Основные принципы международного права

Система международного права

Система международного права- это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).

Все упомянутые элементы системы составляют отрасли международного права (морское, дипломатическое, право международных договоров и т. д.). Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему, которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

Следует отметить, что перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. Как за рубежом, так и в отечественной науке международного права продолжаются дискуссии по поводу общепризнанных отраслей международного права, затрагивая и основания конституирования отраслей и их конкретные характеристики, их наименования и внутренне построение отдельных отраслей.

В настоящее время к общепризнанным отраслям международного права можно отнести (не затрагивая вопроса о наименовании) такие отрасли:

право международных договоров, право внешних сношений (дипломатические и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное гуманитарное право («право прав человека»), международное морское право и другие.

 

Принципы международного права- это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Принцип международного права - это прежде всего норма международного права.

Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений.

Характерной особенностью принципов международного права является их универсальность. Принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм.

Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Кроме того, ряду принципов посвящены специальные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В результате принципы утвердились в общем международном праве как общепризнанные обычные нормы. Международный Суд ООН указал, что некоторые из принципов, прежде всего принцип неприменения силы, существовали в качестве нормы обычного международного нрава до принятия Устава ООН.

Декларация о принципах международного права 1970г. к числу основных принципов отнесла: неприменение силы, мирное разрешение споров, невмешательство, сотрудничество, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Заключительный акт СБСЕ добавил к ним еще три: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека.

Принцип суверенного равенства государств. Основное социальное назначение данного принципа- обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1). Государства юридически равны.

2). Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету.

3). Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств.

4) Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны.

5) Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

6) Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства.

Принцип неприменения силы и угрозы силой. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства».

Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

Принцип нерушимости государственных границ. Это принцип составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств. Он был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который, в частности, гласит, что «государства- участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Поэтому признание данного принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний. Основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:

1). Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом.

2). Отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем.

3). Отказ от любых иных посягательств на эти границы. Принцип территориальной целостности государств. Наименование принципа окончательно не установилось, поэтому можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности.

В п.4 ст. 2 Устава ООН установлено, что каждое государство:

1. «Должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

2. «Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава».

3. «Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения».

Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН «все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость, путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Принцип невмешательства во внутренние дела. Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.

В соответствии с п.7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства».

Однако некоторые события, происходящие в пределах территории государства, могут квалифицироваться Советом Безопасности как не относящиеся исключительно к внутренней компетенции последнего.

Принцип всеобщего уважения прав человека. Становление принципа непосредственно с принятием Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Согласно ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:

1). Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития.

2). Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и его основных свобод...»

Принцип самоопределения народов и наций. Указанный принцип в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН- «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...» (п.2 ст. 1 Устава). Указанная цель конкретизируется во многих его положениях.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

Принцип международного сотрудничества. Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Принцип сотрудничества зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Этот принцип возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

 

 

4. Международное публичное и частное право.

МЧП регулирует гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом.

МЧП носит коллизионный характер – т.е. решает вопрос о том законодательство какой страны должно применяться в конкретном правоотношении.

Для современного МЧП характерно большое количество универсальных договоров, принимаемых на межгосударственном уровне и посвященных конкретным сферам применения МЧП (конвенция «Общие условия продажи свежих фруктов и овощей…» 1979 г.: нерабочий «день по законам и обычаям страны, где осуществляется обязательство», «переход риска – фактическая погрузка, доставка к борту судна, фактическое прохождение груза над фальшбортом судна», Скоропортящиеся овощи 1. сельдерей, кресс-салат, шпинат, щавель 2. чеснок свежий.

Дискуссионным для современной науке МП является вопрос о классификации внешних функций государства на публичные и частные.

Практическое значение – пример взаимоотношений РФ и швейцарской фирмой «НОГА», исковые заявления в суды ЗЕ об аресте российского имущества (парусник «Седов», самолеты салона «Ле Бурже», счета Посольства РФ во Франции, самолета Президента РФ и т.д.).

Российское законодательство Гражданский Кодекс Ч. 3. Раздел VI. Международное частное право. Глава 66. Общие положения (статьи 1186-1194)

Глава 67. Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц (статьи 1195-1204)

Глава 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям (статьи 1205-1224)

 

Заключение. Международное право является системой, а не просто совокупностью норм. Система основана на общепризнанных принципах и нормах, обладающих высшей юридической силой. Главная юридическая функция международного права- регулировать межгосударственные отношения.

Характерные черты этого права, его особенности порождаются именно объектом регулирования, особым видом общественных отношений с участием суверенных государств. Этим определяется как содержание норм, так и весь механизм действия права.