ТЕМА 5. Управление финансами

 

 

Управление финансами – это целенаправленное воздействие субъектов управления на систему финансов, отдельные звенья и элементы при помощи специальных приемов, методов и инструментов для достижения целей и задач финансовой политики

Понятие финансовой политики как основы управления финансами.

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства или организации (предприятия), направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для достижения поставленных целей.

Финансовая политика включает разработку общей концепции, определение целей, направлений и задач в области финансов, и создание адекватного финансового механизма. Реализация финансовой политики происходит в процессе управления финансовой деятельностью посредством использования финансового механизма.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых этапов подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – это долговременный план, рассчитанный на перспективу. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, принципы их использования и организации, определяется необходимость концентрации финансовых ресурсов. Финансовая тактика направлена на решение задач на конкретном этапе развития. Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.

Управление финансами как система.

Управление финансами целесообразно рассматривать как систему взаимосвязанных элементов (субъекты, объекты, принципы, цели, задачи, функции, методы, инструменты и т.п.). Основными элементами системы управления финансами выступают:

субъект управления - совокупность управленческих структур и органов, включенных в финансовую систему (органы государственной и муниципальной власти, собственники, менеджеры высшего звена и финансовые службы предприятий, физические лица как субъект домашних хозяйств; специализированные финансовые институты);

объект управления - финансовые отношения, реализующиеся через финансовые ресурсы. Поскольку вопрос о границах финансовых отношений является дискуссионным, дискуссионными является и определение объекта. Объект управления можно классифицировать по звеньям системы финансов.

Например, на макро уровне субъектом управления могут выступать государственные органы управления финансами, а объектом управления - формирование и использование централизованных денежных фондов для достижения поставленных целей. На микро уровне в качестве субъекта управления может быть определена финансовая служба, а объектом управления - денежные оборот как непрерывный поток выплат и поступлений, обеспечивающий цели организации (предприятия).

Цель управления финансами вытекает их финансовой политики субъекта и конкретизируется в задачах. Между целью и результатом лежит финансовый механизм как совокупность приемов, методов, способов, рычагов управления.

Классификация методов управления финансами.

Методы управления - это приёмы и способы воздействия субъекта управления на объект управления.

Управление финансами может осуществляться экономическими и административными методами.

ü Экономические методы предполагают использование экономических стимулов, воздействие на экономические интересы участников финансовых отношений.

ü Административные методы (организационно-распорядительные) предполагают прямое воздействие одних субъектов финансовых отношений на других субъектов на основе принципа принуждения в силу действующих нормативно-правовых актов, заключенных договоров, административных приказов и распоряжений, уставов и регламентов, правил, инструкций и других документов, организационно регламентирующих деятельность подчиненных лиц, обеспечивающих надлежащую дисциплину и ответственность.

Управление и регулирование финансов.

Отсюда вытекает различие между управлением и регулированием финансами. Управление базируется на принципе принуждения и требует подчинения административным актам, а регулирование означает создание условий для развития финансов в заданном направлении, однако у субъектов остаётся право выбора конкретных методов достижения поставленной цели.

С точки зрения особенностей объекта управленияметоды, используемые на макро и микро уровнях, различаются. Это связано с особенностями объекта управления на каждом уровне.

Например, на макро уровне используют:

ü фискальные (налоговые) методы;

ü неналоговые методы формирования бюджета;

ü методы финансового выравнивания;

ü методы использования бюджета.

Например, на микро уровне используют:

ü методы определения степени финансового риска;

ü методы управления налоговым бременем;

ü методы определения доходности активов и инвестиций;

ü методы управления долговыми обязательствами;

ü методы управления кредиторской и дебиторской задолженностью и др.

По управленческим функциям различают

ü методы анализа, диагностики состояния финансов;

ü методы финансового прогнозирования и планирования;

ü методы финансового контроля.

­Управление финансами и финансовый менеджмент.

В современной экономической литературе существует дискуссия о соотношении понятий «управление финансами» и «финансовый менеджмент». Одни авторы отождествляют эти понятия, используют их как синонимы; другие - делают различие: термин «управление финансами» применяется относительно маркро-уровня, а «финансовый менеджмент» - относительно микроуровня. Исторически понятие финансового менеджмента связано с управлением финансами акционерных обществ (корпораций).

Управление финансами на макро уровне и финансовый менеджмент имеют схожие цели и задачи.

Цели вытекают из принятой финансовой политики. Они предполагают обеспечение максимизации благосостояния граждан государства (собственников организации (предприятия)) в текущем и перспективном периоде. Задачи, стоящие как перед государством, так и перед организацией (предприятием) включают:

ü обеспечение формирования достаточного объема финансовых средств для достижения целей финансовой политики;

ü обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объёма финансовых средств для достижения целей финансовой политики;

ü оптимизация денежного оборота;

ü обеспечение финансового сбалансирования.

