Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ
Заключение, исполнение и прекращение международных договоров РФ
Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре
Способы прекращения действия международного договора
Выделяют внутренние и внешние основания прекращения договоров.
К внутренним основаниям (предусмотренным в самом договоре) относятся:
истечение срока действия договора;
исполнение договора; денонсация договора;
наступление предусмотренных в договоре событий или условий.
Внешние основания прекращения договора (условия, не предусмотренные договором):
согласие на прекращение договора его участников;
аннулирование договора;
существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками;
прекращение существования субъекта договора;
возникновение новой императивной нормы международного права;
коренное изменение обстоятельств;
война.
Аннулирование международных договоров- односторонний отказ государства от заключения им договора.
Правомерными основаниями аннулирования международного договора являются:
существенное нарушение контрагентом обязательств по договору,
недействительность договора,
коренное изменение обстоятельств,
прекращение существования контрагента и т.д.
Приостановление действия договора - есть временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Оно освобождает участников от обязанности выполнять договор в течение всего периода. Приостановление международного договора может быть возобновлено автоматически, без подписания дополнительного соглашения, но после устранения обстоятельств, вызвавших приостановку договора.
«О международных договорах Российской Федерации»
Статья 3. Международные договоры Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
2. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Комментарий к статье 3
1. В п. 1 детализируется общее положение Конституции РФ о том, что в ведении Федерации находятся международные договоры (ст. 71 п. "к"). Соответственно все относящиеся к договорам РФ юридические действия также находятся в ведении Федерации.
2. Международные договоры заключаются на разных уровнях. Договоры высшего уровня заключаются от имени Российской Федерации и именуются межгосударственными; заключенные от имени Правительства договоры называются межправительственными; договоры на уровне ведомств - договорами межведомственного характера. Несмотря на эти различия все они являются договорами государства в целом, и именно оно несет ответственность за их выполнение. Независимо от уровня представляющих государства органов договоры согласно международному праву обладают равной юридической силой.
Статья 4. Международные договоры Российской Федерации, затрагивающие полномочия субъекта Российской Федерации
1. Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.
2. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти органам государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора.
3. При осуществлении согласования вопросов заключения международного договора Российской Федерации органы государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция, уведомляются федеральными органами исполнительной власти о предельных сроках направления предложений, составляющих не менее двух недель. Непредставление в указанный срок ответа не препятствует внесению предложения о заключении международного договора Российской Федерации.
4. Вопросы участия представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации в подготовке проекта международного договора, затрагивающего вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, или его полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в переговорах и процедуре его подписания решаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.
Комментарий к статье 4
1. Федеративная форма государственного устройства России обусловливает необходимость определения порядка взаимодействия РФ и субъектов РФ в вопросах заключения международных договоров РФ, затрагивающих полномочия субъектов.
Международные договоры РФ отнесены Конституцией к ведению Федерации (ст. 71), а их выполнение - к совместному ведению РФ и субъектов (ст. 72 Конституции).
В Законе выделяются два вида международных договоров РФ, затрагивающих полномочия субъекта. Во-первых, это международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта. Во-вторых, - международные договоры РФ, затрагивающие полномочия субъекта по предметам совместного ведения РФ и субъектов.
В соответствии с Конституцией (ст. 73) вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти. Международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта, не может быть заключен без согласования с его органами государственной власти.
2. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта по предметам совместного ведения РФ и субъектов (ст. 72 Конституции), направляются федеральными ведомствами органам государственной власти заинтересованного субъекта. При этом поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора.
В сочетании с п. 5 ст. 9, п. 1 ст. 36 и п. 5 ст. 37 Закона, предусматривающими представление предложений о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ по согласованию в том числе и с органами государственной власти соответствующих субъектов, это означает, что все непосредственно затрагивающие интересы субъекта вопросы заключения, прекращения или приостановления действия международных договоров РФ могут решаться только по согласованию с ним.
При заключении международного договора РФ, предусматривающего осуществление сотрудничества по предметам совместного ведения РФ и субъектов (культура, спорт, здравоохранение, охрана природы и т.д.), но не затрагивающего непосредственно интересы какого-либо конкретного субъекта, согласование с субъектами не является обязательным.
Закон не определяет, с какими конкретно органами государственной власти субъектов согласовываются проекты международных договоров РФ, затрагивающих полномочия субъектов. Органы, правомочные осуществлять такое согласование, определяются каждым из субъектов. Поэтому ст. 4 устанавливает, что согласование осуществляется с органами государственной власти заинтересованного субъекта, на которые возложена соответствующая функция, либо что проект договора или его основные положения направляются таким органам.
