная среда – совокупность приспособлений трофической, климатической и санитарно-гигиенической адаптации, а также продуктов питания, лечения и художественной деятельности.
Обычная бытовая социальная среда – супруги и родственники.
Опытное бытовое знание – результат онтогенетической бытовой деятельности рода, отраженный в психике ее членов.
Профессиональное знание нации – результат филогенетической хозяйственной деятельности нации, отраженный в психике экономически активного населения.
Информационное знание империи – результат филогенетической художественной деятельности империи, отраженный в психике художественно активного населения.
Техническое знание содружества – результат филогенетической научной деятельности содружества, отраженный в психике образовательноактивного населения.
Кибернетическое знание человечества – результат филогенетической технологической деятельности, отраженный в психике технологически активного населения.
Каждый современный активный человек обладает индивидуальным витальным знанием, бытовым знанием своего рода, определенным профессиональным знанием нации, определенным информационным знанием империи, определенным техническим знанием содружества и определенным кибернетическим знанием человечества.
Витальные циклы человека |
Онтогенез человека |
Участие в циклах движения генофонда земной жизни |
Общий филогенез |
Репродуктивные циклы |
Участие в циклах движения генофонда вида |
Филогенез человека |
Статические циклы |
Трофические циклы |
Возрастные циклы человека от рождения до смерти |
Функциональные циклы половозрелого организма человека |
Общий филогенез– это процесс эволюции земных организмов.
Движение (изменение химического состава) генофонда земной жизни связано с адаптациогенезом земной жизни и физической эволюцией Земли и Солнечной системы.
Движение генофонда вида связано с эволюцией культуры вида и движением генофонда земной жизни.
Онтогенез человека связан с текущей адаптацией его лично, семьи, нации, человечества и филогенезом вида.
Трофические, статические и репродуктивные циклы организма человека происходят в его онтогенезе.
Эти первые частицы живого представляли собой, вероятно, «голые гены», жившие за счет энергии, аккумулированной в органическом бульоне.
Гены обладают способностью к репликации, размножению и мутированию. Репликация создаёт фракцию мутантных форм. Размножение продолжается до пределов, устанавливаемых физическими факторами среды. В результате между генами или их носителями рано или поздно возникает конкуренция за ресурсы среды, имеющиеся в ограниченном количестве, и в этой конкуренции некоторые формы будут размножаться более успешно, чем другие. Таким образом, тенденция к эволюции — один из основных атрибутов жизни в мире ограниченных ресурсов. Возникновение жизни положило начало процессу органической эволюции.