Конечно, у государства и организации (предприятия) существуют и специфические задачи.

Например, специфической задачей коммерческой организации (предприятия) является обеспечение максимизации прибыли при предусматриваемом уровне риска или обеспечение минимизации риска при предусматриваемом уровне прибыли.

Функциональный, правовой и организационный аспекты управления финансами.

С функциональной точки зрения управление финансами включает:

финансовое прогнозирование и планирование (оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов, их сбалансированности и пропорциональности);

оперативное управление финансами;

финансовый контроль (деятельность специальных органов и их работников по проверке законности и экономической целесообразности совершения финансовых операций).

Однако, некоторые экономисты добавляют, уточняют перечень указанных функции: например, включают:

финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль и учет (Финансово-кредитный энциклопедический словарь / [А. Г. Грязнова и др.] ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А. Г. Грязновой, [науч. ред.: С. Ф. Викулов и др.]. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 1165 с.);

разработку финансовой стратегии, создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений в финансовой сфере; формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений; анализ различных аспектов финансовой деятельности; планирование финансовой деятельности, разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности, эффективный контроль за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности (Бланк И.А. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. - Киев: Ника-центр, 1999. С. 44-47).

Финансовое планирование и прогнозирование: понятие, этапы, цель, методы, инструменты. Типы планирования. Понятие бюджетирования. Виды финансовых планов.

Финансовое планирование – оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов, их сбалансированности и пропорциональности. Финансовое планирование рассматривается как процесс разработки и принятия количественных и качественных показателей движения финансовых ресурсов на определенный период. Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, которые включают доходную и расходную части.

Прогнозирование – оценка ожидаемых изменений финансовых показателей в будущем. Цель прогнозов _ определить реально возможные объемы финансовых ресурсов, источников их формирования и путей использования. Финансовое прогнозирование - процесс составления прогнозов, научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии финансов. Обычно прогнозы предшествуют планированию.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа накопленного национального богатства, научно-технического потенциала, демографической ситуации, социальной структуры общества, наличия природных ресурсов, внешнего положения РФ и лежат в основе финансового планирования на макро уровне.

Прогнозы бывают:

долгосрочные – разрабатываются раз в 5 лет и рассчитываются на 10 летний период и более длительный период;

среднесрочные – разрабатываются на срок от 3 до 5 лет и ежегодно корректируются;

краткосрочные – разрабатываются на каждый следующий финансовый год.

Обычно прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах: оптимистический, пессимистический, реалистический. На базе одного из вариантов прогноза составляется финансовый план.

Эффективное финансовое планирование должно осуществляться на основе принципов: системности, и координации, непрерывности, гибкости (учёта изменяющихся факторов.

Цель и задачи финансового планирования вытекают из финансовой политики субъекта управления финансами. Различают следующие типы финансового планирования:

стратегическое планирование,

текущее планирование,

оперативное планирование.

Этапы планирования

1. анализ сложившейся ситуации,

2. сбор необходимой информации,

3. непосредственное составление планов,

4. контроль и корректировка плановых показателей.

К основным методам финансового планирования относятся:

расчетно-аналитический метод: планируемый показатель рассчитывается на основе фактического показателя текущего года, скорректированного на величину коэффициента. Коэффициент либо устанавливается государством, либо рассчитывается на основе динамики прошлых лет;

нормативный метод: плановый показатель устанавливается на основе нормы или норматива (например, ставки налога);

балансовый метод – метод сопоставления ресурсов и потребностей (первичными являются расходы, а вторичными – источники финансовых с ресурсов).

Инструментом и результатом финансового планирования является документ – финансовый план.

На макро и микро уровня используются различные формы финансовых планов, что связано с особенностями объекта управления финансами.

На макро уровне используются следующие формы финансовых планов на примере Российской Федерации:

бюджет - финансовый план государства в форме федерального закона, финансовый план субъекта федерации в форме закона субъекта федерации, финансовый план муниципального образования в форме правового акта представительных органов местного самоуправления. Основными планируемыми финансовыми показателями являются доходы, расходы, дефицит (профицит);

• баланс (роспись) доходов и расходов _оперативный кассовый план исполнения бюджета, в котором отражаются планируемые поступления бюджетных средств и направления их использования сроком на год, полугодие, квартал, месяц, декаду (10 дней), и даже на меньшие сроки (при необходимости). В росписи доходов и расходов отдельно устанавливаются срочные и первоочередные расходы.

