Эстетика

Эсте́тика (др.-греч. От αἴσθημα — «чувство, чувственное восприятие») — изучает действительность, ее формы и типы, природу и искусство, их роль в художественном творчестве и социальном воспитании. Преимущественно связана с социальным восприятием и невербальным теоретическим знанием. Функцией эстетики является также анализ художественной деятельности, её структурного и функционального своеобразия, видов и жанров искусства, его исторических модификаций (направлений, стилей, методов).

История эстетики изучает происхождение и эволюцию методов и результатов художественного творчества.

Декоративная эстетика изучает декоративно-прикладное искусство, которое служит для оформления быта и интерьера.

Основные виды декоративно-прикладного искусства

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, например, на основе парафина).

Гобеле́н (фр. Gobelin) — стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой.

Керамика (др.-греч. Κέραμος — глина) — изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). К основным видам тонкой керамики относятся, например, фарфор, фаянс. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика.

Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета, с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать.

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета, большой пористости, водопоглощение до 18 %.

Вышива́ние — искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй, например, тюля.

Тюль (фр. Tulle от Tulle — город Тюль, департамент Коррез, Франция) — лёгкая прозрачная сетчатая гладкая или узорчатая ткань, например, хлопчатобумажная.

Гладкий тюль вырабатывается из двух систем нитей на тюлевых машинах; он используется для изготовления и отделки женского платья и белья, а также штучных изделий, например, сеток, вышивок.

Тюль узорчатый, или гардинный, вырабатывается на гардинных или кружевных машинах и применяется, например, для занавесей, покрывал, накидок.

Вяза́ние — процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).

Макраме (фр. Macramé, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево) — техника узелкового плетения.

Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, бумажная бечёвка, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма.

Ковроделие, ювелирное искусство, художественная резьба (например, по дереву).

Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. Αρχι — старший, главный и др.-греч. Τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Изобразительная эстетика исследует искусство, которое выражает действительность посредством движений, звуков, материалов.

Театроведениеизучает теорию и историю сценического искусства. Предмет театроведения — компоненты театрального искусства: драматургия, актёрское, режиссёрское и декорационное мастерство.

Теа́тр (греч. Θέατρον — первоначально место для зрелищ, затем — зрелище) — форма исполнительского искусства. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя театральные приёмы, доносит до зрителя значение происходящего на сцене. Актёром может быть и кукла. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение актёрами-кукловодами. Отдельными видами театрального искусства являются балет, опера, оперетта.

Бале́т (фр. Ballet, от итал. Ballo — танцую) — вид театрального искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой.

Либре́тто (итал. Libretto — книжечка; от итал. Libro — книга) — литературная основа большого сочинения, например оперы, балета, оперетты. Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных. Для речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям.

Опера (от лат. opera — труд, изделие, произведение) — жанр театрального искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто.

Опере́тта (итал. Operetta, дословно – маленькая опера) — театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер.

Хореогра́фия (от др.-греч. Χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу) изучает и создает танцевальное искусство.

Танец — вид изобразительного искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

Музыковедение изучает музыкальное искусство. Отрасли музыковедения — теория музыки, история музыки, музыкальная этнография, музыкальная критика.

Му́зыка (от греч. Μούσα — муза) — вид изобразительного искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, обработанные поверхности стен. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.

Станко́вая жи́вопись — буквально — живопись, созданная на станке (мольберте). Произведение станковой живописи — картина. Основные материалы станковой живописи — краски.

Осно́ва — в живописи материал, на который наносится красочный слой.

В качестве основы для живописи могут быть использованы, например, дерево, холст, бумага. Достаточно редко краски наносятся непосредственно на поверхность основы — как правило, требуется её предварительно подготовить: укрепить, проклеить, нанести грунт.

Правильным выбором основы и качеством её подготовки определяются эстетические свойства произведения и его долговечность.

Грунт (нем. Grund — основа) — тонкий слой специального состава, который наносят поверх проклеенной основы, чтобы придать поверхности необходимые цветовые или фактурные свойства, а также ограничить интенсивное впитывание связующего вещества.

