ТЕМА 2. Финансовая система

ВЫВОД

Россия

В России в конце ХVШ – начале ХIХ века слово «финансы» впервые использовал Семён Десницкий (1740- 1789), профессор права Московского университета, в труде, который назывался «Об указании финанском». С. Десницкий обучался в Шотландии, слушал курс А. Смита.

Особенность развития финансовой науки в России состояла в том, в России на рубеже ХIХ—ХХ вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов.

Советская финансовая наука, сформировалась на работах дореволюционных юристов и экономистов:

ü Н. И. Тургенев (1789–1871), «Опыт теории налогов»,

ü Г. Сарториус «Начальные основания народного богатства и государственное хозяйство, следуя теории Адама Смита»

ü В. А. Лебедев (1833–1909) «Курс финансового права»

ü И. И. Янжул (1846–1914), «Финансовое право», «Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах»

ü Х. А. Шлёцер (1774–1831) – первый преподаватель политэкономии в Московском госуниверситете «Начальные основания государственного хозяйства»

ü Е. Ф. Канкрин (1774–1845) – министр финансов, «Краткое обозрение российских финансов»

ü И. Я. Горлов (1814–1890), «Теория финансов»

ü К. Рау (1833–1909) «Основные начала финансовой науки»

ü И. Х. Озеров (1869–1942), «Основы финансовой науки. (университетский курс)»

До революции рассматривались:

ü финансы как государственное хозяйство;

ü государство как публично-правовой союз;

ü назначение финансов – удовлетворение коллективных потребностей;

ü способ формирования финансовых ресурсов – принудительные денежные сборы (налоги) с частных хозяйств.

В России – 1917 г. –революция. Господствует точка зрения, что коммунизм не нуждается в деньгах. Финансы воспринимаются как временное явление. Финансовая наука называется «социалистические финансы». Считалось, они действуют только в пределах государственной собственности. Финансы имеют принудительный характер. На уровне домохозяйств финансы не существуют.

До начала 30-х гг. советская финансовая наука поддерживала положения дореволюционной финансовой школы, которая считала, что финансы организуются исключительно государством.

Советская финансовая наука

В период господства социалистической системы хозяйствования финансы определялись как денежные ресурсы, сосредоточенные в распоряжении советского государства для осуществления его функций по хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной работе, обеспечению обороноспособности страны и защиты социалистической собственности.

(Ковалев В.В. Основы финансового менеджмента. М., Проспект, 2007.)

В период 1926—1931 в основном разрабатывались частные вопросы финансов, которые возникали в ходе вы­полнения первого пятилетнего плана. Но в то же время делались попытки обобщения новых явлений социалистической практики финансов. Это работы Д. Кузовкова, Г. Тиктина, А. Буковецкого и особенно учебник «Краткий курс финансовой науки» Д. Боголепова, представляемый автором как «марксистский учебник». Но цель не была достигнута. Об этом, в частности, говорит определение финансовой науки, которое приводит автор:

Финансовая наука общества, переходного к социализму, должна изучать общественные отношения, возникающие на почве добывания этим обществом, или его ответвлениями, средств материального характера, необходимых для существования его государственной организации, служащей орудием для подавления остатков буржуазного общества, для построения социалистического общества. Несмотря на активное использование социалистической фразеологии содержание финансов у Д. Боголепова (как и у других экономистов этого периода) вытекает из теории «удовлетворения коллективных потребностей», сторонниками которой, как отмеча­лось, были дореволюционные российские экономисты. Все это привело к тому, что ни одна из разработок теории финансов не стала официально признанной и поддерживаемой, что являлось главным для ее развития в тот исторический период в СССР.

Период развития советской финансовой науки (1931 — 1956 гг.) характеризуется становлением единых взглядов на предмет финансов. Классиком этого периода — В. Дьяченко, в своих многочисленных работах разработавший основы теории финансов: сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве, место финансов в распределении национального дохода, состав финансовой системы и некоторые другие вопросы. В. Дьяченко впервые дал целостное марксистское определение финансов:

Финансы социалистического государства есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами. Труды В. Дьяченко стали основой для первых официальных учебников «Финансы СССР» (1933) и «Финансы и кредит СССР» (1940). Концентрированно взгляды В.Дьяченко отражены в работе «К вопросам о сущности и функциях советских финансов».

В СССР Труды В. Дьяченко стали основой для первых официальных учебников «Финансы СССР» (1933) и «Финансы и кредит СССР» (1940).

Содержание финансовой науки постепенно расширялось. В курс “Финансы СССР” включаются: 1) учение о роли финансов в социалистическом воспроизводстве; 2) учение о государственных расходах, включая учение о государственном социальном страховании и социальном обеспечении; 3) учение о государственных доходах; 4) учение о государственном кредите и государственной организации сберегательного дела; 5) учение о государственном имущественном и личном страховании; 6) учение о государственном бюджете СССР; 7) учение о государственном финансовом управлении и финансовом контроле. (Дьяченко В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. — М.: Наука, 1974. — С. 129.)

Исследование прикладных вопросов финансовой науки про­водилось в этот период в основном по двум направлениям:

1) изучение истории развития финансовых категорий. Это книги К. Плотникова, посвященные истории бюджета, А. Зверева и Э. Вознесенского, освещающие развитие финансов в период Великой Отечественной войны;

2) работы, раскрывающие действующую финансовую практику. Эти работы носили описательный характер и активно использовались в системе финансового образования.

Устранение догматических явлений в экономической теории положило конец единомыслию в советской финансовой науке. В конце 1950 — начале 70-х гг. появляются многочисленные работы экономистов, посвященные теории финансов. Наиболее значительные из них: А. Александров «Финансы социализма» (1965); А. Бирман «Очерки теории советских финансов» (три выпуска — 1968, 1972, 1975); Э. Вознесенский «Дискуссионные вопросы теории финансов» (1969); Г. Точильников «Социалистические финансы» (1974). В этот же период выходит ряд учебников и учебных пособий по дисциплинам «Финансы СССР» и «Финансы и кредит СССР», среди которых особо следует отметить учебник «Финансы СССР» под редакцией М. Шерменева (1977).