среднесрочный финансовый план территории - субъекта Российской Федерации (муниципального образования) – финансовый план, содержащий основные финансовые показатели бюджета на 2 года, следующие за очередным финансовым годом. Он должен содержать следующие параметры:

прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района);

дефицит (профицит) бюджета аспределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года,

Показатели среднесрочного финансового плана носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке плана на очередной финансовый год и плановый период;

сводный финансовый баланс страны – финансовый план, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Он составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

На микро уровне в зависимости от цели организации (предприятия), применяемой системы планирования, могут использоваться следующие формы финансовых планов:

смета бюджетной организации – финансовый план, на основе которого производится финансирование бюджетной организации. Смета может использоваться и на макро уровне для отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Смета доходов и расходов бюджетной организации составляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. В ней отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от предпринимательской деятельности (в т.ч. доходов от оказания платных услуг), других доходы от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. Расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления государственных или муниципальных услуг и нормам и нормативам финансовых затрат на их предоставление.

финансовый план организации (предприятия)или план притока и оттока финансовых ресурсов - составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками. Показатели финансового плана позволяют определить состав расходов и источники их покрытия в планируемом периоде.

бюджет- это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Организации (предприятия), использующие систему бюджетирования, составляют два основных вида бюджета:

• операционный бюджет. Он включает в себя бюджет доходов и расходов (БДР), базой операционного бюджета являются бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам;

• финансовый бюджет. Он включает:

ü бюджет движения денежных средств (БДДС)

ü прогнозный баланс активов и пассивов ( бюджет по балансовому листу)

Система бюджетирования отличается от традиционного финансового планирования в делегировании финансовой ответственности центрам ответственности. Бюджетирование представляет собой единую систему планирования, контроля и анализа денежных потоков, а также финансовых результатов организации (предприятия);

финансовый план в составе бизнес-плана.Бизнес-планы составляются:

во-первых, в целях привлечения финансовых ресурсов (в том числе кредитных) для реализации инвестиционных проектов организации (предприятия), получения банковского кредита. В этом случае бизнес-план (внешний) представляет программу деятельности организации (предприятия) по достижению определённых целей его деятельности, включающую оценку ожидаемых расходов и доходов;

во-вторых, в целях определения перспектив развития организации (предприятия) Такой бизнес-план является внутренним документом.

Финансовый план является составной частью любого бизнес плана и включает прогноз объёмов реализации товаров (работ, услуг), баланс денежных доходов и расходов, баланс активов и пассивов, график достижения безубыточности. Но в зависимости от целей составления бизнес-плана состав документов и планируемых финансовых показателей может отличаться.

 

Финансовый контроль: задачи, объект, предмет, субъекты, принципы, этапы, виды (формы), разновидности, методы

Финансовый контроль - это деятельность специальных органов и их работников по проверке законности и экономической целесообразности совершения финансовых операций.

Система финансового контроля включает субъект, объект, принципы, задачи, цель, методы, виды и формы финансового контроля.

Субъектами финансового контролявыступают специальные государственные и муниципальные контрольные органы, подразделения организаций (предприятий), негосударственные специализированные организации, отдельные высококвалифицированные специалисты органы.

Финансовый контроль с точки зрения субъектов подразделяется на контроль:

общегосударственный (контроль осуществляют государственные органы: например, Министерство финансов, Счётная палата и т.д.);

внутрихозяйственный (контроль осуществляется службами организаций (предприятий));

общественный (контроль осуществляют группы либо физических, либо юридических лиц на добровольной и безвозмездной основе);

независимый (аудиторский).

Объект контроля– организации (предприятия), органы управления в которых осуществляются денежные распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов.

С точки зрения объекта контроля существует несколько его классификаций:

1. по объектному признаку различают финансовый контроль:

внешний (контроль осуществляют аудиторские фирмы, государство, банки, другие организации (предприятия), с которыми в предприятии сложились отношения);

внутренний (контроль осуществляется внутри предприятия – контроль со стороны собственника, руководства и внутренних служб.) Некоторые организации (предприятия) обязаны иметь специальную службу внутреннего контроля. К ним относят профессиональных участников РЦБ, в том числе банки, которые работают на РЦБ.

2. по видам деятельности:

ü бюджетный (контроль за формированием бюджетов разных уровней и бюджетов внебюджетных фондов, за их исполнением, за этапами бюджетного процесса (на этапе составления проекта бюджета, на этапе его исполнения предполагает рассмотрение и утверждение отчетов об его исполнении));

ü налоговый (контроль осуществляют налоговые органы; основная цель — контроль за сбором налогов);

ü таможенный (контроль за сбором таможенных пошлин);

ü банковский, в том числе:

• контроль Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков (ЦБ контролирует нормативы, устанавливаемые для коммерческих банков и необходимые для безопасности банковской системы, контролирует соблюдение законодательства банками. Особой формой контроля является лицензирование деятельности банков);

