Эволюция социального мировоззрения

Наука

Наукове́дение — область исследований, которая занимается изучением науки, её структуры, динамики и связи с различными сферами человеческой жизни.

Нау́ка — вид рациональной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение обоснованных знаний о человеческой жизни и окружающей среде. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых научных знаний. Наука включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

§ научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование, технику;

§ систему современной научной информации;

§ накопленные ранее научные знания.

Атрибутами научного знания являются логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов.

История науки изучает происхождение и развитие знаний в процессе эволюции человечества.

Учёный — это исследователь Вселенной и ее многообразных проявлений, в том числе человеческой культуры или человеческой деятельности. Данная научная деятельность может получить или не получить признание со стороны научного сообщества. Основной формальный признак признания квалификации ученого — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях. Авторитет и признание квалификации учёного связан с его известностью в узких кругах специалистов. Существуют попытки выстроить рейтинги по числу ссылок на работы данного учёного из работ других учёных. В учёном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.

Принадлежность к профессиональной науке и уровень квалификации учёного могут формально определяться местными и национальными квалификационными комиссиями (совет по защите диссертаций, аттестационная комиссия, ВАК). В России квалификация учёного формально подтверждается учёной степенью (кандидат или докто наук) и учёным званием (доцент или профессор). Присвоение как степеней, так и званий контролируется ВАК. Для получения соответствующей учёной степени необходимо написать и защитить в специализированном совете диссертацию, в виде исключения и при больших научных заслугах диссертация может заменяться докладом о проделанной работе.Обязательным условием успешной защиты является публикация и апробация результатов научной работы. Под апробацией обычно понимается выступления на конференциях, так как эта форма позволяет дискуссионно обсудить результаты и соответственно получить открытую критику, при несогласии учёного сообщества. Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации.

Высшая ступень — членство в Академии наук. В России, существует две ступени членства: первая — член-корреспондент Академии, и высшая — академик. Академии — самоорганизующиеся научные сообщества, и выбирают академиков и член-корреспондентов на своих собраниях. Кандидатов выдвигают ВУЗы или НИИ.

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития человека, процесс и результат усвоения определенной системы знаний и умений, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В широком смысле слова, образование — это процесс или продукт передачи культурного наследия — накопленных знаний, ценностей и умений — от одного поколения другому.

Развитие человека — это процесс совершенствования его личности в процессе реализации жизненного цикла под влиянием своей внутренней и окружающей среды.

Воспитание — это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого качества.

Воспитание у животных — это процесс реализации сигнальной наследственности — передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения. Важнейшим элементом воспитания является игра. Воспитание обычно строится «на трёх китах»:

§ наказание (кнут);

§ поощрение (пряник);

§ личный пример воспитателя.

С помощью воспитания формируются:

§ вторая сигнальная система (речь)

§ поведенческая активность, направленная на адаптацию к окружающей среде.

Обуче́ние (в педагогике) – это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до требуемого уровня, составляющего цель обучения. Обучение – процесс двусторонний, он включает передачу и усвоение учебного материала, т.е. деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение)»

[Педагогическая энциклопедия. 1966. – Т. 3, c. 286].

Обуче́ние (в биологии) — результат опыта.

Обуче́ние (в теории искусственного интеллекта) — это процесс, при котором адаптивная система (например, искусственная нейронная сеть), совершенствует свои параметры под действием внешнего окружения.

Общее образование — первый уровень образования. В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей.

Начальное образование первая ступень общего образования, обеспечивающая овладение элементарными знаниями по родному языку, математике, о природе и обществе.

В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (экзамены), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное.

Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования, целями которого являются развитие творческих cпособностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является обязательным и общедоступным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз.

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, мотивированное образование, позволяющее обучающемуся максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Специальное (профессиональное) образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена (например,мастер), удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее образование, высшее профессиональное образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.

Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах и колледжах.

При трёхуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров, магистров и лиц с учёной степенью.

Акаде́мия (от греч. ‘Ακαδήμεια — производное от имени героя ‘Ακάδημος) — наименование научных организаций (учреждений, обществ) — академий наук, а также учебных заведений. Слово «академия» восходит к названию философской школы, которая была создана Платоном около 395 г. до н. э. и располагалась в оливковой роще близ Афин, названной в честь героя Академа.

Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — термин, употребляемый для обозначения определённого класса учреждений.

Ко́лледж — (англ. college, лат. collegium; традиционно устоявшееся – «классическое» – ударение: колле́дж) — учебное заведение. Первые колледжи возникли в Великобритании в начале XIII века, в США они появились в XVII веке.

