Выбор стандартной муфты. Проверка элементов муфты

Расчет открытой передачи привода

На валах привода

Определение мощностей, частот вращения и вращающих моментов

Расчет мощности на валах привода целесообразно производить от рабочей машины (табл. 1).

Таблица 1. Определение мощности на валах привода, кВт

Вал Открытая передача
зубчатая цепная ременная
Вал рабочей машины      
Выходной (тихоходный) вал редуктора      
Входной (быстроходный) вал редуктора      
Вал электродвигателя      

Примечание: КПД открытой зубчатой передачи; КПД цепной передачи; КПД ременной передачи. Для червячного редуктора .

Расчет частоты вращения следует выполнять от вала электродвигателя к валу рабочей машины (табл. 2).

Таблица 2. Определение частоты вращения валов привода, мин-1

Вал Открытая передача
ременная зубчатая цепная
Вал электродвигателя      
Входной (быстроходный) вал редуктора      
Выходной (тихоходный) вал редуктора      
Вал рабочей машины      

Примечание: фактическое передаточное число открытой зубчатой передачи; фактическое передаточное число цепной передачи; фактическое передаточное число ременной передачи.

Отклонение от заданной частоты вращения вала рабочей машины

, .

где − допускаемое отклонение частоты вращения (см. техническое задание на курсовую работу).

Вращающие моменты на валах можно определить по формуле

,

Подставив в формулу вместо индекс соответствующего вала, получим уравнение для расчета вращающего момента данного вала.

Если момент на выходном валу червячного редуктора , то необходимо выбрать редуктор большего типоразмера и повторить расчеты силовых ( , и кинематических ( параметров привода.

Расчеты открытой зубчатой цилиндрической передачи следует выполнять по методическим указаниям [2], цепной − [3], расчет ременной передачи − по учебному пособию [4], а также по материалам, расположенным на сайте http://nizrp.narod.ru (кафедра основ конструирования машин).

Расчеты открытой конической зубчатой передачи приведены в учебно – методическом пособии [5].

Основной характеристикой нагруженности муфты является номинальный вращающий момент (TН), установленный стандартом. Муфты выбирают по большему диаметру концов соединяемых валов и по расчетному вращающему моменту.

Расчетный вращающий момент, действующий на муфту

,

где –коэффициент динамичности нагрузки (табл.3);

–наибольший вращающий момент на соединяемом валу привода, Н∙м;

–номинальный вращающий момент – момент, передаваемый муфтой при длительном режиме работы с постоянной нагрузкой и постоянным направлением вращения, Н∙м.

Стандартные муфты изготавливаются с цилиндрическим и коническим посадочными отверстиями, а каждый тип – двух исполнений: для длинных и коротких концов валов. Допускается сочетание полумуфт разных типов с различными диаметрами посадочных отверстий в пределах одного номинального вращающего момента. В отдельных случаях, по заказу потребителя, допускается посадочное отверстие в одной из полумуфт выполнять меньшего диаметра, установленного стандартом для других номинальных вращающих моментов.

Таблица 3.Рекомендуемые значения коэффициента динамической нагрузки

Вид рабочей машины K
Конвейеры ленточные 1,20 – 1,5
Дозаторы, питатели, воздуходувки 1,25 – 2,0
Конвейеры цепные, пластинчатые, скребковые, винтовые 1,5 – 2,0
Насосы центробежные, элеваторы ковшовые, лебедки 2,0 – 3,0
Машины бумагоделательные, мешалки, барабаны сушильные 2,0 – 2,5
Мельницы шаровые и прутковые 2,5 – 3,0

 

Установка полумуфт на валах

Способы установки и крепления полумуфт на цилиндрических и конических концах валов показаны на рис. 1.При постоянном направлении вращения и умеренно нагруженных валах полумуфты на цилиндрические концы валов сажают по переходным посадкам типа Н7/k6; Н7/m6. При реверсивной работе, а также сильно нагруженных валах применяют посадку Н7/n6.При больших нагрузках, работе с толчками, ударами и реверсивной работе предпочтительно полумуфты устанавливать на конические концы валов.

Для передачи вращающего момента обычно используют соединение призматической шпонкой.

 

Рис.1. Способы крепления полумуфт на концах валов: а – на цилиндрический конец концевой шайбой 1 (ГОСТ 14734 – 69); б – на конический конец концевой шайбой 1 (ГОСТ 14734 – 69); в – на конический конец гайкой 2 (ГОСТ 5916 – 70) и стопорной шайбой 3 (ГОСТ 13465 – 77)