• банковский контроль внутри банков (руководство, специальные отделы контролирует деятельность банка на соответствие его законодательству);

• контроль за контрагентами, в том числе за предприятиями, с которыми у банка возникают отношения (банк отслеживает целевое использование кредита, его своевременный и полный возврат с процентом);

ü страховой (осуществляется в форме надзора за страховой деятельностью страховых организаций Госстрахнадзором. Страховой контроль предполагает лицензирование страховых организаций, контроль за обоснованностью страховых тарифов, контролирует соблюдение законодательства в страховой сфере);

ü контроль в области РЦБ – осуществляется федеральной комиссией по ценным бумагам. Контроль происходит в форме лицензирования и обеспечивает защиту интересов инвесторов. Особенность: существуют саморегулируемые организации, которые осуществляют общественный контроль (НАУФОР – национальная ассоциация участников фондового рынка, НФА – национальная фондовая ассоциация, ПАРТАД – профессиональная ассоциация регистраторов трансфертагентов и депозитариев);

ü валютный контроль – осуществляет ЦБ и агенты валютных операций, прежде всего коммерческие банки;

Целью финансового контроля является устранение или предотвращение ошибок в ходе осуществления деятельности финансовых операций.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

ü обеспечение соблюдения действующего законодательства в финансовой сфере;

ü обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетами;

ü обеспечение своевременности и полноты выполнения взаимных обязательств по расчетам между хозяйствующими субъектами;

ü оценка экономической эффективности финансовой деятельности и ее целесообразности;

ü выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;

ü содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях;

ü обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности;

ü обеспечение соблюдения действующего законодательства в области внешнеэкономической деятельности предприятий по валютным операциям.

Эффективный финансовый контроль должен базироваться на принципах:

ü законности (точное следование нормам и правилам, определённых законодательством);

ü ответственности субъектов, осуществляющих финансовый контроль за соблюдением законов и за достоверность информации;

ü объективности действий субъектов финансового контроля;

ü системности (В.М. Родионова, В.И. Шлейников).

Методы контроля - это способы проверки, оценки и анализа состояния элементов объекта финансового контроля. Их использование позволяет сопоставлять полученный результат с плановыми показателями; предупреждать денежные потоки нецелевого характера; выявлять нарушения в ходе формирования и использования финансовых ресурсов.

Основными методами финансового контроля являются:

ü проверка – контроль за отдельными вопросами финансовой деятельности на основе отчетной документации. Различают следующие виды проверок:

· формальная проверка (наличие исправлений, реквизитов);

· юридическая проверка (соответствие законодательству);

· арифметическая проверка (на предмет ошибок вычисления);

· встречная проверка (сличение операций с данными контрагента);

· логическая проверка (проверка последовательности операций, финансовых потоков);

ü обследование – в отличие от проверки охватывает более широкий круг вопросов;

ü надзор – контроль за соблюдением установленных нормативов, требований, правил;

ü наблюдение (мониторинг) – используется банками для наблюдения за финансовым состоянием заемщика и целевым использованием заемных средств;

ü ревизия – наиболее полный контроль всей деятельности предприятия на основе проверки первичных документов;

ü анализ финансовой деятельности.

 

Различают виды и формы финансового контроля.

 

Таблица 4 -Виды и формы финансового контроля

 

Признак Характеристики
Виды
По объектам Внешний, внутренний  
По субъектам Общегосударственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый (аудиторский)
По видам деятельности Бюджетный, налоговый, таможенный, банковский, страховой, валютный, в области РЦБ
Разновидности финансового контроля Полный, частичный, комплексный, тематический, сплошной, выборочный, документальный, фактический  
Формы  
По времени проведения Предварительный, текущий, последующий  
По продолжительности Постоянный, периодический  

 

Форма отражает организацию конкретных действий субъекта финансового контроля. В зависимости от времени проведения финансового контроля различают контроль

ü предварительный (контроль предшествует свершению финансовых операций);

ü текущий (контроль проводится в ходе совершения финансовых операций);

ü последующий (контроль осуществляется после совершения финансовых операций).

По продолжительности финансовый контроль подразделяется на постоянный и периодический финансовый контроль.

Процесс контроля – непосредственно контрольная деятельность субъекта финансового контроля. Практическая деятельность начинается с формирования специальных органов финансового контроля. Этапами процесса финансового контроля являются:

ü этап планирования контрольных мероприятий, определения целей и задач контрольных мероприятий;

ü этап непосредственно финансового контроля;

ü этап оформления результатов финансового контроля.

Результат контроля -выявление либо невыявление нарушений, неэффективного использования финансовых ресурсов, что фиксируется в специальных документах – актах о проверках и ревизиях.

 

Управление финансами на макроуровне в РФ.

