Соотнесите объективные данные с клинической ситуацией, при которой они наблюдаются.

Острый и хронический.

Синдром недостаточности функций внешнего дыхания.

Синдром уплотнения плевральных листков (Шварты)

Осмотр – незначительное отставание левой половины грудной клетки в дыхании.

Пальпация – ……………………………………………………………..

Перкуссия – ……………………………………………………………...

Аускультация – ………………………………………………………….

 

 

Внешнее дыхание – обеспечение организма кислородом и удаление двуокиси углерода в процессе обменных реакций. Недостаточность внешнего дыхания компенсируется усиленной работой сердца.


 

Тема: «Дополнительные методы исследования больного с заболеваниями органов дыхания».

 

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Методика сбора мокроты на клинический и бактериологический анализ. Интерпретация анализов.

2. Техника плевральной пункции. Интерпретация анализов плевральной жидкости.

3. Роль рентгенологического исследования в диагностике заболеваний легких. Интерпретация данных рентгенограмм.

4. Роль компьютерной и магнитно-резонансной томографии в пульмонологии.

5. Диагностическое и лечебное значение бронхоскопии в пульмонологии.

6. Значение спирографии. Оценка функционального состояния легких. Методика исследования.

 

Составьте три теста по следующему образцу:

Наличие в анализе мокроты эластических волокон это признак:

1. Бронхита

2. Бронхиальной астмы

3. Абсцесса легкого

4. Туберкулеза легких (кавернозная форма)

5. Рак легкого

Правильный ответ: 3,4,5

 

1. Транссудат

2. Геморрагический экссудат

3. Гнойный экссудат

4. Серозный экссудат

А. Рак плевры

Б. Эмпиема легких

В. Сердечная недостаточность с застоем кровообращения в легких

Г. Экссудативный плеврит

Составьте ситуационную задачу, из которой следует, что у больного крупозная пневмония, по примеру:

Пример: Больная А., жалуется на приступы удушья, сопровождающиеся кашлем с трудноотделяемой слизистой мокротой. Обострение болезни весной и летом в период цветения.

В анализе мокроты: един. лейкоциты, эозинофилия, спирали Куршмана.

На R|| -грамме легких – повышенная прозрачность легочных полей.

 

Правильный ответ: бронхиальная астма.


ТЕМА: «Расспрос и осмотр больных с заболеваниями органов кровообращения. Пальпация области сердца».

 

I. Устные задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1.Перечислите основные жалобы больных с заболеванием сердца. Дайте характеристику коронарным сердечным болям.

2.Охарактеризуйте боли при перикардите, аортите, миокардите, кардионеврозе.

3.Охарактеризуйте сердечные отеки, объясните механизм их развития.

4.Объясните механизм развития одышки у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, терапевтическую значимость симптома.

5.Объясните причины возникновения усиленного сердцебиения.

6.Перечислите жалобы, характерные для левожелудочковой недостаточности.

7.Перечислите жалобы, характерные для правожелудочковой недостаточности.

8.Какое положение принимает больной при острой левожелудочковой недостаточности и почему?

9.Объясните что такое акроцианоз и каковы причины его появления.

10.Для каких заболеваний сердечно-сосудистой системы характерны бледный цвет кожных покровов, цианотичный, кофе с молоком.

11.Объясните причины возникновения «пляски каротид», сердечного горба, отрицательного верхушечного толчка.

12.Объясните, каково диагностическое значение набухания и пульсации шейных вен?

13.Объясните причины развития местного отека «воротника Стокса», при каких заболеваниях он развивается?

14.Какую патологическую пульсацию можно выявить в прекардиальной области?

15.Перечислите свойства верхушечного толчка у здорового человека. Охарактеризуйте свойства верхушечного толчка при гипертрофии левого желудочка. При каких патологических заболеваниях возникает гипертрофия правого желудочка. Какой пальпаторный признак появляется при этом?

16.Причины возникновения «кошачьего мурлыканья». Где оно пальпируется?

 

II. Письменные задания для самостоятельной работы

1. Составьте 3 теста по аналогии:

Назовите причины возникновения положительного венного пульса?

А. Митральная недостаточность.

Б. Митральный стеноз.

В. Аортальная недостаточность.

Г.Аортальный стеноз.

Д. Недостаточность трехстворчатого клапана.

 

Верно: Д

 

2. Выявится ли акроцианоз у больного с левожелудочковой недостаточностью, если уровень гемоглобина в его крови не превышает 60 г/л?