Назначение грунта состоит в следующем:

§ придать поверхности основы однородную плотность (выявляется отсутствием мелких щелей на просвет) и равномерную шероховатость;

§ препятствовать просачиванию связующего вещества из красок в основу (что означает препятствование хрупкости красочного слоя);

§ придавать поверхности основы желаемый цвет.

Грунт обычно состоит из нижнего тонкого клеевого слоя и верхних грунтовых слоёв. Он впитывает часть связующего вещества, сохраняя его в живописном слое, и обеспечивает сцепление живописи с основой.

Фактура (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах. Также под фактурой понимают декоративно-прикладные характеристики поверхности различных материалов с тактильно-визуальной точки зрения, например, «фактура дерева».

Графика (греч. Γραφικος — письменный, от греч. Γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.

Скульптура – (лат . sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры – портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Художественно-выразительные средства скульптуры – построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная скульптура (например, памятники) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фонтанная скульптура). Основные материалы скульптуры – металл, камень, глина, дерево; методы их обработки – лепка, высекание, литье, ковка, чеканка.

Жанр художественный (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида искусства: такой жанровый ряд, как «бытовой жанр: портрет — пейзаж — натюрморт», свойствен живописи и невозможен в музыке, литературе и киноискусстве; точно так же «песня: романс — кантата — оратория» есть ряд специфически музыкальных жанров.

Портре́т (фр. Portrait, от старофранц. Portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, скульптуры, фотографии).

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский или городской пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — марина.

Марина (фр. Marine, итал. Marina, от лат. marinus — морской) — разновидность пейзажа, изображающего виды на море, а также сцены морских сражений или других событий, происходящих на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.

Маринист (фр. Mariniste) — художник, пишущий марины. Яркие представители этого жанра — англичанин Уильям Тернер и русский художник Иван Константинович Айвазовский, написавший около 6000 картин на морскую тему.

Джо́зеф Мэ́ллорд Уи́льям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner, 23 апреля1775 — 19 декабря 1851) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, предтеча французских импрессионистов.

Импрессионизм (фр. Impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредоточился на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении, или угле зрения. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено.

Натюрмо́рт (фр. Nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной или пейзажной тематики.

Рома́нс в музыке (исп. Romance, от позднелат. Romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Кантата (итал. Cantata, от лат. саntareпеть) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер.

Орато́рия (лат. oratorium, итал. Oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Вокали́ст (лат. vox — «голос» и vocalis — «звучащий») — музыкальная профессия, роль в музыкальном коллективе, предполагающая исполнение различных вокальных партий. Термин вокалист почти совпадает с термином певец или солист.

Соли́ст (от лат. solus один) — это личность, лидирующая в каком либо коллективе. Чаще всего термин «солист» используется в музыкальной и танцевальной индустрии. Под определением «солист» можно выделить несколько сфер деятельности:

§ солирование (лидерство) в музыкальном коллективе;

§ единоличное исполнение музыкального произведения на сцене;

§ исполнение лидирующих партий (вокальных или инструментальных) в ансамбле или оркестре;

§ лидерство в театральных представлениях;

Хор (др.-греч. Χορός — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета) наличием как минимум двух или более человек исполняющих одну и ту же партию. Хором руководит дирижёр. Руководителя церковного хора называют регентом.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.

А капе́лла (акапельное пение) (итал. А cappella, «как в часовне») — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения. Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле.

Часо́вня — небольшая христианская культовая постройка без специального помещения для алтаря. Название «часовня» происходит от слова часы — так называются краткие службы, совершающиеся в Православной и Католических Церквях. На Руси, как и во всем мире, часовни стали сооружать на местах, где похоронены подвижники веры, на местах явления чудотворных икон, в местах явления источников.

Сиксти́нская Капе́лла (итал. Cappella Sistina) в Риме, бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473 —1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, отсюда и название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения. Прямоугольное в плане помещение с росписями стен, выполненными в 1481—1483 годах Сандро Боттичелли и другими мастерами по заказу Сикста IV. В 1508—1512 годах Микеланджело расписывал свод по заказу папы Юлия II. А в 1536—1541 годах Микеланджело расписывал алтарную стену — фреска «Страшный суд», по заказу папы Павла III. С конца XV века в Капелле проходят Конклавы.