Существует три основных вида колледжей:

1. соответствующие уровню высшей школы (вуз);

2. занимающие промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями;

3. соответствующие уровню средней школы и предназначенные для учащихся старше 16 лет.

 

Бакала́вр (от лат. baccalarius — «молодой человек», в свою очередь от лат. bacca lauri — плод лавра) — академическая степень или квалификация, степень «бакалавр» — это законченное базовое высшее образование или завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе.

Диплом бакалавра при поступлении на работу дает право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. Диплом бакалавра дает также право продолжить обучение в магистратуре. Диплом бакалавра является документом которым подтверждается завершение высшего профессионального образования. Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься педагогической деятельностью или научными исследованиями в ВУЗе.

Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения). Магистрату́ра — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.

Аспирантура — формa повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёнoй степени кандидат наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — кандидатов наук.

Интернату́ра (лат. internus — внутренний) — первичная последипломная специализация выпускников медицинских институтов по одной из врачебных профессий, проводимая после сдачи государственных экзаменов, на базе лечебно-профилактических учреждений под наблюдением и руководством соответствующей кафедры ВУЗа. Проходящих интернатуру называют интернами. Интернатура является составной частью обязательного полного медицинского образования. Окончившим интернатуру присваивается сертификат врача-специалиста и диплом об окончании интернатуры.

Докторанту́ра — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёной степени докторa наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.

Педаго́гика (др.-греч. Παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) —наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).

Социальное воспитание — целенаправленное создание условий для развития человека.

Дидактика (др.-греч. Διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?» и «зачем учить?»

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Задачи дидактики:

§ описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;

§ разработка более современных процессов обучения;

§ организация учебного процесса;

§ новые обучающие системы;

§ новые технологии обучения.

Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая не совпадает с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. Содержание и методы занятий в ней четко не регламентированы. Например, профессиональная подготовка на рабочем месте.

Информальное образование включает в себя виды учебной деятельности, не входящие в системы формального и неформального образования. Происходит на индивидуальном уровне (самообразование), на рабочем месте или в семье. Это, так называемые «университеты жизни». Делая что-либо впервые – мы учимся!

Методология науки — это учение о методах и процедурах научной деятельности. Методология, в прикладном смысле, — это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и обработки знаний. Общими методами научной деятельности в любой области исследования являются исторический подход, терминологическая точность, логика, обобщение и систематизация данных, математическое моделирование.

Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории. Важной стороной научного метода, является требование объективности. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение) — сведения о чем-либо независимо от формы их представления.

В современной науке рассматриваются два вида информации:

§ Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.

§ Субъективная (семантическая, смысловая) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное психикой человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

Зако́н — вербальное (математическое) утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов. Непроверенное научное утверждение называют гипотезой.

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды исследований: фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения; прикладное исследование.

Теория (греч. Θεωρία — рассмотрение, исследование) — совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Таким образом, теория — это рациональное отражение реальности. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теория является совокупностью обобщенных положений в определенной области науки. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Любые теории обладают целым рядом функций. Обозначим наиболее значимые функции теории:

§ теория обеспечивает ученых концептуальными структурами;

§ в теории происходит разработка терминологии;

§ теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории.

Психология образования илипедагогическая психология — изучает методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания.

История (др.-греч. ἱστορία — исследование) — изучает прошлое для того, чтобы установить детали и последовательность событий, их объективность и сделать выводы о причинно-следственных связях происшедшего.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека. Издательства: Университетская книга, Логос, 2009 г.

Лингви́стика (языкозна́ние; от лат. lingua — язык) — наука, которая изучает естественный человеческий язык, его структуру и систему, функции, закономерности функционирования и исторического развития, а также классификацию конкретных языков.

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление + σοφία — мудрость → др.-греч. Φιλοσοφία (любомудрие) — изучает наиболее общие характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия), в том числе бытия и познания человека. Её главными задачами являются создание общей картины жизни и общей картины Вселенной, а также решение наиболее общих проблем человечества. Философия обычно является как одна из форм мировоззрения человека.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на жизнь и Вселенную, а также положение человека в ней. В истории человечества выделяют четыре основные формы мировоззрения: религиозное, политическое, философское, техническое.