Как было указано в начале данной темы,финансовая политика государства - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций.

цели,

Цели финансовой политики государства подчинены целям социально-экономической политики, поскольку финансовая политика является часть социально-экономической политики государства.

В зависимости от вида финансовой политики (стратегии или тактики) цели могут быть стратегическими и тактическими.

Финансовая стратегия государства предусматривает разработку целей и крупномасштабных задач, рассчитанных на перспективу (на срок от 5 лет и более). Финансовая стратегия воплощается в концепциях развития отдельных направлений, секторов экономики и нацелена на определение источников, концентрацию и аккумуляцию необходимых финансовых ресурсов, а также на их рациональное распределение по соответствующим направлениям развития. Финансовая стратегия позволяет видеть перспективы изменения финансовых пропорций в экономике.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Задачами финансовой политики является:

ü обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

ü установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

ü организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

ü выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

ü создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами (Финансы: учебник / А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караваева и др.; под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова, - М.: ТК Велби, Проспект, 2007 . С. 40-41).

 

Содержанием финансовой политики является:

ü разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;

ü создание адекватного финансового механизма;

ü управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики

ü типы,

Мировой практике известно несколько типов финансовой политики. Эти типы сформировались в ходе исторического развития экономики различных государств. Тип финансовой политики определяется степенью развитости и особенностями текущего этапа развития национальной экономики, степенью интегрированности национальной экономики в мировое экономическое пространство, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

ü 1. Классическая финансовая политика. Считается, что она была господствующей до конца 20-х годов ХХ века. Эта политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, которые считали, что государство не должно вмешиваться в экономику, главным механизмом регулирования экономики должен быть рынок и механизм свободной конкуренции. Классическая финансовая политика предусматривала ограничение государственных расходов и налогов, рассматривала дефицит бюджета как отрицательное явление в экономике государства. Доходы государства формировались в основном за счёт косвенных и имущественных налогов. Основными расходами были расходы на военные нужды, расходы по обслуживанию государственного долга. Финансовая система была проста, финансовые рынки практически не регулировались.

ü 2. Регулирующая финансовая политика сформировалась как альтернативный тип классической финансовой политики в конце 20 годов ХХ века в связи с необходимостью преодоления кризисных явлений в экономике. Изначально она базировалась на трудах Дж. Кейнса и его последователей, которые считали, что государство должно вмешиваться в экономику и регулировать не только экономические, но и социальные процессы (занятость населения) в ходе экономического цикла. Основными инструментами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Главным источником поступлений в бюджет государства и регулирующим инструментом определён подоходный налог, взимаемый по прогрессивным ставкам. Этот налог обеспечивает изъятие у ЭСИФС доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Данный тип политики предусматривает регулирование финансовых рынков.

ü 3. Неоконсервативная финансовая политика.Сформировалась в 70-х годах ХХ века, как некий синтез классической и регулирующей финансовой политики. Теоретической основной послужили труды А. Лаффера, М. Фридмена. Изменились направления государственного регулирования (кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные процессы, структурную перестройку экономики), что повлекло изменения в направлениях расходов государства. При этом снижается налоговое бремя на экономических субъектов, стимулируется рост сбережений как источник инвестирования финансовых средств в экономику. Важная роль отводится финансовым рынкам и их регулированию.

4. Планово-директивная финансовая политика. Она характерна для стран с административно-командной системой управления экономикой. Теоретической основной послужили труды К. Маркса. Особенностями этого типа финансовой политики являются: государственная собственность на средства производства, отсутствие рынков (средств производства, рабочей силы, финансовых рынков). Директивное руководство экономикой и финансами было нацелено на максимальную концентрацию финансовых ресурсов в руках государства для последующего перераспределения, решения задач, преимущественно политического характера.

В рамках каждого типа финансовой политики государства различают виды финансовой политики. Наиболее важными видами являются:

ü бюджетная политика;

ü налоговая политика;

ü таможенная политика;

ü денежно-кредитная политика;

ü инвестиционная политика.

Включение с состав финансовой политики денежно-кредитной политики дискуссионно (некоторые учёные и практики считают, что это самостоятельный вид экономической политики).

Бюджетная политика – это политика в области перераспределения финансовых средств, политика в области доходов и расходов. Её содержанием является оптимизация расходов, межбюджетных отношений, финансирование дефицита бюджета и управление государственным долгом. В бюджетной политике находят отражение социальные процессы, регулируемые государством.

Налоговая политика –рассматривается как относительно самостоятельный вид финансовой политики, поскольку налоговые доходы являются основными доходами бюджета. Налоговая политика должна обеспечивать поступления в бюджет в достаточном объеме для выполнения задач и функций государства и при этом учитывать интересы государства и налогоплательщиков.

