Назначения и формы крыльев в плане

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ И КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВЫЕ СХЕМЫ КРЫЛЬЕВ

Вопросы для самопроверки

Порядок выполнения работы

 

3.4.1. По техническим описаниям, плакатам, схемам и фотографиям изучить аэродинамическую схему, расположение частей самолета, внутреннюю компоновку.

 

3.4.2. Выполнить в журнале лабораторных работ чертеж самолета в трех проекциях.

 

3.4.3. Используя боковую и плановую проекции, выполнить упрощенную компоновку самолета. Для этого на проекциях самолета нанести расположение двигателя, топливных баков, фигуры летчика и членов экипажа, командные посты управления, пассажирские салоны, гардеробы, кухни, туалеты, багажные отсеки и важнейшее оборудование.

 

  • Проставить позиции основных агрегатов, отсеков, салонов, блоков оборудования и привести спецификацию.

 

  • Дать техническое описание. В описании указать назначение самолета, его основных частей, определить аэродинамическую схему, отметить основные достоинства и недостатки схемы, обосновать внутреннюю компоновку.

 

      • Оформить отчет и представить преподавателю.

 

  1. Что определяет аэродинамическую схему самолета, какие схемы наиболее типичны для современных самолетов?

 

  1. Перечислите основные части самолета и укажите их основное назначение.

 

  1. Что называется компоновкой самолета? Приведите типы компоновок, а также примеры компоновок военных и гражданских самолетов.

 

  1. Какие классы пассажирского оборудования существуют, чем они отличаются?

 

  1. Каковы основные рекомендации по размещению пассажирских помещений, кабин экипажа и основных отсеков оборудования?

 

 

  1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

 

Цель работы: изучение основных внешних форм крыла (оперения), его геометрических параметров и конструктивно-силовых схем.

Приборы и оборудование: препарированные образцы конструкций крыльев (оперений), металлическая линейка, штангенциркуль, ЭКВМ.

 

 

Крыло самолета предназначено для создания подъемной силы и обеспечение поперечной устойчивости и управляемости. Кроме того, крыло несет на себе органы управления, средства механизации; часто шасси, двигатели, вооружение. Внутренние объемы крыла используются для расположения различного оборудования, топлива.

Форма крыла в плане оказывает существенное влияние на аэродинамические, весовые и конструктивно-технологические характеристики всего самолета.

На современных самолетах применяются главным образом прямоугольные, трапециевидные, стреловидные и треугольные крылья (рис. 3.1) .

Прямоугольное крыло (рис. 3.1, а) является наиболее простым по форме и конструкции, и удобным при изготовлении. Применяется на самолетах-бипланах и подкосных монопланах.

Срыв потока на больших углах атаки на прямоугольных крыльях возникает в средней части и поэтому такие крылья обладают высокой эффективностью элеронов.

Вместе с тем прямоугольное крыло худшими аэродинамическими характеристиками, имеет больший вес конструкции и не позволяет эффективно использовать внутренние объемы.

Прямые трапециевидные крылья (рис.4.1,б) имеют малый угол стреловидности (от 50 до 150), определяемый обычно по условиям обзора летчику, меньший вес конструкции, меньшее индивидуальное сопротивление; позволяют более полно использовать внутренние объемы.

К недостаткам таких крыльев следует отнести уменьшение эффективности элеронов на больших углах атаки, вследствие срыва потока, возникающего на концах крыла.

На околозвуковых и сверхзвуковых самолетах нашли применения стреловидные крылья (рис 3.1, в).

Особенности обтекания такого крыла позволяют значительно уменьшить лобовое сопротивление на больших скоростях полета.

Однако стреловидное крыло имеет меньшую подъемную силу, большой вес конструкции, сложнее в производстве.

Треугольные крылья (рис.3.1, г) обладают высокими аэродинамическими характеристиками на сверхзвуковых скоростях полета, меньшим весом конструкции, более эффективным использованием внутренних объемов.

Форма крыла в плане характеризуется следующими параметрами:

  • площадью крыла S называют проекцию поверхности крыла на горизонтальную плоскость, включая подфюзеляжную часть;
  • размахом крыла L называют расстояние по горизонтали между внешними концами крыла;
  • относительным удлинением крыла λ называют отношение квадрата размаха крыла к его площади

 

  • λ=L2 \S

 

  • для современных крыльев λ=2...9;
  • Сужение крыла η называют отношение корневой хорды к концевой
  • η=bo \bk .

 

  • Оптимальное η для крыльев η=2…3,5.
  • Углом стреловидности χ называют угол между линией, проходящей через ¼ хорды и перпендикуляром к плоскости симметрии самолета. Иногда угол стреловидности определяется по передней кромке. На стреловидных и треугольных крыльях χ=300-700.