 

Тип мировоззрения Основа мировоззрения Среда мировоззрения Объект управления
Религиозное Вера в Бога Народность Бытовое поведение
Политическое Вера в Государя Нация Профессиональное поведение
Философское Вера в Рационализм Империя Информационное поведение
Техническое Вера в Прогресс Содружество Техническое поведение

Матема́тика (от др.-греч. Μάθημα — изучение, наука) — изучает количественные отношения и пространственные формы действительности (А. Н. Колмогоров). Исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания реальных объектов. Математические объекты создаются путём отражения свойств объектов посредством специальных знаков.

Свойства исследуемых объектов либо формулируются в виде аксиом, либо перечисляются в определении соответствующих математических объектов. Затем по строгим правилам логического вывода из этих свойств выводятся другие истинные свойства (теоремы). Теория формирует математическую модель исследуемого объекта.

Фундаментальная наука — область теоретических и экспериментальных исследований, которая способствует открытию законов Вселенной, пониманию взаимодействий между явлениями и объектами реальной действительности (ЮНЕСКО).

К основным признакам фундаментальности относят:

а) концептуальную универсальность,

б) пространственно-временную общность.

Вторая статья федерального закона России от 23 августа 1996 года за № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» даёт такое определение фундаментальным исследованиям:

«Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды».

В процессе решения фундаментальных проблем закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач.

ЮНЕСКО (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.

Основные направления деятельности ЮНЕСКО представлены в пяти программных секторах: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация.

Отраслевые науки являются продолжением и специализацией фундаментальных наук. Каждая фундаментальная наука делится на ряд наук, которые могут развиваться самостоятельно или взаимодействуя с другими науками.

Фи́зика (от др.-греч. Φύσις «природа») — фундаментальная наука, которая изучает наиболее общие и фундаментальные закономерности, материального мира. Она изучает материю (вещество и поле) и движение, а также фундаментальные взаимодействия Вселенной, управляющие движением материи.

Биоло́гия (греч. Βιολογία — βίος, жизнь; λόγος — слово,учение) — фундаментальная наука о жизни (живой Вселенной), объектами которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов.

Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — слово, учение) — фундаментальная наука, которая изучает человека, его происхождение и развитие в естественной и культурной средах.

Технология (от греч. Τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — фундаментальная наука, которая изучает и совершенствует технические средства, а также операции и приемы, связанные с их деятельностью и обусловленных уровнем развития науки.

Технология также – это объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Технология — в узком смысле — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемой техникой, используемыми материалами.

Цель технологии заключается в том, чтобы разложить на составляющие элементы производственный процесс и автоматизировать его с помощью технических средств. До появления технологии господствовало искусство — человек делал нечто, но это получалось только у него. С помощью же технологии все, что было доступно только избранным, одаренным, становится общедоступным. Современная технология неразрывно связана с ноу-хау.

Ноу-хау (от англ. know how — знаю как) или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, базы данных, приспособления), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности. Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.

В соответствии с международным законодательством, желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать аналогичное решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. Ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют, пока сохраняется конфиденциальность. Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны.

Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического характера по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон.

Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса; материальная технология создаёт материальный продукт, информационная технология (ИТ) — информационный продукт. Электронные информационные продукты создаются посредством компьютерных средств и передаются посредством систем телекоммуникации.

Компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканер),

Телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи.

В зависимости от среды передачи выделяют электрическую, оптическую и радиосвязь.

Cреда передачи — физическая субстанция, по которой происходит передача электрических, оптических, радиосигналов, использующихся для переноса той или иной информации. Среда передачи может быть естественной или искусственной.

Искусственные среды для передачи сигналов представлены проводами и кабелями:

§ оптический кабель — делается из стекла или пластика и переносит внутри себя световой сигнал;

§ кабели, провода с металлическим проводником — железом, медью;

§ углеродное волокно и ткани из углеродных волокон — служат для передачи электрических сигналов.

Электросвязь — способ передачи информации с помощью электромагнитных сигналов, например, по проводам, волоконно-оптическому кабелю или по радио. По виду передачи информации все современные системы электросвязи условно классифицируются на предназначенные для передачи звука, видео, текста или мультимедийной информации.

Ра́диосвязь (лат. radio — излучаю, испускаю лучи ← radius — луч) —беспроводная связь, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.

Радиоизлуче́ние (радиово́лны) — электромагнитное излучение с длинами волн 5×10−5 — 1010 метров и частотами соответственно от 6×1012 Гц и до нескольких Гц. Радиоволны используются при передаче данных в радиосетях.

Мультимедиа — комплекс технических и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды. Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудио, графическая и видеоинформация, а также и способ интерактивного взаимодействия с ней.

Интерактивность — это способность информационно-коммуникационной системы, реагировать на действия пользователя.