 

3. Составьте ситуационную задачу, из которой следует, что у больного дилятация правого желудочка, синдром правожелудочковой недостаточности, по аналогии:

Больной И., 50 лет жалуется на одышку в покое, кашель, общую слабость. Объективно: положение ортопноэ, акроцианоз, пульсация яремных вен, верхушечный толчок разлитой, смещен влево на 1,5 см от срединно- ключичной линии в 5 межреберье.

Ответ: С-м левожелудочковой недостатоности.

С-м дилятации левого желудочка.

 

4. Дополните возможными симптомами алгоритм общего осмотра больного с заболеваниями сердечно-сосудистой системы с уточнением патологии, для которой они характерны:

1. осмотр лица;

2. осмотр шеи;

3. осмотр прекардиальной области (верхушечный толчок, сердечный толчок, ретростернальная и эпигастральная пульсации).

 

5. Составьте таблицу с отличительными признаками отеков сердечного и почечного происхождения

Симптомы Сердечные отеки Почечные отеки
1. Локализация отеков    
2. Распространение отеков    
3. Консистенция отеков    
4. Цвет кожных покровов    
5. Механизм образования отеков    

 

6. Дайте характеристику коронарным болям:

1. Локализация………………………………………….

2. Иррадиация…………………………………………..

3. Продолжительность …………………………………

4. Чем провоцируются………………………………….

5. Чем снимаются……………………………………….

6. Механизм возникновения…………………………..

 

7. Составьте таблицу с жалобами, характерными для лево- и право-желудочковой недостаточности

Левожелудочковая недостаточность Правожелудочковая недостаточность
     

 

 


Тема: «Перкуссия сердца».

Устные задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Назовите последовательность действий при определении относительной сердечной тупости. Дайте определение относительной тупости сердца.

2. Перечислите общие правила топографической перкуссии. Назовите положение правой, левой, верхней границ сердечной относительной тупости сердца (по какой топографической линии, в каком межреберье или какому ребру) у здорового человека.

3. Перечислите, какими отделами сердца образованы правая, левая, верхняя границы относительной сердечной тупости соответственно.

4. Укажите патологические состояния, при которых определяется смещение правой границы относительной тупости сердца вправо. О чем это свидетельствует?

 

5. Укажите патологические состояния, при которых определяется смещение левой границы относительной тупости влево. О чем это свидетельствует?

6. Укажите патологическое состояние, при которых определяется смещение верхней границы относительной тупости вверх. О чем это свидетельствует?

7. Какой метод перкуссии (по автору) применяется при определении границ абсолютной тупости сердца? Дайте определение абсолютной тупости сердца. Каковы правила проведения перкуссии абсолютной тупости сердца?

8. Назовите положение правой, левой, верхней границ абсолютной тупости сердца у здорового человека. Каким отделом сердца образованы эти границы? Какова терапевтическая значимость абсолютной тупости сердца?

9. Каково диагностическое значение уменьшения и увеличения зоны абсолютной тупости сердца.

10. Какой пальпаторный симптом можно выявить при смещении правой границы относительной тупости сердца?

11. Опишите методику определения границ сосудистого пучка. Какова ширина сосудистого пучка у здорового человека?

12. Перечислите, какие сосуды справа налево образуют сосудистый пучок.

13. Назовите причину смещения границ сосудистого пучка.

14. Укажите, по каким топографическим линиям, в каких межреберьях проводиться перкуссия для определения конфигурации сердца.

15. Как определяется поперечник сердца? Какова его ширина в норме?

Письменные задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

 

1. Составьте 3 теста по аналогии:

Где в норме расположена верхняя граница относительной тупости сердца:

А) на уровне 2 ребра по левой срединно-ключичной линии.

Б) на уровне 3 ребра по левой срединно-ключичной линии.

В) на уровне 3 ребра по левой окологрудинной линии.

Г) на уровне 3 ребра на 1 см отступя от левого края грудины.

Д) на уровне 3 межреберья по левой парастернальной линии.

 

Правильный ответ – Г.

 

2. Каким отделом сердца образованы границы относительной тупости?

 

1) Правая граница

Варианты ответов:

А) Правое предсердие

Б) Правый желудочек

В) Левый желудочек

Г) Ушко левого предсердия

Д) Аорта.