Суть дискуссии по вопросам теории финансов сводится к оп­ределению места финансов в системе расширенного воспроизводства. Базируясь на единой политэкономической теории К. Маркса, авторы различных концепций делятся на две группы. Первые считают, что место финансов — это лишь система отношений распределения денежных средств, носящая безэквивалентный характер. Исходя из этого финансы лишь косвенно через распределение влияют на отношения производства, обмена и потребления материальных благ. Яркими представителями этой группы ученых были В. Дьяченко, Г. Точильников и . Шерменев.

Вторая группа экономистов (Э. Вознесенский, А. Александров, А. Бирман) придерживается иной точки зрения. По их мнению, финансовые отношения — суть отношения всех четырех или нескольких стадий воспроизводства. Этот подход характеризует расширительную концепцию финансов.

Исходя из таких различий в основе теоретических концепций отличаются взгляды ученых на производные вопросы (особенности финансовых отношений, функции финансов, гра­ницы финансов, состав финансовой системы и др.).

Одновременно с развитием теории финансов в конце 1950 — начале 60-х гг. появился принципиально новый вид прикладных финансовых исследований. Если в 1930 — начале 50-х гг. работы, посвященные организации финансовых отношений на практике, носили в основном описательный или хвалебный характер, то после начала хозяйственной реформы 1960-х гг. были опубликованы серьезные работы, носящие критический характер и содержащие разработки по совершенствованию отдельных финан­совых инструментов.

В первую очередь следует отметить книги А. Бирмана, в ко­торых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий. В его трудах впервые разработаны вопросы использования финансовых категорий в условиях хозяйственного расчета, который в интерпретации автора имел элементы рыночного хозяйства в условиях социализма.

Фактически впервые были изучены содержание финансовых ресурсов, управление финансами предприятий. Работы А. Бирмана дали толчок исследованию финансов предприятий в работах экономистов 60—80-х гг. (П. Бунич, Г. Базарова, В. Сенчагов, С. Ситарян, М. Романовский и др.).

Исследование проблем бюджетной сферы в этот период ве­лось по двум направлениям: развитие доходов и расходов бюд­жета; организация местных бюджетов. Комплексное изучение бюджетных вопросов было затруднено из-за недостатка инфор­мации и идеологических догм, господствовавших в тот период в финансовой науке. Из крупных работ, посвященных государственному бюджету, следует отметить книги С. Ситаряна, Я. Либермана, В Родионовой, Л. Павловой.

Чрезвычайно негативно на изучение страхования повлияла го­сударственная монополия на страховое дело. Теоретические исследования исходили из интерпретации представлений К. Маркса о необходимости, содержании и роли страховых фондов и поэтому не имели достаточной новизны. Прикладные разработки велись в основном в рамках применявшихся Госстрахом видов страхования. Определенный интерес представляют работы Л. Мотшева, Л. Рейтмана, Е. Коломина, обобщающие представления того пе­риода о теории и практике страхования.

Много внимания уделялось в этот период анализу и критике финансовых отношений зарубежных стран. С одной стороны, следует выделить крупные работы, посвященные развитию фи­нансов капитализма (В. Болдырев, Л. Дробозина, Л. Павлова, Л. Окунева и др.), а, с другой стороны, труды, исследующие осо­бенности и тенденции развития финансовых инструментов в социалистических странах (Д. Бутаков, Ю. Кашин и др.)

(Лекции Ефимов В.С. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook076/book/index/index.html?go=part-005*page.htm

В настоящее время в развитии современной финансовой науки можно выделить два направления: классическое и неоклассическое.

Классическая теория финансов делает основной акцент на исследовании финансовой деятельности государства, как субъекта, перераспределяющего денежные ресурсы на макро-уровне. В результате этого происходит формирование, поддержание или изменение экономических внутрихозяйственных, внутриотраслевых, межотраслевых, территориальных и межтерриториальных пропорций и пропорций между сферами общественного производства. В основе классической теории финансов лежит распределительная концепция.

Неоклассическая теория финансов исходит из того, что основным системообразующим субъектом рыночной экономики является коммерческая организация (фирма), поэтому в рамках этого направления изучаются закономерности и механизмы привлечения и использования ресурсов. Особое внимание уделяется финансовому рынку, на котором ресурсы обращаются и способам оформления отношений, возникающих в ходе привлечения и использования денежных ресурсов.

Традиционно с середины ХIХ века в России изучались и развивались положения классической теории, однако в связи с развитием рыночных отношений возникла необходимость в изучении неоклассической теории.

Рассмотрим более подобно эти две два направление.

С точки зрения классической теории финансов финансыотражают экономические отношения, возникающие в процессе создания и использования фондов денежных средств в целях расширенного воспроизводства. Иначе можно сказать, что финансы - это экономическая категория, выражающая систему отношений, возникающих в процессе производства материальных и нематериальных благ по поводу формирования и использования фондов денежных средств в целях расширенного воспроизводства. (Экономическая категория – это абстракция, выражающая реально существующие экономические отношения, отражает уровень знаний о них). Эти отношения возникают между:

ü государством и субъектами предпринимательской деятельности;

ü государством и гражданами;

ü внутри предприятий;

ü предприятиями и другими субъектами предпринимательской деятельности;

ü предприятиями и гражданами.

Но главное, эти отношения связаны с перераспределением ВВП, национального дохода (НД), национального богатства (НБ). К финансовым отношениям не относятся те денежные отношения, которые обслуживают обмен.

С правовой точки зрения финансовое право отражает нормы, регулирующие общественные отношения возникающие при осуществлении финансовой деятельности. При этом одной из сторон финансовых отношений выступает государство или его орган. Финансовые правоотношения возникают только по поводу денежных средств. Не возникают финансовые правоотношения между:

ü гражданами;

ü юридическими лицами, основанными на частной собственности;

ü гражданами и юридическими лицами, основанными на частной собственности.