Таможенная политика- это политика перераспределения финансовых средств между организациями (предприятиями) и государством, между организациями (предприятиями) разных отраслей. Она ограничивает или расширяет возможности доступа на внутренний рынок импортных товаров и услуг и вывоз товаров. Одновременно таможенная политика является политикой в области неналоговых доходов государства.

Инвестиционная политика –это политика в области создания условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения, привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.

Формирование финансовой политики государства.

Финансовая политика Российской Федерации определяется Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации, Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики и другими документами.

Бюджетное Послание Президента РФ.

Основным документом, в котором отражаются и стратегические и тактические планы бюджетной политики государства, является Бюджетное послание Президента РФ.С этим посланием Президент РФ должен выступать перед федеральным собранием в марте года, предшествующего очередному финансовому году.

Первое Бюджетное послание после вступления в должность Президента РФ содержит стратегические цели и задачи, а все остальные – содержат тактические цели и задачи на следующий финансовый год.

Следует отличать Бюджетное послание от другого важного документа - Послания Президента РФ Федеральному собранию – ежегодного документа, в котором определяются цели и задачи политического, экономического и социального характера.

Структура Бюджетного послания обычно включает:

1) характеристику сложившейся ситуации в экономике, определение результатов прошлого периода;

2) задачи в области формирования доходов бюджетов (налоговых и неналоговых доходов);

3) задачи в области расходов, определение приоритетных направлений;

4)задачи в области финансирования дефицита бюджета и в области обслуживания государственного долга;

6) задачи в области межбюджетных отношений;

6) задачи в области бюджетного администрирования.

Бюджетное послание получает свою конкретизацию в следующих документах:

Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на определённый период. Например, основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу определены:

1) укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;

2) разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;

3) определение параметров развития пенсионной системы;

4) обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 – 2016 годы в программном формате;

5) создание условий для оказания качественных государственных услуг;

6) разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;

7) совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;

8) обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на определённый период (являются основой для планирования доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трёхлетний период, что формирует стабильность и определённость условий ведения экономической деятельности на территории РФ)

Основные направления долговой политики Российской Федерации на определённый период (определяют цели и задачи в области управления государственными заимствованиями и государственным долгом).

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на определённый период – (документ, принимаемый совместно Правительством РФ и ЦБ РФ, в котором определены количественные ориентиры и инструменты денежно-кредитной политики, нацеленные на снижение инфляции, сглаживание колебаний валютного курса, совершенствования национальной платёжной системы, регулирование финансовых рынков).

Финансовая политика России на современном этапе

Проект бюджетной стратегии Российской Федерации до 2023 года. Полный текст см. : http://www.minfin.ru/ru/

На протяжении 1990-х годов создавалась система государственных финансов Российской Федерации, отвечающая условиям и требованиям рыночной экономики.

Бюджетная политика в этот период проводилась в крайне неблагоприятных условиях. На протяжении ряда лет низкий уровень налоговой и бюджетной дисциплины приводил к хроническому бюджетному дефициту и неполному финансированию государственных обязательств; нарастали как задолженность налогоплательщиков в бюджетную систему, так и кредиторская задолженность бюджетов всех уровней. Широкое распространение получили неденежные формы исполнения бюджета, на долю которых приходилось до четверти доходов расширенного бюджета и свыше половины доходов территориальных бюджетов.

В середине 1990-х годов бюджеты всех уровней хронически исполнялись с дефицитом. Для расширенного бюджета дефицит лежал в диапазоне от 6 до 10 процентов ВВП.

В рамках макроэкономической стабилизации монетарное финансирование дефицита было заменено долговым финансированием. Однако развитие рынка ГКО/ОФЗ создало иллюзию возможности неограниченно долго поддерживать сложившийся бюджетный дисбаланс и фактически затормозило оздоровление бюджетной политики.

Основные усилия правительства в этот период были направлены на взыскание задолженности с крупнейших налогоплательщиков, исполнение обязательств бюджета (в том числе с использованием «денежных суррогатов» - бартера, взаимозачетов, «казначейских обязательств» и т.п.) и снижение стоимости заимствований на внутреннем рынке, где процентные ставки в отдельные периоды превышали 200% годовых. В этот период бюджетные назначения из года в год исполнялись не в полном объеме, правительство было вынуждено прибегать к секвестру принятых обязательств.

Финансовый кризис 1998 года показал, что государство оказалось не в состоянии исполнять свои расходные обязательства и проводить долговые выплаты.

После кризиса 1998 года резко упали доходы бюджета, девальвация рубля привела к тому, что выплаты по погашению и обслуживанию внешнего долга оказались сопоставимыми с доходами федерального бюджета, а объем государственного долга достиг критического значения. При этом Правительство Российской Федерации было лишено возможности проводить заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, международные кредитные рейтинги Российской Федерации были резко снижены всеми ведущими рейтинговыми агентствами.

