Принципы международного права

Основной принцип международного права – это основопола­гающая императивная, универсальная норма международного права, отвечающая основным закономерностям развития сообще­ства государств и в силу этого защищаемая наиболее жесткими мерами принуждения.

Основные принципы современного международного права, возникшие во второй половине XX в., представлены впервые за­крепленными в универсальной писаной форме принципами за­прещения применения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, сотрудничества государств, уважения прав и основных свобод человека, а также принципом равнопра­вия и самоопределения народов и наций, нацеленным на ликви­дацию колониализма.

Принцип суверенного равенства государств(принцип равнопра­вия государств) отражает основное качество международного пра­ва как права равных (par in paren not habet imperium) субъектов. Качество суверенитета, уникальное по своему характеру, является основанием для классификации субъектов международного права, определения их юридической природы и объема их правосубъект­ности для установления только согласительной процедуры между­народного нормотворчества.

В силу этого качества государства равны независимо от време­ни возникновения, величины территории, количества населения, наконец, от чьего-то признания или непризнания.

Принцип равноправия закреплен в писаной форме в п. 1 ст. 2 Устава ООН 1945 г., однако доктрина, связывающая его возник­новение не с осознанием равенства народов государства, а с ра­венством и божественным происхождением самих государей, от­носит его возникновение к позднему феодализму, а становле­ние – к периоду упрочения капитализма и появления республик. Именно в этот период произошла подстановка понятий монарх – народ – государство, где равенство народов признавалось первич­ным для признания равенства государств. Таким образом, до 1945 г., т. е. до принятия Устава ООН, принцип как универсаль­ная норма существовал в обычно-правовой форме.

Принцип невмешательства во внутренние дела государствтакже тесно связан с наличием качества суверенитета и основывается на одном из его элементов – независимости государства при осуще­ствлении его внутренней функции. Возникновение принципа во времени, как и обычно-правовая форма его выражения, может быть соотнесено с принципом равноправия. Устав ООН сформу­лировал в писаной форме только часть этого принципа (п. 7 ст. 2), касающуюся невмешательства международной организации в дела, «по существу входящие во внутреннюю компетенцию госу­дарства», оставив существенную его часть – взаимоотношения между самими государствами – в форме обычая. Таким образом, в полной формулировке принцип существует все же в обыч­но-правовой форме. Понимание и тенденции развития принципа просматриваются в договорах государств по различным объектам сотрудничества, а также в морально-политических нормах в виде резолюций и деклараций, например Декларации Генеральной Ас­самблеи ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 г. Принцип призван защищать внутреннюю функцию государства, представляющую один из ас­пектов полной и суверенной власти, осуществляемой им на своей территории в пределах своих границ.

Государство само определяет пределы своей компетенции и само может пойти на ее ограничение в интересах международного сотрудничества – для защиты окружающей среды, общей безопас­ности, решения других глобальных проблем. Подобные самоогра­ничения необходимы также при реализации взятых на себя между­народных обязательств, особенно в области защиты прав человека, контроля за ядерным оружием, защиты окружающей среды.

Принцип суверенитетабыл введен в понятийный аппарат меж­дународного права в 90-х годах XX в. Н. А. Ушаковым. Самостоя­тельность государства и независимость государства при осуществ­лении им своей внешней функции является важным элементом его международной правосубъектности. Исторически он ориенти­рован так же, как предыдущие принципы, разве что в настоящее время существует в обычно-правовой форме.

Содержание принципа составляют права государства на неза­висимую внешнюю политику: свободное, без давления извне, ус­тановление дипломатических и консульских отношений, обмен посольствами и миссиями, решение проблем признания новых го­сударств и правительств, вступление и выход международных ор­ганизаций.

Принцип территориальной целостности государств,защищаю­щий право государства на целостность и неприкосновенность его территории, является важнейшим средством обеспечения сувере­нитета государства. Территория есть основное условие существо­вания государства, сфера действия его суверенитета. Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попы­ток расчленения государственной территории, если это не связано с международными санкциями.

Принцип нерушимости государственных границрегламентирует отношения государств по поводу установления (делимитации, де­маркации, ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. С дав­них времен считалось, что нарушение границы является законным поводом для применения вооруженной силы. Воздушные, мор­ские, сухопутные границы государства охраняются военной мо­щью государства, его дипломатическим аппаратом, политически­ми союзническими договорами.

Принцип добросовестного выполнения международных обяза­тельств– один из старейших функциональных принципов систе­мы международного права. Можно сказать, что на нем держится весь международный правопорядок. Устав ООН (п. 5 ст. 2), на ко­торый ссылаются как на источник принципа, обеспечивает только часть его содержания, а именно предписывает государствам со­блюдать обязательства, вытекающие из членства в ООН, а для го­сударств, не являющихся членами ООН – только обязательства, обусловленные прин­ципами Устава ООН.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силойв виде универсальной нормы, обязательной через положение п. 6 ст. 2 Устава ООН, сформулирован в п. 4 ст. 2 гл. I Устава ООН, допол­няемой системой норм гл. V–VIII. История становления принци­па характеризуется такими вехами, как многосторонние договоры Версальской системы и Статут Лиги Наций, а позже – Пакт Бриана–Келлога об отказе от войны в качестве орудия нацио­нальной политики 1928 г., а также не вступившей в силу Конвен­цией Лондонской конференции 1933 г., в которой была сделана по инициативе СССР попытка дать расширенное определение поня­тия силы, включая экономическую. Второй этап истории развития принципа связан с неудавшимися попытками принятия юридиче­ского документа, определяющего на универсальном уровне поня­тие агрессии. Однако определенные успехи достигнуты за счет принятия морально-политических норм в виде резолюций и дек­лараций ООН, таких как Декларации «О принципах международ­ного права, касающихся дружественных отношений государств в соответствии с Уставом ООН» 1970 г., «Об определении понятия агрессии» 1974 г., «Об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношени­ях» 1987 г. и др. Отдельные элементы структуры принципа, такие как характер ответственности, категории физических лиц, несущих дополнительную ответственность, содержатся в Уставах Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, завершивших Вторую мировую войну, а также трибуналов, созданных в связи с событиями в Югославии и Руанде в последнем десятилетии XX в., и в Римском статуте Международного уголовного суда, вступившем в силу в 2002 г. после ратификации его 60 государст­вами. Существенным вкладом в разработку содержания принципа внесла Комиссия международного права, разработав проект статей об ответственности государств.