С материальной точки зрения финансы представлены централизованными и децентрализованными денежными фондами. Точнее было бы говорить: «целевые денежные фонды», а не «финансы». К централизованным фондам относят бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне. Децентрализованные фонды формируются у субъектов хозяйствования и используются для расширения производства, оказания услуг, страхования, а также и удовлетворение социально - культурных потребностей работников предприятия.

Финансы как часть экономических отношений взаимодействуют с различными экономическими категориями. Для определения границ финансовых отношений можно выделить отличительные признаки, отражающие их специфику:

1. Финансы существуют в денежной форме и обнаруживают себя перемещением денежных средств между субъектами хозяйства, пользователями денежных средств или перемещением денежных средств в те или иные денежные фонды. Поэтому неправомерно сводить финансы к денежным отношениям, так как финансы и деньги отличаются как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Финансы в отличие от денег являются инструментом распределения и перераспределения ВВП и национального дохода. Денежные средства — это деньги, находящиеся в полном распоряжении экономических субъектов и используемые ими свободно, без целевого назначения и ограничений.

2. Финансы возникают на стадии распределения, включая перераспределение. Существует две основные формы движения денежных средств: обмен и распределение. Обмен характеризуется эквивалентной заменой денежной формы на товарную. При распределении происходит движение или денежных средств или товаров в целях обеспечения воспроизводственного процесса. Финансы связаны не с любыми формами движения денежных средств, а именно с распределением, в процессе которого формируются целевые денежные фонды. Денежные фонды — это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.

3. Источником финансов являются валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), национальное богатство (НБ).

4. Финансы характеризуются однонаправленным, безвозмездным перемещением денежных средств. Поскольку финансы возникают на стадии распределения, они связаны с распределительным процессом, осуществляемым на безэквивалентной, безвозвратной основе.

5. Финансы носят целевой, фондовый характер. В результате движения денежных средств образуются денежные фонды целевого назначения, т.е. в результате движения денежных средств либо образуются, либо используются уже созданные денежные фонды. Различают фонды централизованные и децентрализованные. Денежные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.Централизованные денежные фонды — фонды, формируемые и используемые государством на федеральном, субфедеральном уровнях, местными органами самоуправления (бюджет, внебюджетные фонды). Децентрализованные денежные фонды — фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств.

6. Финансовые отношения регламентируются государством через законы и нормативно-правовые акты. Финансовые отношения реализуются через финансовую политику.

В первой трети ХХ в. сместились акценты с изучения государственных финансов (финансов публичных союзов) на исследование денежных потоков организаций (предприятий).

С точки зрения неоклассической теории финансов нет единого определения финансов. Под финансами понимают:

ü научную дисциплину, изучающую вопросы распределения недостаточных денежных средств во времени и в условиях неопределенности, которая включает теорию оптимизации использования денег; теорию оценки стоимости активов; теорию управления рисками (З. Боди, Р. Мертон). (Мы будем придерживаться этой точки зрения);

ü специализированную прикладную функцию административного управления, состоящая в управлении денежными потоками организации» (В. Вяткин, Дж. Хэмптон, А. Казак.);

ü отношения между субъектами, которые влекут за собой изменения в составе активов и \или обязательств этих субъектов.

Однако, можно сделать следующие выводы относительно неоклассической теории финансов:

1. финансы – это всегда денежные отношения

2. финансы возникают на стадии распределения и обмена

3. движение финансов может быть сложным. К финансовым часто относят кредитные отношения,

4. финансы обладают целевым характером

 

Неоклассическая теория финансов основывается на новой институциональной теории (неоинституционализме). Её основателями являются Рональда Коуз, Оливер Уильямсон, Джордж Акерлоф, Джозеф Юджин Стиглиц, Майкл Спенс

Неоинституционализм - направление современной экономической мысли, оформившееся в 1960–1970-е годы. Предметом исследования стала институциональная структура производства, что оказалось возможно благодаря введению в экономическую теорию понятий: трансакционные издержки, права собственности, контрактные отношения

Неоинституционализм исходит из двух общих установок;

во-первых, что социальные институты имеют значение,

во-вторых, что они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории.

Неоклассическая теория частных финансов состоит из отдельных теорий

ü теория арбитражного ценообразования

ü теория структуры

ü теория портфеля и модель ценообразования на рынке финансовых активов

ü теория ценообразования на рынке опционов

ü теория предпочтений ситуаций во времени

Если неоклассическая школа предполагает, что рынок действует в условиях совершенной конкуренции, а отклонения от неё характеризует как «провалы рынка» и возлагает в таких случаях надежды на государство, то неоинституционалисты указывают, что государство также не обладает полной информацией и не имеет теоретической возможности ликвидации трансакционных издержек. Неоклассическая теория частных финансов тесно связана с финансовым менеджментом.

Как самостоятельное научное направление финансовый менеджмент сформировался относительно недавно — в начале 60-х гг. ХХ в.

К этому времени усилиями Гарри Марковица, заложившего основы современной теории портфеля (ответ на вопрос «Куда вложить денежные средства?»), Франко Модильяни и Мертона Миллера, разработавших основы теории структуры капитала (ответ на вопрос: «Откуда взять требуемые денежные средства?»), а также других ученых, публиковавших свои работы по данной тематике (Д. Дюран, Дж. Линтнер, Дж. Уильмс и др.), сформировалась современная теория финансов, отпочковавшаяся от прикладной микроэкономики (другое весьма распространенное название данного направления — неоклассическая теория финансов).

Так, «с определенной долей условности можно утверждать, что неоклассическая теория финансов базируется на четырех исходных тезисах (посылках):

1) экономическая мощь государства, а, значит, и устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяются экономической мощью частного сектора, ядро которого составляют крупные корпорации;

2) вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется;

3) из доступных источников финансирования, определяющих возможность развития крупных корпораций, основными являются прибыль и рынки капитала;

4) интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к тому, что общей тенденцией развития финансовых систем отдельных стран является стремление к интеграции» Финансы: Учебник / Под ред В.В. Ковалева. 2-е изд., перераб и доп. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2004. С. 29—30..