 

2) Левая граница

Варианты ответов:

А) Правое предсердие

Б) Правый желудочек

В) Левый желудочек

Г) Ушко левого предсердия

Д) Аорта.

 

3.Составьте ситуационную задачу, из которой следует, что у больного дилатация правого желудочка по аналогии:

 

Пример ситуационной задачи:

 

Больная Г, 52 лет, поступила в ревматологическое отделение с жалобами на боли за грудиной, иррадиирующие в левое плечо, продолжающиеся до 10 минут, головокружение, обморок, одышку при незначительной физической нагрузке, общую слабость.

 

Объективно: общее состояние больной средней тяжести. Сознание ясное. Положение активное. Кожные покровы бледные. Периферических отеков нет. В легких перкуторно: укорочение ясного легочного звука в нижних отделах с обеих сторон. ЧДД – 20 в 1 мин.

Осмотр сердца: верхушечный толчок расположен в 6 межреберье, по передней аксилярной линии, «куполообразный», усиленный. Сердечный толчок и эпигастральная пульсация не выявляются.

Перкуссия: границы относительной тупости сердца

Правая – 4 межреберье на 1 см кнаружи от правого края грудины.

Левая - 6 межреберье по передней подмышечной линии

Верхняя – 3 ребро на 1 см отступя от левого края грудины.

 

Признаки какого синдрома имеются?

 

Ответ: Гипертрофия и значительная дилатация левого желудочка. Коронарные боли.

 

4. Закончите перечисление сосудов справа налево, образующих сосудистый пучок: верхняя полая вена………………………………………….

 

5. Какой пальпаторный симптом можно выявить при смещении правой границы относительной тупости сердца?

 

6. Опишите изменения границ относительной тупости сердца при митральной конфигурации сердца, аортальной конфигурации сердца.

 

7. Укажите границы абсолютной тупости сердца.

 

8. При каких патологических состояниях диагностируется увеличение абсолютной тупости сердца?

 

9. При каких патологических состояниях диагностируется исчезновение абсолютной тупости сердца?

 

10. При каких патологических состояниях диагностируется увеличение поперечника сердца?

 

 


ТЕМА: «Аускультация сердца. Тоны сердца. Характеристика нормальных тонов сердца. Особенности аускультации сердца».

 

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Перечислите места выслушивания сердца и точки истинной проекции клапанов на грудную клетку.

2. Назовите порядок выслушивания сердца.

3. Дайте характеристику тонов сердца у здорового человека.

4. Объясните механизм образования 1,2,3,4 тонов сердца. Перечислите компоненты 1,2 тонов.

5. Составьте таблицы с перечислением причин возникновения ниже перечисленных симптомов по аналогии:

Ослабление 2 тона на основании

           
   
     
Снижение подвижности клапанов
 
 

 


А) Ослабление 1 тона на верхушке.

Б) Усиление 1 тона на верхушке.

В) Усиление 2 тона на основании.

Г) Составьте таблицу с различиями 1 и 2 тонов на верхушке сердца.

Д) Составьте таблицу с различиями 1 и 2 тонов на основании сердца

 

6. Назовите причины раздвоения 1, 2 тонов.

7. Объясните терапевтическую значимость появления добавочных тонов: ритма «галопа» и ритма « перепела».

8. Когда появляется «маятникообразный ритм»?

9. Соотнесите аускультативные признаки с клинической ситуацией, при которой они выслушиваются:

 

1.Акцент 2 тона на легочной артерии.

2.Акцент 2 тона на аорте.

3. «Хлопающий» 1 тон.

4. «Пушечный тон» Стражеско при:

 

А. Гипертонической болезни

Б. Митральном стенозе

В. Полной АВ блокаде

Г. Гипертензии в малом круге кровообращения

 

10.Составьте ситуационную задачу, из которой следует, что у пациента синдром гипертензии в малом круге кровообращения по аналогии:

Пример ситуационной задачи:

В отделение поступила больная М., 52 лет с жалобами на головные боли, головокружение, мелькание «мушек» перед глазами, шум в ушах, общую слабость. Считает себя больной в течение 2х лет. Объективно: положение активное, гиперемия лица, склеры инъецированы, периферических отеков нет. Верхушечный толчок определяется в 5 межреберье по срединно-ключичной линии, разлитой, усиленный, 1 тон на верхушке ослаблен, акцент 2 тона во 2 межреберье справа от грудины.

 

Признаки какого клинического синдрома выявлены?