3. При согласовании с субъектами вопросов заключения международных договоров органы государственной власти заинтересованного субъекта уведомляются федеральными ведомствами о предельных сроках направления предложений (не менее двух недель). Непредставление в указанный срок ответа не препятствует внесению федеральным ведомством предложения о заключении международного договора РФ. Орган, принимающий решение о подписании международного договора, в данном случае может исключить (должным образом изменить) положения проекта договора, затрагивающие полномочия субъекта, направить проект договора на согласование органам государственной власти заинтересованного субъекта или возвратить соответствующие документы федеральному ведомству с требованием обеспечить согласование с субъектом.
4. Пункт 4, как и ст. 4 в целом, нацеливает федеральные ведомства и органы государственной власти субъектов на взаимодействие в процессе заключения международных договоров РФ, затрагивающих полномочия субъекта.
Статья 5. Международные договоры Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации
1. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
Комментарий к статье 5
1-2. Пункты 1, 2 ст. 5 Закона воспроизводят положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которые установили принципиально новый, отвечающий современным требованиям порядок взаимодействия международного и внутреннего права. Значение новеллы объясняется тем, что общее, обязательное для всех государств международное право состоит из обычных норм, поскольку договоры, в которых участвовали бы все государства, отсутствуют, а для не участвующего в договоре государства его положения не имеют силы. В отличие от этого общепризнанные, обычные нормы создаются международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, и становятся обязательными для всех, за исключением тех государств, которые регулярно против них возражают.
Обычные нормы могут формулироваться в договорах и даже в актах, не обладающих юридической силой, например, в резолюциях международных организаций. Статус общепризнанных они обретают в результате последующего признания их в качестве таковых. Так, два пакта о правах человека имеют юридически одинаковый статус. Однако Пакт о гражданских и политических правах ратифицирован большинством государств, которые признали за его положениями характер общепризнанных норм. В то же время число ратификаций Пакта об экономических и социальных правах сравнительно невелико и ряд государств заявили о неприемлемости для них Пакта, а поэтому содержащиеся в нем нормы носят договорный характер и обязательны лишь для участников. Всеобщая декларация прав человека является резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и потому обладает силой рекомендации. Тем не менее ее положения признаны в качестве норм общего международного права. На нее ссылаются государства, их суды и Международный Суд как на доказательство существования обычных норм с соответствующим содержанием. Для применения общепризнанной нормы судом важно установить наличие признания ее страной суда.
В литературе высказывается критическое мнение относительно включения в правовую систему страны всех общепризнанных принципов и норм международного права на том основании, что многие из них предназначены для регулирования только межгосударственных отношений. Действительно, эти принципы и нормы, как и международное право в целом, предназначены для регулирования межгосударственных отношений. Однако, будучи включенными в национальную правовую систему, они обретают новое юридическое качество. В частности, Конституция РФ обязала все органы государственной власти следовать этим принципам и нормам, создав конституционную гарантию соблюдения общепризнанных принципов и норм.
Как свидетельствует практика, возможно применение судами даже таких общепризнанных принципов, которые, казалось бы, относятся исключительно к сфере межгосударственных отношений. Так, при обосновании постановления Конституционного Суда от 31 июля 1995 г. <1> применены такие общепризнанные принципы, как территориальная целостность государства и самоопределение. Постановление прямо ссылается на Декларацию принципов международного права 1970 г.
Включив принципы и нормы международного права в правовую систему страны, Конституция не определила достаточно четко их место в этой системе. Ответ на вопрос может дать совместный анализ обеих правовых систем. Общепризнанные принципы и нормы представляют собой юридическую основу международного сообщества. Необходимым условием членства в сообществе является уважение его норм. Поэтому правовая система государства должна строиться таким образом, чтобы не только не расходиться с общепризнанными нормами, но и содействовать их реализации. Это нашло отражение в Конституции и ином законодательстве РФ. Конституция принята с сознанием того, что российский народ является частью мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы включены в правовую систему страны. Закон о договорах закрепил приверженность России "основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств", который предписывает государствам соблюдать свои обязательства по международному праву в законодательной и правоприменительной деятельности.
Норма, установившая, что если договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила договора, не дает ответа на важный вопрос: относится ли она ко всем договорам или лишь к определенным их видам?