В последние годы финансовые теории обычно разрабатываются экономистами, специализирующимися в области финансов. Это подтверждается и тем, что в 1990 и 1997 гг. лауреатами Нобелевской премии по экономики стали ученые, награжденные ею за выдающийся научный вклад в развитие теории и практики финансов.

Развитие теории и практики финансов. В 1990 г. Нобелевская премия по экономике была присуждена ученым Гарри Марковицу, Мертону Миллеру и Уильяму Шарпу за научный вклад, оказавший огромное влияние на развитие теории и практики финансов. Гарри Марковиц считается отцом современной «портфельной теории», касающейся методов сбалансирования рисков и экономической выгоды при выборе направлений рискованных инвестиций. В своей программной статье «Выбор портфеля», опубликованной в 1952 г. в «Journal of Finance», он разработал математическую модель, демонстрирующую, как инвесторы могут максимально снизить риск при заданной шкале доходности. Модель Марковица входит в основы финансов и широко применяется на практике специалистами по управлению портфелями.

Уильям Шарп использовал результаты исследований Г. Марковица в качестве отправного пункта для дальнейших исследований, в ходе которых определил влияние модели Марковица на цены финансовых активов. Основной вклад Мертона Миллера выражается главным образом в развитии теории корпоративных финансов. Совместно с другим ученым, Франко Модильяни (также лауреатом Нобелевской премии в сфере экономики), Миллер занимался вопросами дивидендной политики и политики заимствования фирм. Главным их открытием стало то, что они предложили теоретикам и практикам в области финансов обратить особое внимание на то, каким образом на общую стоимость любой фирмы влияет ее дивидендная политика и финансовая политика.

В 1997 г. Нобелевская премия по экономике была вновь присуждена специалистам в области финансов. На этот раз лауреатами стали Роберт К. Мертон, Майрон Шоулз и Фишер Блэк. Эти три человека открыли математическую формулу вычисления стоимости опционов и других производных ценных бумаг, которая оказала огромное влияние на теорию и практику финансов. Она широко известна под названием формулы Блэка—Шоулза (Blak—Scholes option pricing formula) Боди Зви, Мертон Роберт. Финансы: пер с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. С.

Лекции Ефимова В.С. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook076/book/index/index.html?go=part-005*page.htm

Следует согласиться с точкой зрения В.В. Ковалева, который пишет: «В наиболее общем виде неоклассическую теорию финансов можно определить как систему знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки. Акцент в рамках этой теории делается прежде всего на обобщение, объяснение, прогнозирование и формирование тенденций в управлении финансами коммерческой организации (фирмы) как основного системообразующего элемента рыночной экономики. В приложении к финансам фирмы упомянутая триада поддается весьма простой и наглядной интерпретации:

ресурсы — это то, что обращается на финансовом рынке;

договорные отношения — это то, что оформляет, легитимизирует, делает общепризнанным движение ресурсных потоков при осуществлении или намерении осуществить операции мобилизации и инвестирования;

рынок — это место и механизм, с помощью которых организуются и систематизируются, упрощаются и унифицируются процедуры оформления отношений и движения ресурсов

С определенной долей условности можно утверждать, что неоклассическая теория финансов базируется на четырех исходных тезисах (посылах):

– •экономическая мощь государства, а значит, и устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяются экономической мощью частного сектора, ядро которого составляют крупные корпорации;

– •финансы предпринимательского сектора составляют ядро финансовой системы страны;

– •вмешательство государства в деятельность предпринимательского сектора целесообразно минимизируется;

– •из доступных источников финансирования, определяющих возможности развития крупных корпораций, основными являются прибыль и рынки капитала;

– •интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к тому, что общей тенденцией развития финансовых систем отдельных стран и рынков капитала является стремление к интеграции».

(Ковалев В.В. Основы финансового менеджмента. М., Проспект, 2007.)

При изучении финансов в рамках данной дисциплины мы будем рассматривать особенности и КТФ и НКТФ. Несмотря на некоторые отличия в подходах, финансы обладают одинаковыми свойствами, характеристиками.

Финансы – объективное понятие, неотъемлемый элемент общественного воспроизводства. В товарном производстве денежная форма распределения и перераспределения дает возможность приспособить, трансформировать пропорции производства нуждам потребления. До появления денег в товарном производстве производится продукт труда и он обменивается на другой. Товарная форма не позволяет перераспределять в нужной пропорции, а денежная форма – позволяет. Распределение и перераспределение при помощи финансов – объективная категория. Таким образом, до появления денег распределение и перераспределение в товарной форме не позволяет:

· поддерживать существующие пропорции между производством и потреблением внутри производства;

· это возможно только с использованием денежной формы распределения и перераспределения.

Т.е. причиной появления и использования финансов являются развитие потребностей общественного воспроизводства.

Финансы необходимо рассматривать с 3х точек зрения:

ü с экономической

ü с правовой

ü с количественной( материальной)

С экономической точки зрения финансовые отношения, выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом:

· финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), государств и отдельных юридических лиц, определяемые как международные (межнациональные) финансы;

· финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государственные (публичные) финансы;

· финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования, определяемые как финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) ;

· финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как финансы граждан (частные финансы) .

 

С правовой точки зрения выделяют финансовое право и финансовые правоотношения.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Юристы рассматривают финансовые отношения уже, чем экономисты. Одним из субъектов финансовых правоотношений всегда является государство или его органы. Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

а) возникают в процессе финансовой деятельности государства;

б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;

в) всегда возникают по поводу денег -денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

При этом финансовые правоотношения не возникают:

между гражданами;

между юридическими лицами, основанными на частной собственности;

между гражданами и юридическими лицами, основанными на частной собственности.

Финансовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции, распределения и использования государством денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства в данный период времени.

Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их императивный (повелительный) характер.

Финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

 

С количественной (материальной) точки зрения финансы характеризуют финансовые показатели

Финансовые показатели.

