Витальная культура человека

ПОЯСНЕНИЯ К ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Вековые исследования эволюции рода Homo позволяют утверждать, что его развитие в целом было отмечено двумя особенностями. Первой особенностью было развитие морфофизиологических признаков рода (его очеловечивание) в процессе скрещивания видов и подвидов Homo. Другой особенностью стала аккумуляция культуры рода Homo в процессе взаимодействия культур видов и подвидов Homo. К настоящему времени не установлено – какие конкретно формы культуры передавались от одних видов и подвидов Homo к другим. Известна лишь генеральная линия эволюции рода.

Вектор развития человечества был направлен в сторону укрупнения социальных организаций людей и повышения мощности их культуры. Но это удавалось далеко не всем человеческим сообществам. Только те, кто смог овладеть передовыми для своего времени формами адаптации, двигали эволюцию. Неперспективные, с точки зрения эволюции, сообщества прекратили свое существование.

Необходимо различать врожденную культуру человека, заключенную в морфофизиологических признаках вида Homo sapiens, и приобретенную культуру человека. Врожденная культура – витальное поведение – основывается на физиологических потребностях и самосохранении. Приобретенная культура делится на бытовую культуру, профессиональную, информационную, техническую и кибернетическую.

Витальную культуру человек приобретает от своих дальних предшественников – приматов и более близких – австралопитеков. Включает в себя врожденное биологическое поведение. Не имея ни рогов, ни когтей, ни копыт, приматы используют свои грозные клыки для сигнальных целей — для демонстрации силы, агрессии, а также в качестве мощного оружия в борьбе против хищников и соперников внутри своего племени, иногда для охоты на других животных. Но двуногие австралопитеки постепенно утратили свои острые и длинные клыки. У них появилось другое оружие. Например, шимпанзе часто практикуют бросание палок и камней, хотя и не проявляют при этом особого умения и сноровки. Поскольку для передвижения австралопитекам руки были не нужны, они могли позволить себе специализироваться на сугубо ручных манипуляциях - метании и нанесении ударов оружием, а также использовании орудий из природных материалов. Австралопитеки стали лучше метать камни, и научились более эффективно сражаться на близком расстоянии, используя палки. Будучи способны держать врагов на безопасном расстоянии с помощью камней и дубин, австралопитеки все меньше нуждались в использовании зубов в качестве оружия.

Отсутствие развитых средств коммуникации не позволяло австралопитекам аккумулировать социальный опыт и увеличивать социум. Наличие языка не только позволяет обмениваться информацией и опытом в социуме, но и способствует передаче опыта из поколения в поколение. Высшие животные учатся тем или иным умениям у своих родителей. Однако в течение дальнейшей жизни животное приобретает опыт, который приносит пользу лично ему, но не может передаваться потомству.

 

Основными формами витального поведения являются трофическое, статическое и репродуктивное поведение. Трофическое поведение связано с добычей, переработкой и потреблением пищи. Статическое поведение связано с организацией и проведением отдыха. Репродуктивное поведение связано с деторождением. Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения. Человек рождается с определённым физиологическим сексуальным потенциалом, далее сексуальность формируется уже в рамках индивидуального жизненного опыта.