Управление в политике

План

Технологии

Тема 6. Политический менеджмент и политические

Библиографический список

1. Зевина О. Г. Об особенностях политической культуры современной России // Полис. – 2010. – № 3. – С. 132–144

2. Лукин А. В. Мифы о российской политической культуре и российская история. Ч. 1 // Полис. – 2009. – № 1. – С. 56–71.

3. То же. – Ч. 2. – С. 147–169.

4. Михайленок О. М. Региональные особенности российской политической культуры // Социально-гуманитарное знание. – 2008. – № 2. – С. 247–263.

5. Седов Л. А. Традиционные черты российской политической культуры в их современном преломлении // Общественные науки и современность. – 2006. – № 3. – С. 67–75.

6. Стрежнева М. В. Политическая культура в различных интерпретациях: анализ основных понятий //Общественные науки и современность. – 2002. – № 5. – С.141–156.

 

6.1. Управление в политике.

6.2. Политический менеджмент.

6.3. Политические технологии.

Цели изучения темы:

- выявить специфику управленческих отношений в политике;

- определить особенности и виды политического менеджмента;

- рассмотреть основные технологические приемы в политике.

Основные понятия: политический менеджмент, политический мониторинг, политический маркетинг, политическая технология.

 

Управление – это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. С его помощью решаются как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, связанные с достижением конкретных целей и задач, таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т. д. Управленческие отношения в политике многообразны. Можно выделить их следующие основные виды:

1) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами – с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, учреждения и должностные лица. Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно путем предоставления соответствующим органам и учреждениям права принимать обязательные нормы в виде законов, решений правительства и т.д.;

2) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Особенностью этого вида отношений является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.). Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящих органов партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы;

3) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обя­зательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений называется политическим менеджментом.