 

Правильный ответ: признаки гипертрофии и дилатации левого желудочка и синдрома гипертензии в большом круге кровообращения.

 

16.Составьте 3 теста по следующему образцу:

Что такое акцент 2 тона :

А) Преобладание 1 тона над 2 на основании сердца.

Б) Преобладание 2 тона над 1 на основании сердца.

В) Преобладание 2 тона над одноименным на основании сердца.

Г) Усиление 1 тона на верхушке.

Д) Усиление 2 тона в точке Боткина-Эрба.

Верно – В.


ТЕМА: «Аускультация сердца. Шумы сердца».

 

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Завершите таблицу по классификации шумов сердца:

 

Шумы сердца

2. Перечислите правила аускультации сердца при митральных пороках, при аортальных пороках.

3. Проведите оценку шумов по ниже приведенной схеме:

А) При митральном стенозе

Б) При митральной недостаточности

В) При аортальном стенозе

Г) При аортальной недостаточности

Д) При трикуспидальной недостаточности

 

Схема оценки шумов, выявляемых при аускультации сердца

 

Оценка шума в точках аускультации(1-5)

 

Связь с систолой или диастолой       Проведение шума   Характер шума (громкость, тембр, продолжительность) и его изменения при функциональных пробах   Точка наилучшего выслушивания

 

4. Объясните механизм образования органических шумов и их иррадиацию:

А) Систолического шума на верхушке.

Б) Систолического шума на аорте.

В) Диастолического шума на верхушке.

Г) Диастолического шума на аорте.

Д) Систолического шума в 4 точке аускультации.

5. Перечислите отличительные признаки органических и функциональных шумов.

6. Объясните механизм образования функциональных «относительных шумов», при каких патологических состояниях они появляются?

7. Объясните механизм образования диастолического функционального шума Флинта, назовите место его выслушивания.

8. Объясните механизм образования диастолического функционального шума Грэхэма-Стилла, место его выслушивания.

9. Как следует характеризовать сердечный шум в случае его обнаружения.

10. Как установить сочетанное поражение клапанов сердца?

11. Решите ситуационную задачу:

Больная М., 38 лет, поступила в терапевтическое отделение с жалобами на одышку в покое, сердцебиение, общую слабость. В анамнезе – ревматизм. Объективно: кожные покровы цианотичны, голени пастозны. Пальпаторно: верхушечный толчок смещен влево, разлитой. Перкуторно: смещение границ относительной тупости сердца влево и вверх. Аускультативно: на верхушке - ослабление 1 тона, акцент 2 тона над легочной артерией, на верхушке выслушивается систолический шум, сливающийся с 1 тоном, иррадиирующий в левую подмышечную область. О каком патологическом синдроме можно думать?

12. Составьте ситуационные задачи, по примеру предыдущей,из которых следует, что у больного характерные признаки, выявляемые при:

А) При митральном стенозе.

Б) При аортальной недостаточности.

В) При аортальном стенозе.

Г) Трикуспидальной недостаточности.

13. Дайте название следующему шуму: у больного с митральным стенозом, выраженной легочной гипертензией, во 2 межреберье слева от грудины выслушивается мягкий шум, начинающийся сразу после 2 тона.

Варианты ответов:

А) Шум Флинта

Б) Шум Кумбса

В) Шум Грэхэма-Стилла

Г) «Шум волчка»

Д) Функциональный шум относительной недостаточности митрального клапана.

14. Дайте название следующему шуму: у больного с выраженной анемией (гемоглобин-50г\л) на югулярной вене в систолу и диастолу выслушивается шум, более громкий в диастолу.

Варианты ответов:

А) Шум Флинта

Б) Шум Кумбса

В) Шум Грэхэма-Стилла

Г) «Шум волчка»

Д) Функциональный шум относительной недостаточности митрального клапана.

15. Дайте название следующему шуму: у больного с недостаточностью клапана аорты определяется диастолический шум на верхушке.

Варианты ответов:

А) Шум Флинта

Б) Шум Кумбса

В) Шум Грэхэма-Стилла

Г) «Шум волчка»

Д) Функциональный шум относительной недостаточности митрального клапана.

 


Тема: «Исследование свойств периферического пульса. Сфигмография. Изменение АД, ВД. Определение скорости кровотока».

 

Задачи для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Дополните схему недостающими сведениями об условиях возникновения неравномерного пульса pulsus differens