Компоновка шасси

ШАССИ САМОЛЕТА

Порядок выполнения работы

· Изучить формы крыльев и основных геометрических параметров, дать их определения.

· Для заданного образца измерить геометрические размеры. Вычертить крыло (оперение) в плане. Определить геометрические параметры: S, L, λ, χ, η.

· В 10-15 точках по хорде крыла (оперения) замерить толщину профиля. Вычертить профиль крыла, определить относительную толщину С и кривизну f.

· Оформить отчет и предъявить преподавателю.

 

4.6. Вопросы для самопроверки

 

1. Какие внешние формы имеют крылья в зависимости от скорости полета? Каковы их достоинства и недостатки?

2. Какими геометрическими параметрами характеризуется форма крыла в плане и форма профиля?

3. Что представляет собой конструктивно- силовая схема крыла?

4. Чем отличаются лонжеронные, кессонные и моноблочные крылья?

5. Каково назначение основных элементов крыла: лонжеронов, нервюр, стрингеров, обшивки?


4. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

 

Цель работы: изучить компоновочные и конструктивно- силовые схемы шасси, его основные элементы.

 

 

Шасси самолета представляют систему опор, необходимых для маневрирования по аэродрому , разбега и пробега самолета при взлете, посадке и стоянки. Во время взлета и посадки шасси поглощает и рассеивает кинетическую энергию ударов и поступательного движения.

Шасси должно обеспечивать устойчивое движение самолета во время пробега, заданную проходимость по грунту и иметь минимальный вес и габариты.

По количеству и взаимному расположению шасси различают следующие компоновочные схемы.

Трехопорные шасси с хвостовой опорой (рис. 4.1 а) характеризуется посадочным углом φ между осью самолета и касательной к главной и задней опорам; противокапотажным углом γ между вертикалью при взлете и прямой, соединяющей центр тяжести самолета и точку касания главной опоры; углом выноса шасси λ= γ+ φ., колеей шасси Вш , представляющей расстояние между главными опорами.

Рассмотренная схема шасси обладает рядом недостатков – плохая путевая устойчивость, опасность капотирования при резком торможении, наклонный пол кабины при стоянке, возможность взмывания самолета при посадке.

С увеличением посадочных скоростей эти недостатки стали проявляться в большей степени. Поэтому схема шасси с хвостовой опорой , обладающая минимальным весом, применяется на легких самолетах с поршневыми двигателями.

 

 

Рис.4.1. Схемы шасси

 

 

Основной схемой шасси современных самолетов является трехопорная схема с носовым колесом (рис. 4.1 б).

Она характеризуется следующими параметрами: посадочным углом φ между осью фюзеляжа и касательной к главным опорам и нижней точки хвостовой части фюзеляжа; стояночным углом φс между осью фюзеляжа и плоскостью земли; противокапотажным углом γ; высотой шасси Η; высотой главных опор e, относительно центра тяжести, колеей шасси Bш и базой шасси вш, представляющей расстояние между носовой и главными опорами

Рассмотренная схема шасси обеспечивает хорошую путевую устойчивость, ухудшению проходимости по грунту, снижению безопасности при поломке носового колеса, возможности самовозбуждающихся колебаний типа шимми.

Велосипедная схема шасси (рис. 4.1. в) характеризуется наличием двух основных опор, расположенных под фюзеляжем, и подкрыльных опор, предохраняющий самолет от опрокидывания на крыло. Шасси характеризуется теми же параметрами, что и предыдущая схема и отличается лишь большим выносом шасси относительно центра тяжести. Велосипедная схема шасси является вынужденной и применяется для истребителей- бомбардировщиков с высоко - расположенным тонким крылом.

Из-за сравнительно большой нагрузки на носовую опору затруднен отрыв самолета при взлете. Для облегчения взлета применяются механизмы «вздыбливания » передней опоры или «приседания» задней опоры. Это значительно утяжеляет вес шасси и усложняет технику пилотирования.

Многоопорные шасси применяются на тяжелых самолетах, эксплуатирующихся на грунтовых аэродромах. Для повышения проходимости самолета требуется большое количество колес или дополнительные опоры. Дополнительная центральная опора смещается относительно основных для удобства уборки шасси в фюзеляж. Для улучшения маневренности самолета задняя стойка может выполняться управляемой.