Психология

Общая психология – наука о формировании, развитии и функционировании психических явлений, обеспечивающих регуляцию поведения человека в процессе его взаимодействия с окружающей средой.

Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб. Питер, 2009

Психогене́тика (греч. Psychе — душа и греч. Genesis — происхождение) — наука о наследовании психических свойств. В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения» (behavioral genetics). Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании психологических свойств человека (например, когнитивных и двигательных функций).

Предметом исследования часто становится наследуемость и изменчивость:

§ девиантных форм поведения;

§ склонности к алкогольной и наркотической зависимостям;

§ психических болезней;

§ типов темперамента;

§ гениальности.

Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007

Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения, а также физиологическую основу знаний и умений человека. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Зна́ние — отражение реальности в форме понятий и представлений, форма существования результатов познавательной деятельности человека.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизации.

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений.

Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный — автоматизированные восприятия предметов.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает человека личностью. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности и её основных психических процессов.

Психология развития — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления.

Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г.,

Задачи психологии развития:

1. Раскрытие общих закономерностей развития.

2. Установление причин перехода от одной возрастной стадии к другой.

3. Периодизация возрастных периодов.

4. Психологическая картина каждой стадии.

5. Изучение ведущих факторов развития.

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Основные направления социальной психологии:

§ социальная психология личности;

§ социальная психология общностей и общения;

§ социальная психология социальных отношений.

Психология окружающей среды (энвайронментальная психология – от англ. environment) — наука, которая изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды, влияние факторов материальной действительности на личность. Понятие «окружающая среда» трактуется широко и включает как природные объекты, так и материальные конструкции, информационные объекты. Выявляя закономерности взаимодействия личности и окружающей среды, становится возможным проектировать и изменять окружающую среду таким образом, чтобы она стимулировала социально-приемлемое поведение личности или позволяло бы прогнозировать наиболее вероятные модели ее поведения.

Концепция местности-идентификации (Place Identity) разработана Гарольдом Прошански (Harold Proshansky) из Городского университета Нью-Йорка (City University of New York).

Местность-идентификация определяется как «подструктура самоидентификации личности, состоящая из ее представления об окружающем физическом мире».

Существует пять функций местности-идентификации:

§ распознавание — на основе опыта обитания в среде, структур местности-обитания;

§ означивание — источники значений для элементов данной среды ;

§ требование выразительности — способность личности выражать вкусы и предпочтения, определять, каких качеств недостает признанию благоприятности данной среды;

§ критерий преобразования — включает способность оценки личностью того, что правильно или неправильно в данной среде и как следует изменить ее;

§ тревожная и защитная функция — сигнализация об опасности и угрозе в данном физическом окружении, поиск средств избегания этих опасностей.

Отраслевая психология изучает психологию отдельных видов деятельности. Например, психология родительства.