Социальная организация как приспособление экологической адаптации популяций

Каждая новая форма культуры в процессе эволюции возникала в определенной социальной организации: семьи, рода, племени, народности, нации и человечества. Причем, каждая новая, более перспективная социальная организация включала в себя предыдущие формы социальных организаций в качестве элементов. Социальные организации, не обладающие перспективными приспособлениями адаптации, были обречены на вымирание. Например, социальные организации эректусов или неандертальцев. Форма социальной организации является приспособлением биологической адаптации, которое позволяет более успешно выживать в окружающей природной среде и конкурировать в среде других социальных организаций вида.

Семья – это социальная организация двух поколений близких родственников: социально зрелых и социально незрелых (родителей и детей).

Социально зрелые люди – это люди, обладающие приспособлениями адаптации данной социальной организации и находящиеся на стадии эволюции вида.

Род– это социальная организация, которая состоит из нескольких семей трех поколений близких родственников: социально зрелых, социально незрелых и социально номинальных (родителей, детей и внуков).

Социально номинальные люди – это люди, которые находятся в стадии индивидуальной инволюции (например, смертельно больные, смертельно раненые или травмированные).

Племя – это социальная организация, которая состоит из нескольких родов (близких и дальних родственников трех поколений).

Народность – это социальная организация, которая состоит из племен (нескольких имущих и большинства неимущих). В руках имущих племен находится значительная часть собственности народности.

Нация – это социальная организация, которая состоит из народностей. Разделяет население по имущественному цензу.

Человечество– это совокупность людей всех наций, народностей и племен, находящихся на различных стадиях антропогенеза.

В процессе филогенеза происходит первоначальное возникновение определенной формы культуры или определенной организации социума и последующее распространениеих в другое время, в другом месте обитания вида. Первоначальное возникновение определенной формы культуры или определенной организации социума занимает более продолжительный период времени по сравнению с распространением их. Распространение перспективных форм культуры или перспективных организаций социума ускоряет и индивидуализирует их формирование. Например, очевидно, что численные и культурные составляющие социальной организации нации были различны 10 тысячелетий назад, 3 тысячелетия назад или 500 лет назад.

Каждая форма культуры человека возникает только в процессе определенного социального взаимодействия. В процессе эволюции и укрупнения социальных организаций человека возникли три основные формы социального взаимодействия: совместная деятельность, общение и обучение.

Совместная деятельность – это форма социально-культурного взаимодействия людей, связанная преимущественно с их умениями (волей).

Общение – это форма социально-культурного взаимодействия людей, связанная преимущественно с их знаниями (впечатлениями).

Обучение – это форма социально-культурного взаимодействия людей, посредством которой передаются и принимаются знания и умения (формируется интеллект). Обучение основано на общении и совместной деятельности (комплекс общения и совместной деятельности).

Процесс формирования новой формы культуры обычно состоит из следующих этапов:

Формирование новой формы социальной организации

 

Формирование новой формы социального взаимодействия

 

Формирование новой формы культуры психики

 

Формирование новой формы экокультуры

 

Каждой новой форме культуры психики соответствует определенное доминантное поведение.

Доминантное поведение направляет человека к соответствующему функциональному поведению. Находясь в определенной социальной среде и в определенном социальном взаимодействии, доминантное поведение заставляет человека проявить соответствующую форму культуры. Например, моральное поведение человека в семье направляет его к домашнему труду или обеспечению детей.

Функциональное поведение отражает умение человека взаимодействовать с обычной средой определенной формы. Например, речевое поведение при общении с другим человеком или умение пахать землю, строить жилище.