Вопросы для проверки исходного уровня знаний.

1. Из курса физиологии - моторно-эвакуаторная, секреторная функции желудка.

2. Из курса патофизиологии – нарушения моторно-эвакуаторной, секреторной функции желудка.

3. Из гистологии – особенности строения слизистой пищевода, желудка, кишечника (тонкого и толстого).

4. Из курса анатомии – анатомическое строение желудочно – кишечного тракта.

 

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Составьте задачу по аналогии с представленной:

 

Задача № 1

Больному произведено зондирование желудка, извлечено его содержимое натощак и отправлено для исследования в лабораторию. Результаты исследования оказались следующими:

Объём желудочного сока – 30 мл.

Цвет – желтоватый.

Примеси – имеется большое количество слизи.

Общая кислотность – 10 т.е.

Свободная соляная кислота не обнаружена.

 

Вопросы к ситуационной задаче:

1. Какая секреция желудочного сока изучалась у данного больного: тощаковая, базальная или стимулированная?

2. Какое диагностическое заключение можно сделать по наличию желтоватого цвета желудочного сока?

3. Можно ли говорить по этому анализу о снижении желудочной секреции?

4. Наблюдается ли у этого больного гиперацидность желудочного сока.

5. Наблюдается ли у больного гипоацидность или анацидность желудочного сока?

6. Что такое ахлоргидрия?

7. Согласны ли вы с выводом о наличии ахлоргидрии у данного больного?

Ответы к ситуационной задаче:

1. Тощаковая. Из желудка был извлечен сок, который имелся там натощак.

2. Желтый цвет желудочного сока является следствием попадания желчи в желудок (дуодено-желудочный рефлюкс).

3. Нельзя, у здорового человека в желудке может быть от 0 до 50 мл сока.

4. Не наблюдается. О гиперацидности говорят, если общая кислотность желудочного сока натощак превышает 40 т.е.

5. В желудочном соке обнаружена соляная кислота. Анацидности нет. Исследование желудочного сока натощак не позволяет ответить на вопрос о понижении кислотности, так как у здоровых людей также натощак может быть низкая кислотность.

6. Отсутствие в желудочном соке свободной соляной кислоты.

7. У данного больного такой вывод был бы необоснованным. Об ахлоргидрии можно говорить только при отсутствии свободной соляной кислоты в желудочном соке, полученном после её стимуляции. В желудочном соке, взятом натощак, и у здоровых людей может отсутствовать свободная соляная кислота.

 

Рентгенологическое исследование по праву завоевало прочное место в диагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта. Общедоступность, простота, высокая эффективность, относительная безвредность – несомненные достоинства метода. С его помощью можно изучать анатомию и функцию органов желудочно-кишечного тракта в их единстве и рассматривать во взаимосвязях с окружающими органами. Несомненна физиологичность метода, так как обеспечивается наблюдение продвижения контрастного вещества по желудочно-кишечному тракту. Объём и методика рентгенологического исследования зависят от задач, сформулированных врачом, и от результатов предшествовавших клинических основных и дополнительных методов исследований.

 

Дайте ответы на вопросы:

1. Какое рентгеноконтрастное вещество чаще всего используют при рентгенологическом исследовании?

2. Какие заболевания пищевода можно выявить при рентгенологическом исследовании?

3. Что можно выявить с помощью рентгеноскопии или рентгенографии желудка?

4. Чем отличается рентгеноскопия от рентгенографии?

5.Через какое время контрастное вещество поступает в тонкий кишечник, в толстый кишечник?

6.Что можно выявить с помощью рентгенографии кишечника?

7.Как проводится ирригоскопия и для чего?

 

 

8. Назовите противопоказания к проведению эндоскопического исследования кишечника: а) …….., б)……….., в)………, г)………..

 

9. Ультразвуковое исследование органов желудочно-кишечного тракта не имеет самостоятельного диагностического значения. Оно может использоваться :1) как метод отбора, определяющий тактику дальнейшего обследования больного; 2) для дополнения и уточнения результатов других методов исследования; 3) для прослеживания за распространением патологического процесса, развитием осложнений.

 

10. До настоящего времени не утратило своего диагностического значения копрологическое исследование, которое позволяет составить представление о топографии пораженного отдела органов пищеварения. Дайте ответы на вопросы:

1. Что такое копрологическое исследование?

2. Какие исследования включает клинический анализ кала?

3. Какие параметры оцениваются при макроскопическом исследовании кала?

4. Дайте определение понятию ахоличный стул.

5. Когда наблюдается выделение жидкого, чёрного кала, напоминающего дёготь?

6. Дайте определение понятию стеаторея.

7. Дайте определение понятию креаторея.