В таких кризисных стартовых условиях в начале 2000-х годов требовалась крайне осторожная и взвешенная бюджетная политика. Необходимы были кардинальные изменения в налоговой системе, новые подходы к расходованию средств, консервативная политика заимствований наряду с полным и своевременным погашением долга. Кроме того, назрела необходимость перехода на новые принципы межбюджетных отношений и установление полного контроля над финансовыми потоками в целях обеспечения прозрачности и эффективности управления бюджетом.

На первом этапе послекризисного развития (2000-2003 гг.) усилия Правительства и Министерства финансов Российской Федерации были направлены на восстановление макроэкономической стабильности, решение долговой проблемы, защиту бюджетной системы и российской экономики в целом от непредсказуемых колебаний внешней конъюнктуры. Проведение существенно скорректированной бюджетной политики обеспечило радикальное оздоровление бюджетной системы.

Начиная с 2000 года, федеральный и расширенный бюджет Российской Федерации ни разу не исполнялись с дефицитом. Причем сбалансированность была обеспечена без повышения налоговой нагрузки на экономику. Была достигнута договоренность с кредиторами о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР, а долг, образовавшийся после 1 января 1991 года, обслуживался своевременно и в полном объеме. Введение в действие нового Бюджетного кодекса заложило прочные фундаментальные основы

В ходе налоговой реформы была снижена налоговая нагрузка на несырьевые отрасли, с одновременным увеличением изъятия в бюджет природной ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. Это создало условия для диверсификации экономики и предотвращения «голландской болезни» в условиях быстрого роста цен на сырьевые товары. Были снижены ставки всех основных налогов и отменены налоги, начисляемые на всю стоимость продукции и потому наиболее сильно искажающие нормальные стимулы для производителей (в частности, дестимулирующие повышение степени обработки).

Создание Стабилизационного фонда помогло не только застраховать бюджетную систему от негативных последствий падения цен на экспортные товары, но и обеспечило стабильность национальной валюты при быстром повышении мировых цен на углеводороды. В условиях высокого положительного сальдо торгового баланса использование механизма Стабилизационного фонда сыграло важную роль в предотвращении всплеска инфляции и стабилизации валютного курса. Проведенная впоследствии реформа Стабилизационного фонда позволила перейти от краткосрочного сглаживания расходов к долгосрочной макроэкономической стабилизации с учетом возможных колебаний мировых цен и ограниченности запасов полезных ископаемых.

Была проведена всесторонняя реформа межбюджетных отношений, включающая четкое распределение расходных обязательств и доходов между всеми уровнями бюджетной системы, введение новой объективной методики распределения финансовой поддержки регионов, нахождение баланса между децентрализацией доходов и выравниванием бюджетной обеспеченности.

Одной из решающих предпосылок для повышения эффективности бюджетной политики стала концентрация бюджетных ресурсов на ключевых направлениях государственной политики и структурных реформ.

К приоритетным направлениям можно отнести, в частности, развитие человеческого капитала (здравоохранение и образование), расширение инфраструктуры, обеспечивающее как нужды населения, так и ускоренное развитие производства, укрепление судебной власти, решение проблем бедности. Успешным примером финансирования приоритетных направлений могут служить национальные проекты.

Резкое ограничение заимствований на внутреннем рынке при почти полном отказе от внешних заимствований привели в сочетании с досрочным погашением значительной части внешнего долга из средств Стабилизационного фонда привело к тому, что размеры государственного долга упали до уровня около 7% ВВП, что значительно ниже чем у большинства развитых стран и переходных экономик. Значительно снизилась нагрузка на бюджет по обслуживанию долга.

Началось использование принципов бюджетирования, ориентированного на результаты. Главная задача этого направления реформ заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счёт расширения полномочия и повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях чётких планов на среднесрочную перспективу.

В 2007 году был впервые разработан и принят Закон о федеральном бюджете на три года. Переход к среднесрочному бюджетному планированию позволяет повысить «целевой» характер бюджетной политики, в большей степени отразить приоритеты социально-экономического развития.

Проведение ответственной налогово-бюджетной политики, снижение всех видов макроэкономических рисков, связанных с системой государственных финансов, привело к повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, снижению стоимости заемного капитала, стало важным фактором ускорения развития российской экономики.

Важнейшие задачи нового этапа бюджетной политики включают:

приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;

повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;

повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения,

снижение бедности, повышение результативности социальной политики,

конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из государственного бюджета;

открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

Бюджетный процесс: понятие, этапы.