Конклав (лат. conclave — запертая комната, от лат. cum clave — под ключом) — собрание кардиналов, созываемое после смерти папы римского для избрания нового папы, а также само это помещение. Проходит в изолированном от внешнего мира помещении. Выборы производятся закрытым голосованием дважды в день, для избрания необходимо собрать не менее ⅔ голосов плюс один. Помещение открывают лишь после избрания папы. Об избрании нового понтифика оповещают белым дымом из печной трубы над Сикстинской капеллой (иначе дым чёрный). Дым образуется от сжигания бюллетеней голосования с добавлением специального красящего вещества, придающий оттенок дыму. Этот порядок был утвержден на Втором Лионском соборе (1274). Папой может быть выбран любой мужчина-католик, даже мирянин без сана. Фактически с 1378 года папами избираются только кардиналы.

Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы: altus — высокий, ara — возвышенное место для жертвоприношения; жертвенник). Алтарь также был символом божества и местом, где располагались священные предметы.

Дирижёр (от фр. Diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.

До конца XVIII века обязанности современного дирижёра исполнял один из участников ансамбля (как правило, скрипач или клавесинист), который во время игры ударами смычка, специального жезла, кивками головы отсчитывал такт исполняемого сочинения и указывал моменты вступления отдельных инструментов. На рубеже XVIII—XIX веков эти обязанности перешли к специальному лицу — дирижёру, выполняющему их движением рук. Дирижёр оркестра, как правило, держит в правой руке палочку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников.

Орке́стр (от греч. Ορχήστρα) — многочисленный инструментальный ансамбль, то есть коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.

Энциклопедия Кругосвет, 2011

Дизайн — художественно-техническое проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированное на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие в любой сфере жизнедеятельности людей

Известны следующие отрасли дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн процессов, например, фирменные стили, дизайн церемоний, графический дизайн, например, шрифты, веб-дизайн, ландшафтный дизайн.

Веб-дизайн (от англ. Web design) — вид графического дизайна, в задачи которого входит проектирование пользовательских веб-интерфейсов, например, для сайтов. Веб-дизайнеры проектируют логическую структуру веб-страниц, продумывают наиболее удобные решения подачи информации, а также занимаются художественным оформлением веб-проекта. Веб-дизайн направлен на разработку и оформление объектов информационной среды интернета, призван обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества.
Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённая под одним адресом (например, доменным именем).

Все сайты в совокупности составляют Всемирную паутину, где коммуникация (паутина) объединяет сегменты информации мирового сообщества в единое целое — базу данных и коммуникации планетарного масштаба. Для прямого доступа клиентов к сайтам на серверах был специально разработан протокол HTTP.

Доме́нное имя — символьное имя, служащее для идентификации областей — единиц административной автономии в сети Интернет — в составе вышестоящей по иерархии такой области. Каждая из таких областей называется доме́ном. Общее пространство имён Интернета функционирует благодаря DNS — системе доменных имён. Доменные имена дают возможность адресации интернет-узлов и расположенных на них сетевых ресурсов (например, веб-сайтов, серверов электронной почты) в удобной для человека форме.

Полное доменное имя состоит из непосредственного имени домена и далее имён всех доменов, в которые он входит, разделённых точками. Например, полное имя ru.wikipedia.org. обозначает домен третьего уровня ru, который входит в домен второго уровня wikipedia, который входит в домен верхнего уровня org, который входит в безымянный корневой домен. В обыденной речи под доменным именем нередко понимают именно полное доменное имя.

HTTP (от англ. HyperText Transfer Protocol — «протокол передачи гипертекста») — протокол прикладного уровня передачи данных. Основой HTTP является технология «клиент-сервер», то есть предполагается существование потребителей (клиентов), которые инициируют соединение и посылают запрос, и поставщиков (серверов), которые ожидают соединения для получения запроса, производят необходимые действия и возвращают обратно сообщение с результатом. HTTP в настоящее время повсеместно используется во Всемирной паутине для получения информации с веб-сайтов.

Информационный дизайн — одна из наиболее активно развивающихся на современном этапе отраслей дизайна, практика художественно-технического оформления и представления информации, с учетом психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации. К информационному дизайну относят процесс и результат дизайна мультимедийного источника информации или информационного сервиса.

Виртуальная эстетика исследует область художественного выражения мультимедийных источников информации.