Финансовый показатель – это экономические показателивеличины или характеристики, показывающие состояние финансов. Исследование их динамики помогает обнаружить тенденции развития финансов и экономики, предсказать их изменения в будущем.

Индикатор - символическое отображение информации о процессах, происходящих в предмете управления.

Финансовые показатели тесно переплетаются с экономическими показателями.

Важное значение среди показателей имеют

· макрофинансовые;

· ценовые;

· отражающие процессы и состояние финансовых рынков

· микрофинансовые показатели

Макрофинансовые показатели и индикаторы:

ü уровень монетизации экономики;

ü индикатор объема и структуры денежного спроса и предложения в экономике;

ü уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами;

ü критерий достаточности золотовалютных резервов;

ü индикатор минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов;

ü уровень нелегального оттока капиталов;

ü критический уровень изменения реальной процентной ставки, как по кредитным ресурсам, так и по депозитам;

ü рентабельность экономики (ключевых отраслей).

Показатели и индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций в экономике:

ü соотношение инвестиций и сбережений в экономике;

ü структура сбережений в национальной и иностранной валюте;

ü недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.

Показатели и индикаторы банковской деятельности:

ü отношение совокупных активов банковской системы к ВВП;

ü средние сроки привлечения и размещения средств — кредитов и депозитов;

ü временная структура кредитов и депозитов;

ü отношение иностранной совокупной банковской позиции к совокупному собственному капиталу банковской системы;

ü динамика доли активов банковского сектора в ВВП по отношению к уровню монетизации экономики;

ü доля кредитного портфеля в активах;

ü рентабельность собственного капитала;

ü рентабельность активов;

ü уровень концентрации банковской системы;

ü зависимость банков от межбанковского кредитования.

Показатели и индикаторы, отражающие процессы и состояние на финансовых рынках:

ü изменение фондового индекса;

ü объем рынка производных финансовых инструментов по отношению к объему рынка первичных финансовых инструментов;

ü доля иностранных портфельных инвестиций в ценные бумаги по отношению к иностранным инвестициям в целом;

ü темпы прироста капитализации фондового рынка по отношению к темпам прироста ВВП;

ü доходность государственных ценных бумаг по отношению к темпам прироста ВВП;

ü соотношение темпов роста курса доллара в рублях и темпов роста индекса РТС.

Ценовые индикаторы:

ü уровень инфляции;

ü динамика цен на различные группы товаров и услуг.

Микропоказатели:

ü доход

ü прибыль

ü кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.

Финансовые отношения и финансовые ресурсы в классической и неоклассической теории финансов.

В классической теории финансы рассматриваются как экономические отношения по поводу распределения ВВП – это абстракция.

На практике категория финансов проявляется в понятии финансовых ресурсов. Это материальные носители финансовых отношений.

Финансовые ресурсы – это доходы и накопления в денежной форме, которые находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и предназначенные для образования целевых денежных фондов, которые используются для нужд государства, инвестиционных целей, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей.

Слово «ресурсы» трактуется различно. В России было введено при составлении первого пятилетнего плана. Ресурс - запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Финансовые ресурсы имеют только денежную форму.

Деятельность по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов и контроль за ними на макро- и микроуровнях называется финансовой деятельностью.

Финансовые ресурсы перемещаются в форме денежных потоков, поэтому финансы - не только денежные фонды, но финансовые потоки.

При этом следует различать финансовые ресурсы макро и микро уровня, а также специфические способы их формирования на разных уровнях.

Государство, органы местного самоуправления формируют и используют финансовые ресурсы в основном через денежные фонды специального целевого назначения

Финансовые ресурсы государства можно подразделить на ресурсы, получаемые в ходе первичного распределения (косвенные налоги), получаемые в ходе перераспределения (прямые налоги, безвозмездные поступления, кредиты), в ходе использования и реализации государственной собственности.

На предприятиях ( организациях) и в домохозяйствах возможны как фондовая, так и нефондовая форма использования финансовых ресурсов. Формирование источников денежных средств, необходимых для финансирования деятельности компании называется финансовым обеспечением.

Различают следующие виды финансовых ресурсов микроуровня:

 

Таблица1 -Состав финансового обеспечения предприятия

 

Форма финансового обеспечения Источники финансовых ресурсов
Собственные средства предприятия -Поступления от учредителей при формировании уставного капитала -Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия от всех видов деятельности -Амортизационные отчисления -Резервы, накопленные предприятием -Добавочный капитал, создаваемый за счет переоценки стоимости имущества предприятия -Фонды, накопленные предприятием для целей потребления и развития
Заемные средства предприятия -Долгосрочный кредит банка -Краткосрочный кредит банка -Коммерческий кредит -Кредиты разных видов из других источников (например, средства работников и т.п.) -Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте -Средства, полученные от размещения векселей -Лизинг -Факторинг
Привлеченные средства -Дополнительные взносы средств в уставный капитал -Средства, полученные в порядке перераспределения -Средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности -Средства от эмиссии долговых ценных бумаг -Паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц -Страховое возмещение, полученное при наступлении страхового события -Поступления платежей по франчайзингу, аренде и т.д.
Бюджетное финансирование предприятий -Бюджетные инвестиции -Бюджетный кредит -Государственные гарантии -Инвестиционный налоговый кредит
Особые формы финансирования -Венчурное финансирование -Проектное финансирование
Привлечение иностранного капитала -Получение кредитов от зарубежных банков -Выпуск за рубежом долговых ценных бумаг -Размещение акций на международных фондовых рынках

 

 

Существует несколько методов их распределения и перераспределения. К основным методам относят:

1. финансовый (бюджетный) метод – здесь распределение происходит однонаправленным целенаправленным безвозмездным движением денежных средств;

2. кредитный;

3. при помощи рынка ценных бумаг;

4. страховой – предполагает, что перераспределение осуществляется путем уплаты страховых взносов, которые возвращаются в ином объеме при наступлении страхового случая.

 

В неоклассической теории

Финансовые ресурсы – активы, с помощью которых субъект решает задачи инвестиционно-финансового характера

Финансовые ресурсы формируются двумя путями: через мобилизацию источников финансирования; через инвестирование. Эти два процесса чётко различаются.

