Международное право буржуазного общества

Международное право феодального общества

Падение в 476 г. н. э. Западной Римской империи и низложе­ние вождем германских наемников Одоакром последнего римско­го императора Ромула Августула дали простор развитию феодаль­ных отношений. Начали быстро складываться феодальная общест­венно-экономическая формация и вместе с ней феодальный тип международного права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в V–XVII вв. и регулировавших отно­шения государств той исторической эпохи, именуется междуна­родным правом Средних веков.

Отличительными чертами этого периода являлись:

1. регионализм;

2. преобладание обычных норм над договорными;

3. значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.

Единого для всех государств международного права, как и в древности, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Москов­ское государство, Волжская Булгария, Арабский Восток, Индия и Китай. Субъектами международного права в то время являлись не только монархи, папа римский, некоторые религиозные организации – рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ганзейский союз и др.).

Первые века феодализма отмечены многочисленными устны­ми договорами, которые сопровождались либо клятвой, либо ру­копожатием. Однако постепенно устанавливается форма и пись­менного заключения договоров. Чаще их тексты были написаны на латинском языке. Сроки действия таких договоров были са­мые различные (от 1 года до 50 лет и более). Давность междуна­родных соглашений к тому времени не была известна и четко оп­ределена. К расторжению международных договоров вели войны. Возникает наука международного права. Ее основоположни­ком принято считать выдающегося голландского юриста Гуго Гроция (1583 – 1645). В 1625 г. он издал первый систематический труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.

Великие географические открытия и возникновение в связи с этим глобальных мирохозяйственных связей постепенно приво­дят к формированию общего для всех уголков планеты междуна­родного права. Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение церкви в становлении новых норм международ­ного права неуклонно падает.

 

Английская буржуазная революция, сопровождаемая граждан­скими войнами (1642 – 1649 гг.), дала толчок к возникновению других буржуазных революций XVIII в. в странах Западной Евро­пы и Северной Америки. Это привело к новым буржуазным меж­дународным отношениям, а значит, и к качественному преобразо­ванию международного права.

Подписанный 24 октября 1648 г. Вестфальский трактат сфор­мулировал новые, ранее не существовавшие международно-право­вые принципы, ставшие доминирующими почти на два последую­щих столетия: политического равновесия, независимости светской власти от власти духовной, равенства государств. Он также сфор­мулировал декларативную теорию признания, предусмотрел при­менение коллективных санкций против агрессоров, мирные сред­ства разрешения споров, внес изменения в правовой режим рек, трансформировал статус консулов и т. д. Трактат подготовил пере­ход к качественно новому периоду в развитии международного права.

Система юридических принципов и норм, постепенно сложив­шихся с 1648 по 1919 г. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется классическим международ­ным правом. Основные черты этого периода следующие:

1. договор становится главным источником норм междуна­родного права;

2. демократизация международного права;

3. колониализм;

4. война как нежелательный, но в целом законный способ разрешения международных разногласий.

Данная эпоха отмечена открытием новых земель, бурным развити­ем мореплавания, международной торговли и широкомасштабны­ми колониальными захватами. Истории известно также установле­ние полуколониальных режимов в Китае, Турции, Персии, Егип­те, Марокко, Тунисе и в других странах, а потому нельзя здесь говорить о признании демократических принципов международ­ного права сразу, поскольку существовали периоды прямого отхо­да от них, где восстановлению подлежала вся старая межгосудар­ственная практика. На так называемые «нецивилизованные» наро­ды Азии, Африки и Латинской Америки демократические принципы вообще не распространялись.