8. Дайте определение понятию амилорея.

9. Какая самая простая и точная химическая проба для выявления следов крови в кале?

10. Когда кал приобретает зловонный, гнилостный запах?

11. Когда запах кала приобретает кисловатый характер?

 

11. Решите задачу:

Больной жалуется на вздутие живота, кашицеобразные желтоватые испражнения с кислым запахом и большим количеством пузырьков газа. Реакция кала кислая. При микроскопическом исследовании кала обнаружены в большом количестве крахмальные зёрна, растительная клетчатка, иодофильные микробы.


 

Тема: «Расспрос и осмотр больных с заболеваниями печени, желчного пузыря. Перкуссия и пальпация печени, желчного пузыря, селезенки, поджелудочной железы».

 

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Допишите недостающие сведения в следующем тексте:

При заболеваниях печени и желчевыводящих путей наблюдаются следующие диспепсические симптомы: понижение аппетита, … ……………..

При заболеваниях поджелудочной железы наблюдаются следующие диспепсические симптомы: отвращение к жирной пище, ………….. .

 

2. Какие из перечисленных жалоб указывают на заболевания печени:

¨ Дисфагия.

¨ Желтушное окрашивание кожных покровов.

¨ Запоры.

¨ Увеличение живота.

¨ Поносы.

¨ Чувство распирания в правом подреберье.

¨ Рвота «кофейной гущей».

¨ Приступообразные, интенсивные боли, быстро меняют свою локализацию, исчезают после отхождения газов.

¨ Потеря аппетита.

¨ Слабость.

 

3. Какие из перечисленных жалоб указывают на заболевания желчного пузыря и желчевыводящих путей:

¨ Сильные приступообразные боли в правом подреберье с иррадиацией в правое плечо, лопатку.

¨ Рвота.

¨ Тупые, ноющие боли в правом подреберье.

¨ Горький вкус во рту.

¨ Отрыжка.

¨ Сезонные боли в эпигастрии в осенне-весеннее время года.

¨ Отрыжка тухлым.

¨ Повышение температуры до фебрильных цифр.

¨ Вздутие и урчание в животе.

¨ Кожный зуд.

 

4. Какие из перечисленных жалоб указывают на заболевания поджелудочной железы:

¨ Боли в эпигастральной области, левом подреберье с иррадиацией в спину, появляющиеся после приема пищи.

¨ Снижение аппетита.

¨ Цитофобия при повышенном аппетите.

¨ Мелена.

¨ Частый стул до 2-5 раз в сутки.

¨ Ощущения переливания. Урчания в животе.

¨ Жирный стул.

¨ Метеоризм.

¨ Извращения вкуса, потребность употреблять в пищу несъедобные вещества.

¨ Зуд кожных покровов.

 

5. Составьте три теста по следующему образцу: (для заболеваний печени, поджелудочной железы)

Какие симптомы характерны для затянувшегося приступа желчной колики:

А) Боли.

Б) Лихорадка.

В) Желтуха.

Г) Ксантоматоз

Д) «Лакированный язык». Верно: А, Б, В.

 

6. Какие нормальные размеры печени по Курлову?

 

7. Дайте описания следующим симптомам:

1. Симптом Кера.

2. Симптом Курвуазье.

3. Симптом Ортнера.

4. Симптом Мерфи.

5. Симптом Мюсси.

6. Симптом Шоффара

 

8. Какие нормальные размеры селезенки, на уровне каких рёбер проводится перкуссия селезенки.

 

9. Решите задачу №1

Больной жалуется на ноющие боли в правом подреберье и в эпигастральной области, слабость, плохой аппетит, неприятный привкус во рту, увеличение живота, потерю массы тела. Отмечает также урчание в животе, отрыжку, неустойчивый стул. Больной пожженного питания. Живот увеличен в объёме отвислый, пупок выпячивает. Кожные покровы грязноватые с желтушным оттенком, местами петехиальная сыпь и синяки. На коже лица, шеи и плеч сосудистые звёздочки. Склеры желтушные. На передней и боковых стенках живота видна расширенная сеть подкожных вен .Ладони и подошвы гиперемированы. Язык красный, гладкий. Край печени плотный, заостренный. Размеры по Курлову 10 -8 – 6 см.

Наблюдаемые у больного симптомы наиболее вероятны для синдрома:

А) Желтухи.

Б) Печеночной недостаточности.

В) Портальной гипертензии.

Г) Холестаза.

Д.) Печеночной диспепсии.

 


Тема: «Лабораторные и инструментальные методы исследования больных с заболеваниями органов гепато-билиарной системы».

 

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Дайте описание технике проведения дуоденального зондирования.