Финансовое обязательство – финансовые инструменты обращающиеся на рынке как правило в документарной форме.

Функции в классической и неоклассической теории финансов

В рамках классического направления в Российской Федерации сложились две основные научные школы финансов:

· Московская (Родионова, Дробозина, Ковалев);

· Санкт-Петербургская (Романовский, Сабанти, Врублевская).

Московская школа считает, что финансы выполняют следующие функции:

1. распределительная функция, т.е. финансы сами ничего не создают, а только распределяют и перераспределяют то, что было создано на стадии производства в результате чего создаются доходы различных субъектов, участвующих в распределении.

Различают первичное распределение и перераспределение: то есть финансы участвуют в первичном распределении и последующем перераспределении совокупного общественного продукта. Финансовое распределение охватывает разные уровни экономики (макро уровень, микроуровень), является сложным многоступенчатым, порождая различные виды распределения и регулирования :

Ø внутрихозяйственное (сохраняется или меняется воспроизводственная структура производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между потреблением и накоплением путем направления денежных средств в целевые фонды)

Ø внутриотраслевое (между предприятиями одной отрасли за счет отчислений в государственный централизованный фонд и внебюджетные фонды, от государства получают на конкурсной основе финансовые ресурсы)-

Ø межотраслевое, (предприятия ищут более выгодные зоны для приложения финансовых ресурсов, государство использует бюджет)

Ø территориальное и межтерриториальное (государственные и муниципальные финансы через систему финансовой помощи, финансирования инвестиционных проектов)

Ø между сферами общественного производства (изменяются темпы роста отдельных сфер в соответствии с потребностями общества)

Ø между социальными группами

Финансовое распределение на макро уровне и микро уровне имеет свои особенности, представление о которых дается в курсах «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративные финансы», «Финансовый менеджмент».

2. контрольная функция, так как финансы – это целевые денежные фонды, то за их образованием и исполнением нужен контроль. Распределение и перераспределение подразумевает установление определенных пропорций, которых либо нужно достичь, либо поддерживать, а затем оценить степень достижения поставленной цели. Количественная (материальная сторона) финансов позволяет это сделать.

Перед финансовым контролем стоят следующие группы задач:

1. обеспечить соблюдение действующего законодательства в области финансов;

2. обеспечить своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств субъектов перед бюджетом;

3. обеспечить своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств между хозяйствующими субъектами;

4. обеспечить правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности;

5. оценить экономическую эффективность финансовой деятельности и ее целесообразность.

Санкт-Петербургская научная школасчитает, что финансам присущи функции:

ü распределительная и перераспределительная;

ü образования денежных фондов;

ü использования денежных фондов.

Контрольная функция с точки зрения Санкт-Петербургской школы – это не функция финансов, а функция государства, которые используют финансы.

Ряд ученых предлагает рассматривать дополнительные функции финансов:

· регулирующую (сознательное выравнивание (изменение) экономических пропорций);

· стимулирующую;

· стабилизирующую.

Неоклассическая теория выделяет следующие функции:

1) функции финансовой системы - удовлетворение потребностей людей в пище, одежде.

2)Функции государственных финансов

· Распределительная или аллокативная (аллокационная) функция. Обеспечение предоставления общественных благ или процесса, при котором совокупные ресурсы разделяются между производством частных и общественных благ, и определяется набор предлагаемых общественных благ. Другими словами теория должна отвечать на вопросы:

- какие потребности должны удовлетворять именно государство (производство обуви или обеспечение безопасности государства?)

- как государство должно определять оптимальное количество общественных благ?

Обеспечение общественными благами выражает распределительную или аллокативную (аллокационную) функцию государственных финансов (корректировка размещения экономических ресурсов между разными отраслями, регионами);

· Перераспределительная функция. Корректировка существующего распределения доходов и богатства с целью обеспечения соответствия общественным представлениям и «честном» и «справедливом» распределении (перераспределение дохода и богатства – социальная корректировка рыночной системы);

· Стабилизирующая функция. Использование бюджетной политики как средства обеспечения высокой занятости, разумного уровня цен и соответствующего уровня экономического роста с учетом влияния на торговый и платежный балансы (государственные финансы стабилизируют пропорции экономики.(А. Масгрейв. Государственные финансы: теория и практика)

 

В экономической литературе нет единого мнения по поводу того, включают ли финансы кредитные отношения, или последние самостоятельный вид экономических отношений, каково соотношения финансов и денег. Рассмотрев характеристику финансов, перейдём к сравнению финансов и денег, финансов и кредита. Такое сравнение уместно в рамках классического направления.

Деньги и финансы

Деньги возникли на стадии обмена и являются всеобщим эквивалентом.

У денег и финансов единая денежная форма.

Функции денег и функции финансов различны, в то же самое время деньги могут обращаться в финансы (из стадии обмена в стадию распределения), а финансы – это всегда деньги. (Студенту необходимо самостоятельно вспомнить функции денег.)

Кредит и финансы

Кредит – это форма движения ссудного капитала, или это экономические отношения, возникшие между кредитором и заемщиком по поводу средств, отданных в ссуду.

В теории и практике используются термины: кредит, ссуда и заем.

Кредит предполагает перераспределение временно высвободившихся денежных средств, т.е. кредит всегда является категорией перераспределения, которое происходит на основе принципов:

· срочности (на определенный срок);

· возвратности (должен быть возвращен);

· платности (не безвозмездно и предоставляется за ссудный процент);

· обеспеченности.