Реализация бюджетной политики Российской Федерации осуществляется в ходе бюджетного процесса.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

С 2007 года ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется на 3 года (очередной финансовый год и плановый период), что обеспечивает преемственность и предсказуемость не только бюджетной, но и налоговой и денежно-кредитной политики, способствует повышению обоснованности планирования бюджетных расходов, экономному и эффективному использованию бюджетных средств.

Бюджетный процесс включает в себя следующие этапы:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение;

3) исполнение бюджетов;

4) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Участниками бюджетного процесса являются Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; главные администраторы и администраторы доходов бюджета; главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств

Рассмотрим бюджетный процесс на примере федерального бюджета.

1 этап начинается в марте года, предшествующего очередному финансовому году и заканчивается 1 октября.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Но непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на:

ü Бюджетном послании Президента РФ;

ü прогнозе социально-экономического развития РФ;

ü основных направлениях бюджетной и налоговой политики РФ на очередной финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:

1) объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году;

2) уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года).

Прогноз социально-экономического развития (сценарные условия) разрабатывается до 1 марта текущего года Правительством РФ .

Сценарные условия содержат ожидаемые в текущем году и прогнозируемые на плановый период значения следующих показателей:

а) цена на нефть сырую марки “Юралс”;

б) объем, темпы роста и структура используемого и произведенного валового внутреннего продукта;

в) темпы роста базовых отраслей экономики;

г) прогноз инфляции, в том числе прогноз базовой инфляции, прогноз роста цен на товары, прогноз роста цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;

д) объемы производства продукции (товаров, работ, услуг);

е) величина амортизации;

ж) среднегодовая стоимость амортизируемого имущества;

з) оборот розничной торговли;

и) платные услуги, оказываемые населению;

к) численность занятых в экономике;

л) инвестиции в основной капитал с указанием всех источников финансирования, в том числе инвестиции за счет средств федерального бюджета, прямые иностранные инвестиции;

м) фонд заработной платы;

н) величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;

о) прибыль организаций для целей бухгалтерского учета;

п) амортизация для целей налогообложения;

р) объем экспорта и импорта, в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа;

с) курс рубля к доллару США и евро.

Сценарные условия (прогноз социально-экономического развития РФ) разрабатываются, как правило, не менее чем в двух вариантах (ожидаемом и базовом) исходя из прогнозируемого и из базового уровня цены на нефть. Могут разрабатываться дополнительные варианты сценарных условий. На основе варианта, выбранного Правительством РФ, составляется проект бюджета на следующий плановый период.

В основе бюджетного планирования лежит метод «скользящей трехлетки», при которой ранее ут­вержденные проектировки второго и третьего год становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать по­ложение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Таким образом, «скользящая трехлетка», с одной стороны, обес­печивает стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуа­цию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.

Органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право выборамежду утверждением бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на 3 года либо на очередной финансовый год (с обязательным составлением среднесрочного финансового плана).

Под среднесрочным финансовым планом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) понимается документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

Планирование бюджета должно начинаться с планирования расходов. Расходы планируются системно и комплексно в составе долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ. Целевая программа- это – комплекс мероприятий, направленных на решение задач, вытекающих из целей стратегического планирования государства. По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой. Расходы инвестиционного характера объединяются в инвестиционный фонд РФ. Инвестиционный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Расходы на содержание и ремонт автомобильных дорого объединяются в дорожные фонды. Дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. Для формирования дорожных фондов в составе бюджета предусмотрены особые источники – например, акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации; штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и пр.

В целях повышения устойчивости бюджета планируемые расходы в плановом периоде подразделяются на утверждённые расходы и условно утверждённые расходы, под которыми понимаются не распределенные по глав­ным распорядителям бюджетных средств и статьям классификации бюджетные ассигнования второго и третьего года в объеме не менее 5% общего объема расходов. Это позволит создать резерв на случай непредвиденного сокращения доходов, который в случае подтверждения прогноза доходов может быть использован для принятия новых обязательств в очередном бюджетном цикле.

До 24 час. 00 мин. 1 октября проект федерального бюджета должен быть внесен в Государственную ДумумГД. Одновременно с рассмотрением проекта федерального бюджета на очередной финансовый год должен быть представлен проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год.

Центральный банк Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.

2 этапначинается 2 октября и заканчивается 31 декабря.Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и определяет комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

В первом чтении обсуждается его концепция федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;

приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены Бюджетным Кодексом;

общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;

объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума имеет право:

ü передать законопроект с согласительную комиссию, которая в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, от Совета Федерации и от Правительства Российской Федерации (стороны). Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным;

ü вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;

ü поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

 

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:

приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;

приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении,

приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;

программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

программа государственных внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

программа государственных гарантий РФ в валюте РФ на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

программа государственных гарантий РФ в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период;

текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой ф