Закон предписывает ратификацию договоров, "устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законом" (п. "а" ч. 1 ст. 15).
Совпадающие формулировки Конституции и Закона говорят в пользу того, что ч. 4 ст. 15 Конституции имеет в виду ратифицированные договоры. Именно такое понимание содержится в постановлении Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. В нем говорится, что иные правила договора подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на обязательность договора было принято в форме федерального закона.
Вместе с тем едва ли можно полагать, что условие ратификации отсутствует в статьеКонституции случайно. Здесь, видимо, возможны два варианта: 1) договор вносит достаточно серьезные изменения в законодательство, изменяет или заменяет его правила, устанавливает иные правила; 2) договор устанавливает "иные правила" лишь для конкретного случая, не влияя на действие правила закона в целом, т.е. делает из него исключение для определенной ситуации. В последнем случае договор не обладает приоритетом над законом, ибо речь идет о приоритете применения в конкретном случае.В пользу такого понимания свидетельствует и п. "а" ч. 1 ст. 15 Закона о договорах, согласно которому ратификации подлежат договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. Это дает основания считать, что имеются в виду "иные правила", которые отменяют или изменяют правила закона, а не делают исключение для конкретного случая. При таком понимании, с одной стороны, обеспечивается стабильность законодательства и уважение его исполнительной властью, а с другой - расширяются возможности обеспечения национальных интересов в конкретных условиях.
При всех условиях следует исходить из того, что ратифицированные договоры могут отменять или устанавливать любую правовую норму за исключением конституционной. Договоры, утвержденные Правительством, обладают таким же статусом в отношении правительственных и всех нижестоящих актов. Соглашения межведомственного характера не подпадают под действие ч. 4 ст. 15 Конституции и п. 2 ст. 5 Закона и пользуются приоритетом лишь в отношении актов соответствующего ведомства.
3. На международные договоры распространяется общее положение Конституции об опубликовании законов (ч. 3 ст. 15). Только официально опубликованные договоры могут действовать непосредственно. Некоторые юристы истолковали слово "непосредственно" как означающее прямое применение международных норм помимо национальной правовой системы. Государства имеют разные порядки взаимодействия международного и внутреннего права, но все они определяются последним и уже в силу этого говорить о прямом действии международного права не приходится. Нормы международного права действуют в составе правовой системы страны, а не помимо ее, применяются в соответствии с ее целями и принципами и в установленном ею процессуальном порядке.
Фактически Закон закрепил широко признанное деление договорных положений на самоисполнимые и несамоисполнимые. К первым отнесены положения договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, и только в этом смысле они действуют "непосредственно". Ко вторым отнесены положения, для осуществления которых необходимо издать конкретизирующие их правовые акты и потому они не могут применяться непосредственно. Например, в соглашении о сотрудничестве в области экологии одно из положений обязывает стороны ежемесячно обмениваться отчетами о состоянии атмосферы. Это - самоисполнимое правило. А положение, обязывающее стороны принимать все необходимые меры для охраны окружающей среды, таковым не является.
Возникает вопрос о соотношении договора и изданного для его осуществления правового акта. Применяющий право орган руководствуется правовым актом, который представляет собой официальное понимание государством своих международных обязательств. Лишь в случае явного расхождения применяются правила договора. Будучи включенными в правовую систему страны, международные нормы не утрачивают своей связи с международно-правовой системой. Они должны пониматься в свете иных международных норм и толковаться по правилам международного права. В соответствии с последним определяется действие норм во времени и пространстве.
Таким образом, международное право непосредственно применяется только к государствам; таков механизм его действия. Что же касается непосредственного применения к физическим лицам, то оно возможно в исключительных случаях на основе договора между государствами, которые создают в этих целях соответствующий механизм. Примером может служить Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге.
Возможность прямого применения норм международного права предусмотрена и Конституцией РФ (ч. 3 ст. 46). Закреплено право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, но для этого должны иметься соответствующий договор РФ и быть исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Заключение.
Международные договоры это соглашения между государствами или иными субъектами международного права; в связи с чем договоры имеют явную согласительную природу. Основополагающие нормы международного права касающиеся договоров, исходят из того, что этот источник права требует согласия участвующих государств. Это заявил и Международный суд ООН: «общепризнанным является то, что в своих договорных отношениях государство не может быть связано обязательством без его согласия».
Право международных договоров можно назвать базовой отраслью международного права, ибо посредством заключения международных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах сотрудничества.