Принцип уважения прав и основных сво­бод человека,становление которого связывают с событиями конца XVIII в. – принятием Конституции США, Декларацией аббата Грегуара во Франции, попытками защиты прав человека во время вооруженного конфликта в середине XIX и начале XX в., а также учреждением Международной организации труда (МОТ), является основополагающим по отношению к другим принципам международного права, к которому они сводятся в конечном итоге.

Сам принцип в универсальной форме впервые был закреплен в п. 3 ст. 1 Устава ООН в 1945 г. Тем самым были выполнены тре­бования об универсализации нормы и круга субъектов, однако конкретизация положений Устава ООН была, естественно, мини­мальна и требовала создания документа, равного принципу как по форме, так и по содержанию. В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права разработать и предложить государствам-членам проект универсального коди­фицирующего международного договора, содержащего перечень прав и основных свобод человека, который бы соответствовал требованиям второй половины XX в. Важным, но не решающим эта­пом на этом пути была принятая на III сессии Генеральной Ас­самблеи ООН (в порядке реализации ст. 18 Устава ООН – голосо­ванием, в виде морально-политической, а не юридической нормы) в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека.

Документы, удовлетворяющие всем признакам источника ос­новного принципа, – Пакты о гражданских, политических и эко­номических, социальных и культурных правах – были одобрены государствами только в 1966 г. и вступили в силу после сдачи 35 ратификационных грамот в 1976 г. (СССР ратифицировал Пак­ты в 1973 г.). Ведущая идея Пакта о гражданских и политических правах – безусловное принятие на себя государствами обяза­тельств по защите «священных или естественных или неотъемле­мых» прав и свобод, принадлежащих человеку по праву рождения. Второй Пакт, напротив, давал государствам возможность осущест­влять реализацию прав и свобод человека соответственно своим возможностям, которые, однако, контролировались от имени со­общества государств Генеральной Ассамблеей ООН, Экономиче­ским и социальным советом ООН, Комиссией по правам человека и другими органами. (Оба Пакта содержат 84 статьи против 30 Всеобщей декларации.)

Принцип мирного разрешения международных споровявляется, образно говоря, процессуальным принципом в системе основных принципов. Он представляет собой совершенный метод, ряд спо­собов и механизмов, обеспечивающих мирное сотрудничество го­сударств во всех областях сотрудничества. Качество принципа он приобрел после включения его в Устав ООН в 1945 г., однако, как норма многосторонняя, он был включен в «право Гааги» (Конвен­ция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.), в тексты Пакта Бриана–Келлога 1928 г., других договоров. Ныне он является неотъемлемой частью каждого источника междуна­родного права, ибо, даже не будучи его структурным элементом, обязателен для соблюдения как основной принцип международ­ного права. Как и остальные принципы, он развивается через мо­рально-политические нормы деклараций и резолюций органов ООН, региональных организаций – Декларации Генеральной Ас­самблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., Манильской декла­рации о мирном разрешении международных споров 1982 г., Ито­гового документа совещания стран ОБСЕ в Валлетте «Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирно­му урегулированию споров» 1991 г. и др.

Принцип сотрудничества государств,так же как и принцип мир­ного разрешения международных споров, является функциональ­ным принципом международного права. Сотрудничество – един­ственный законный способ реализации государством своих инте­ресов, так как ни одно из них не может выжить в условиях автаркии, экономической и политической изоляции. Напротив, отрешение от сотрудничества является одним из видов суровых санкций в соответствии с Уставом ООН (ст. 5, 6, 40, 41).

Принцип равноправия и самоопределения народов и нацийпред­назначен, как следует из его названия, для регулирования отноше­ний государств в одной из важнейших сфер развития цивилизации в целом и бесконфликтного существования этносов, находящихся на разных стадиях развития. Народ, нация являются первоосно­вой, с которой связывается суверенитет государства и сам факт его существования. Не случайно Устав ООН первоначально апеллирует к воле народов, а затем государств, что отражено в самом назва­нии организации. Тем не менее, утверждение универсальной нор­мы, защищающей права нации, относится к середине XX в., хотя сама правовая идея защиты относится к концу XVIII в.

Нарушения рассматриваемого принципа устанавливаются в соответствии с международным правом, в первую очередь – ор­ганами ООН; к нарушителям применяются меры принуждения, соответствующие тем, что применяются за совершение междуна­родных преступлений.

Настоящий этап нормативного совершенствования принципа может пойти в двух направлениях – наполнение его новым содер­жанием с учетом требований времени или его исключение из пе­речня основных принципов как выполнившего свое предназначе­ние.