Организация племени, обладающая бытовой культурой и определенными профессиональными умениями, становится эволюционно перспективной формой социальной организации.
Род первобытных людей, обладающий этическим и религиозным поведением, определенными хозяйственными и художественными умениями, становится эволюционно перспективной формой социальной организации.
Формирование бытовой экокультуры
Определенная степень аккумуляции бытовой культуры психики делает человека способным к преобразованию окружающей природной среды в среду благоприятную для жизни.
На основе нескольких родов, этического и религиозного поведения, определенных хозяйственных и художественных умений формируется организация близких и дальних родственников – племя из представителей Homo sapiens (примерно 100 тысяч лет назад).
Увеличение количества членов социальной организации и необходимость совершенствования их хозяйственной деятельности привели к формированию новой формы социального взаимодействия – бытового обучения. Бытовое обучение – это увеличение времени занятий наиболее важными для населения племени видами деятельности, повторение наиболее сложных комплексов действий. Например, повторение охотничьих или военных приемов. Бытовое обучение происходит на основе бытовой совместной деятельности и бытового общения. Все это приводит к развитию мышления и речевого поведения.
Развитие бытового обучения на протяжении жизни многих поколений людей в области хозяйственной, художественной и языковой деятельности приводит к возникновению бытовой экокультуры: рукоделий, украшений, письма. Рукоделия создает хозяйственная деятельность, украшения – художественная, пиктографическое письмо – языковая.
На основе бытового обучения в племени происходит формирование профессиональной культуры поведения.
Развитие профессиональных хозяйственных умений приводит к возникновению бытовых хозяйственных предметов – средств, облегчающих, например, добывание пищи (копье, лук), улучшающих, например, защиту от неблагоприятных климатических условий (одежда, жилище). В этот же период люди одомашнивают растения и животных и закладывают основы сельского хозяйства. Возникает сельское поселение – деревня. Более тесное взаимодействие человека с одомашненными животными приводит к возникновению у человека болезней, специфичных для животных (например, туберкулез).
Развитие художественных умений приводит к возникновению бытовых художественных предметов, – в первую очередь, украшений человеческого тела.
Развитие языковых умений приводит к возникновению бытовой письменности. Рукоделия, предметы письменности и художественные предметы в силу их значимости приобретают большую ценность и становятся фетишами. Таким образом, бытовые хозяйственные и художественные предметы, предметы письменности образуют бытовую экокультуру.
Возникновение бытовой экокультуры обозначило новый уровень развития психики человека, достаточный для создания долговременных приспособлений адаптации.