Кредит выполняет следующие функции:

1. перераспределение;

2. замещение действующих денег кредитными операциями;

3. экономия издержек обращения через ускорение оборачиваемости капитала;

4. ускорение концентрации капитала;

5. обслуживание товарооборота;

6. ускоряет научно-технического прогресса

Сравним кредит и финансы:

· кредит может существовать в товарной и денежной форме, а финансы – только в денежной;

· финансы возникают на стадии распределения, кредит – на стадии распределения и перераспределения;

· финансы – однонаправленное движение денежных средств, а кредит – движение от кредитора к заемщику и обратно;

· финансы – безвозмездные отношения, а кредит – возмездные, платные отношения, но существуют беспроцентные кредиты и безвозмездные ссуды;

· финансы носят целевой характер и кредит носит целевой характер, хотя бы для заемщика;

· кредит не всегда жестко регламентируется государством (императивность присуща только государственному кредиту) – кредит не регламентирован на микроуровне;

· кредит на микроуровне не связан с финансовой политикой.

 

Таким образом, в классической теории финансов:

ü основной предмет – государственные финансы (доходы и расходы государства);

ü акцент делается на сфере распределения;

ü существуют принципиальные отличия между деньгами, финансами и кредитом.

На практике категория финансов проявляется в понятии финансовых ресурсов. Это материальные носители финансовых отношений.

Финансовые ресурсы – это доходы и накопления в денежной форме, которые находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, населения и предназначенные для образования целевых денежных фондов, которые используются для нужд государства, инвестиционных целей, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей.

В неоклассической теории финансовфинансы рассматриваются как отношения между субъектами, которые влекут за собой изменения в составе активов и \или обязательств этих субъектов.

ü основной предмет – финансы корпораций;

ü акцент делается на сфере распределения и обмена;

ü отличия между деньгами, финансами и кредитом размыты.

Финансовые ресурсы – активы, с помощью которых субъект решает задачи инвестиционно-финансового характера. Финансовые ресурсы формируются двумя путями: через мобилизацию источников финансирования и через инвестирование. Эти два процесса чётко различаются.

Финансовое обязательство – финансовые инструменты обращающиеся на рынке, как правило, в документарной форме.

 

Список рекомендуемой литературы

 

Березкин, Ю. М. Исторические типы финансов: методологический анализ: [монография] [Электронный ресурс] / Ю. М. Брезкин. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. http://berezkin.info/?page_id=2

Горловская, И.Г. Финансы : учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлениям подгот. бакалавров: 080100.62 "Экономика", 081100.62 "Гос. и муницип. упр.", 080200.62 "Менеджмент", 080400.62 "Упр. персоналом", 080500.62 "Бизнес-информатика" / И. Г. Горловская ; [рец.: канд. экон. наук Н. П. Лещенко, канд. экон. наук И. М. Реутова] ; Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2012. - 163 с. :

Ковалев, В.В. Основы теории финансового менеджмента: Учеб.-практ. пособие [для вузов] / В. В. Ковалев. - М. : Проспект, 2013. - 534 с.

Финансы : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / [А. Я. Барабаш и др.] ; под ред. проф. М. В. Романовского, О. В. Врублевской ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 590 с. : табл., схемы ; 22 см. - (Бакалавр).

Финансы [Электронный ресурс] : учебник / А. Г. Грязнова [и др.]. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Финансы и статистика, 2011. - (Учебники. Экономика и управление). - Б. ц. : http://www.biblioclub.ru/book/79598/

Финансы и кредит : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / [Н. В. Байдукова и др.] ; под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 609 с. : схемы, табл. ;

Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / [Л. А. Чалдаева и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. А. Чалдаевой. - М. : Юрайт, 2013. - 542 с.

Финансы: Учеб. для вузов / [С. А. Белозеров, С. Г. Горбушина, В. В. Иванов и др.]; Под ред. В. В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект ; М. : ТК Велби, 2005. - 636 с.

Финансы: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтер. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение" / [А. Г. Грязнова и др.] ; под ред. проф. А. Г. Грязновой, проф. Е. В. Маркиной. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2012. - 493 с.


(классическая теория финансов - КТФ)

Система - это форма

организации чего-нибудь

С.И. Ожегов

 

Система финансов РФ (экономический аспект). Сферы, звенья, уровни системы финансов и ее элементы.

Система - это комплекс взаимодействующих элементов. Необходимость выделения отдельных элементов вызвана тем, что они играют различную роль в экономике, используют различные принципы, методы образования и использования денежных фондов. Система финансов – понятие не однозначное, в классической и неоклассической теории имеет разное значение, в отечественной и зарубежной нет единого мнения, относительно понятия финансовой системы и ее основных элементов. При этом одни авторы пытаются свести все элементы в единую финансовую систему, другие разделяют ее экономическую и организационную (институциональную) составляющие.

Разница во взглядах ученых зависит от:

• общей экономической платформы;

• сферы общественного воспроизводства, которая берётся за основу при исследовании финансов;

• того, какой субъект финансов рассматривается как главный ( государство или предприятие);

• субъективных факторов.

В литературе используют два словосочетания: «финансовая система» и «система финансов». Иногда термины используются как синонимы, иногда им придаются разные значения.

Исторически первым стал использоваться термин «финансовая система».

В рамках классической теории финансов чаще всего финансовая система определялась как взаимосвязь экономических отношений и финансовых институтов (учреждений, рынков. отношений). Поэтому точки зрения на состав финансовой системы были многообразны и, не структурированы.

В большинстве учебников и учебных пособий считается, что финансовая система СССР включала следующие элементы:

ü государственный бюджет;

ü государственный кредит;

ü финансы предприятий;

ü финансы отраслей народного хозяйства;

ü страхование.

Финансовая система СССР была основана на господствующей государственной собственности, принципе жесткого централизованного планирования. С переходом к рыночным отношениям некоторые элементы изменили свое значение, претерпели существенную трансформацию, часть - перестала существовать.

Государственный бюджет СССР был единым, он состоял из:

ü союзного бюджета (55% средств);

ü бюджетов союзных республик (45%).

В доходной части бюджета основным видом доходов был налог с оборота (треть дохода). Другая значительная часть – платежи государственных предприятий (30%) – эти платежи не являлись налогами.

Доходы с физических лиц не играли значительной роли.

В доходную часть бюджета включались средства государственного страхования (в 80-е гг. это 5% от доходной части бюджета) и вклады населения, которые хранились в трудовых сберкассах, также кредиты и займы.

