Профессиональная культура народности
Профессиональная культура человека возникла в среде его бытовой жизни, в результате улучшения бытовой культуры. В первую очередь улучшения хозяйственной среды человека. Естественной почвой для создания первых форм профессиональной культуры явилась хозяйственная культура племени. Передача и совершенствование из поколения в поколение хозяйственных средств племени привело к созданию профессиональной культуры как более совершенной формы культуры человека.
Формирование профессиональной культуры «Политика»
На основе бытовой культуры психики, бытовой экокультуры и определенных профессиональных умений совершенствуется социальная организация племени.
Усложняется бытовое поведение и бытовая среда. Социально зрелые члены племени добывают огонь, строят жилища, шьют одежду, изготавливают оружие, украшения. Накопленных знаний много, их необходимо передать следующим поколениям. Необходимо отличать бытовое обучение от биологического обучения. Молодые животные тоже учатся посредством подражания старшим, приобретая собственный опыт, методом проб и ошибок – естественным путем и самостоятельно. Молодых людей племени учат посредством совместной хозяйственной деятельности, языкового и художественного общения. Проводятся учебные занятия и тренировки. Время, необходимое для достижения заданного результата в процессе обучения сокращается. Увеличение времени занятий определенным видом бытовой деятельности ведет к профессионализму (более совершенному исполнению).
Бытовое обучение многих поколений людей племени приводит к возникновению определенных профессиональных уменийв первую очередь в хозяйственной деятельности. Профессиональное умение отличается от бытового более высокой степенью совершенства. Профессионализм значительно повышает качество результата и скорость его достижения. Растет объем и разнообразие бытовой экокультуры.
На основе бытового обучения и развития языка в племени происходит формирование профессиональной культуры психики. Данная форма культуры приобретает важное значение при ведении хозяйства, например, во время охоты на крупного зверя или во время войны между племенами. Дальнейшая профессионализация хозяйственных умений людей приводит к одомашниванию диких растений и животных. С этого периода начинает развиваться сельское хозяйство человека (примерно 30 тысяч лет назад). Этому, видимо, способствовало истребление промысловых животных.
Развитие сельского хозяйства как источника резерва пищи привело к улучшению жизни людей, росту их бытовой культуры и увеличению численности населения вида. Увеличение плотности населения в местах наиболее благоприятных для сельского хозяйства способствовало возникновению нового, - более крупного социального образования – народности(примерно 20 тысяч лет назад). Возможно, племена, стоящие на более высоком уровне развития, в первую очередь в военном отношении, во время миграций подчинили себе и обложили данью оседлые племена, обладающие развитым сельским хозяйством на определенной территории. Таким образом, было положено начало городской культуре, государству и социальной иерархии.
Привилегированное положение одних племен по отношению к другим и эксплуатация их профессиональных умений формирует новую форму социального взаимодействия – профессиональную совместную деятельность.
Совместная хозяйственная деятельность многих поколений членов социальной организации народности приводит к возникновению сельского хозяйства. Новое хозяйство было образовано совместной хозяйственной деятельностью правителей и подданных. Причем, политическое поведение направляет людей к профессиональной хозяйственной деятельности.
Управление значительным человеческим обществом требовало новых подходов. Человек к тому времени умел проявлять насилие животным во время охоты или одомашнивания. Необходимо было не только научиться управлять людьми, но и создать систему насилия. Если религия управляла людьми по их собственному желанию, то политика стала внешним управлением. Если невыполнение религиозных обычаев могло привести человека к гибели от естественных причин, то невыполнение политических указов могло привести его к казни. Таковы инструменты социального насилия. Происходит формированиеполитического поведения в народности. Данное поведение становится обычным в отношениях между имущими и неимущими людьми в народности. По существу поведение властителя направлено на сохранение социального образования и принуждения подданных к труду для увеличения экокультуры народности (преимущественно собственности имущих). Чтобы упрочить свое господствующее положение властители укрепляют свое поселение – возникаетгород. Город концентрировал в себе ремесла и торговую деятельность. Это мощное оборонительное сооружение, выдающее архитектурное произведение и населенный пункт, в котором проживали многие тысячи людей.
Политическое поведение выражает отношения властителей и подданных. Чтобы адаптироваться в социальной среде народности имущим необходимо научиться управлять людьми, неимущим необходимо научиться подчиняться людям. Постепенно возникает новая религия на уровне народности – иерархический политеизм необходим для проецирования теологической иерархии на социальную иерархию. Эта религия была создана в результате профессиональной деятельности религиозных деятелей в отличие от тотемизма или анимизма, которые были созданы естественной религиозной деятельностью многих поколений небольших социумов.
Профессиональная хозяйственная деятельность многих поколений членов социальной организации народности привела к возникновению государстваисельского хозяйства. Государство сделало культуру народности однородной и управляемой. Были созданы средства управления хозяйством и защиты данной социальной организации. Например, постоянно действующая армия, символы государственности и органы государственного управления.
Сельское хозяйство обеспечило потребности народности в пищевых продуктах.Оно представляло собой систему государственного и семейного ведения сельского хозяйства.