2. Опишите пять фаз многомоментного дуоденального зондирования, дайте их клиническую трактовку.

3. Какие стимуляторы желчной секреции используются для получения пузырной и печеночной желчи?

4. Назовите диагностические преимущества компьютерной томографии перед ультразвуковым методом.

5. Какие показания к проведению исследования печени, поджелудочной железы, желчного пузыря, селезенки на томографах.

6. Перечислите показания к проведению биопсии.

7. Что отражают функционально-диагностические методы исследования печени, поджелудочной железы.

8. Диагностическое значение снижение содержания в крови альбуминов при заболеваниях печени.

9. Диагностическое значение повышения содержания глобулинов в крови при заболеваниях печени?

10. Какие показатели гемостаза чаще всего исследуются у больных с заболеваниями печени?


Тема: «Расспрос и осмотр больных с заболеваниями почек»

 

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Перечислить жалобы больных с заболеваниями органов мочеотделения и мочевыделения.

2. Опишите методику пальпации почек:

ü в положении больного лежа;

ü в вертикальном положении больного;

3. Объясните клиническую значимость перкуссии в нефрологии, технику проведения.

4. Составьте таблицу отличия отеков почечного и сердечного происхождения.

5. Составить 3 теста по следующему образцу:

ü Что такое странгурия:

а. учащенное мочеотделение

б. уменьшение количества выделяемой мочи

в. болезненность и резь при мочеиспускании

г. преобладание ночного диуреза над дневными

Верно – в.

6. Для какого патологического синдрома характерны результаты общего анализа мочи:

Кол-во мочи - 120 мл;

Реакция - кислая;

Прозрачность - мутная;

Цвет - - «мясных помоев»»

Уд.вес - 1025;

Эпителий пл. - ед. в поле зр.;

Эритроциты - сплошь;

Лейкоциты - ед. в поле зр.;

Цилиндры гиал.- ед. в поле зр.;

Цилиндры зерн.- ед. в поле зр.

 

7. Интерпретация функционального метода исследования почек: анализа мочи по Зимницкому.

8. Интерпретация исследования мочи по Нечипоренко.

9. Интерпретация общего анализа мочи.

10. Составьте ситуационную задачу из которой следует, что у больного болевой синдром, характерный для почечной колики, синдром почечной гипертензии по аналогии:

Пример ситуационной задачи:

В отделение поступила больная К., 51 лет, с жалобами на отёки на лице, верхних, нижних конечностях, туловище, одышку при незначительной физической нагрузке, головные боли, общую слабость.

В анамнезе: в течение 20 лет страдает хроническим гломерулонефритоом.

Объективно: общее состояние больной средней тяжести, сознание ясное, положение активное, кожные покровы бледные. Отёки на лице туловище, верхних, нижних конечностях, в лёгких: пальпаторно в н/отд с обеих сторон определяется ослабление голосового дрож-я, при сравнительной перкуссии в н/отд легких с обеих сторон определяется тупой перкуторный звук.

Аускультативно: резкое ослабление везикулярного дыхания с обеих сторон ниже угла лопатки, ЧДД – 28 в минуту.

Границы относительной тупости сердца смещены влево. Аускультативно: I тон на верхушке ослаблен, акцент II тона на a.pulmonalis, ритм сохранен, ЧСС – 98 в минуту, АД – 140/100 мм.рт.ст.

Живот увеличен в размерах за счёт асцитической жидкости. Синдром Пастернацкого отрицательный с обеих сторон.

Признаки какого синдрома выявлены?

Правильный ответ: Симптоматическая гипертензия.

 


Тема: «Расспрос и осмотр больных с заболеваниями органов кроветворения. Пальпация и перкуссия селезенки. Стернальная пункция».

Устные задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Анатомо-физиологические данные о системе кроветворения. Регуляция кроветворения.

2. Жалобы больных с заболеваниями кроветворной системы.

3. Факторы, способствующие развитию заболеваний кроветворной системы (данные анамнеза).

4. Клиническое значение данных объективного исследования больных с патологией системы крови.

5. Клиническое значение и патогенез гепатоспленомегалии у больных с патологией системы крови .

6. Клиническое значение и механизм развития лимфаденопатии у больных с патологией кроветворения.

7. Клиническое значение и механизмы развития геморрагического синдрома у больных с патологией кроветворения.

8. Клиническое значение лихорадки у больных с заболеваниями системы крови.

9. Стернальная пункция. Техника. Клиническое значение миелограммы.

 

Письменные задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

 

1. Составьте три теста по следующему образцу:

Что такое ангулярный стоматит?

А. Воспаление языка

Б. Затруднение глотания

В. Трещины в углах рта

Д. Кариес зубов

Верно: В.