Полная структура государственного бюджета была засекреченной.

Расходы бюджета:

народное хозяйство – 55%;

социальная сфера – 34%;

государственное управление – 1%;

национальная оборона – 5,8%.

Профицит составлял 3%.

Финансы отраслей народного хозяйства.

Все предприятия были объединены по линии министерств, и соответственно, из прибыли отчисляли определенный процент в министерский фонд, за счет которого осуществлялось материально-техническое снабжение.

Финансы предприятий.

Практически все предприятия находились в государственной собственности, поэтому распределение выручки и прибыли осуществлялось по обязательным одинаковым правилам, установленных государством. Предприятия не платили налоги, а платили определенные обязательные платежи, установленные в проценте к прибыли. По нормативам образовывали фонды экономического стимулирования из прибыли, а остаток прибыли вносился в бюджет (в 80-х гг. ).

Таким образом, одним из источников формирования бюджета являлся фонд остаточной прибыли.

Также была и колхозно-кооперативная собственность.

Страхование.

В СССР существовала монополия на страховое дело.

В страховании существовало 2 государственные компании: Госстрах и Ингосстрах – компании, которые аккумулировали средства по добровольному и обязательному страхованию, и эти средства шли в качестве дохода в бюджет.

Сегодня страхование разбилось на две части:

внебюджетные фонды (общегосударственного значения) федерального уровня;

финансы страховых организаций.

Государственный кредит.

Государственный кредит широко использовался во внешнеэкономической деятельности государства. СССР получал кредиты от развитых капиталистических стран и иностранных юридических лиц. СССР выдавал кредит в страны, находящиеся на социалистическом этапе развития (т.е. кредит выдавался по политическому признаку).

Также государственный кредит использовался и на внутреннем рынке.

Государство выдавало кредиты предприятиям через систему государственных банков (это были регламентированные плановые кредиты).

Государство занимало денежные средства у населения путем выпуска ценных бумаг, но они часто носили принудительный характер (выдавали зарплату ценными бумагами).

В связи с перестройкой экономической системы, развитием рыночных отношений старая финансовая система стала меняться.

Факторы, под влиянием которых происходят изменения:

ü изменения в отношениях собственности (появились частная, государственная и муниципальная собственность);

ü признание роли денег;

ü изменение типа государственного устройства – появились 3 ветви власти:

ü законодательная (представительная);

ü исполнительная;

ü судебная.

ü появление новых видов доходов у предприятий и населения, и изменение денежных потоков;

ü учет международного опыта (появление внебюджетных фондов):

пенсионный фонд;

фонд обязательного медицинского страхования;

фонд социального страхования.

В большинстве учебников система финансов представлена:

общегосударственными финансами;

внебюджетными финансами;

государственным кредитом;

страхованием;

финансами хозяйствующих субъектов.

Эта точка зрения является переходной, она объединяет представления о финансовой системе СССР и представления о новых элементах системы финансов РФ.

На рубеже 20 и 21 вв. представитель санкт-петербургской научной школы финансов М.В. Романовский предложил для простоты восприятия разграничить систему финансов как совокупность финансовых отношений и финансовую систему как взаимосвязь финансовых институтов, иначе: экономический (объектный) аспект представлен совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП между государством, организациями и домохозяйствами (системой финансов), а организационный (субъектный) аспект - совокупностью субъектов, управляющих финансами. Мы будем придерживаться этой точки зрения.

Система финансов – понятие историческое, рассмотрим систему финансов современной Российской Федерации.

Рассмотрим систему финансов. Она включает в себя основные (укрупненные) подсистемы:

(государственные финансы; муниципальные финансы;

финансы организаций (предприятий);

финансы домохозяйств), объединённые в 2 сферы:

1) централизованные (публичные) финансы или государственные и муниципальные финансы

звено –государственные финансы

звено - муниципальные финансы;

2) децентрализованные финансы

звено финансы предприятий, организаций, учреждений;

звено - финансы домохозяйств.

Сферы и звенья отличаются формами и методами образования и использования финансовых ресурсов, каждая имеет свое функциональное назначение ( цели и задачи) , финансовый механизм. Каждая сфера системы финансов относительно самостоятельна и имеет свои собственные задачи. В то же время все элементы финансовой системы находятся во взаимной связи. Совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы финансов системы называется структурой финансовой системы.

Рассмотрим систему финансов Российской Федерации подробнее.

Государственные и муниципальные финансы.

В государственных и муниципальных финансах выделяют 3 уровня:

ü федеральный;

ü субъектов РФ;

ü муниципальный.

Федеральный + субъектов РФ = государственный уровень (государственные финансы).

На каждом уровне существуют свои элементы.

На федеральном:

ü федеральный бюджет;

ü государственные внебюджетные фонды.

ü государственный кредит на федеральном уровне.

На уровне субъектов РФ:

ü бюджеты субъектов РФ;

ü внебюджетные территориальные фонды субъектов РФ.

ü государственный кредит субъектов РФ.

На муниципальном уровне:

ü местный бюджет;

ü муниципальный кредит.

 

Таблица 2- Состав государственных и муниципальных финансов

 

Государственные и муниципальные финансы
Государственные финансы Муниципальные финансы
Федеральный бюджет Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) Местные бюджеты
Государственные внебюджетные фонды Территориальные внебюджетные фонды  
Государственный (федеральный) кредит Государственный (субъектов РФ) кредит Муниципальный кредит

 

Бюджет, его признаки, функции. Классификация бюджетов.

Совокупность бюджетов всех уровней составляет бюджетную систему страны

Впервые слово бюджет стало использоваться в 17 веке. После революции 1686-1689 гг. английский король отказался от права устанавливать налоги без согласия парламента. Все расходы Англии были разделены на военные и цивильные (гражданские). Последние – предусматривали содержание короля и королевского двора. Законопроект о цивильных расходах хранился в особом мешке, на котором сидел министр финансов. Под бюджетом понимают план расходов и доходов государства, имеющий силу закона.

В современной экономической литературе бюджет определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Признаки бюджета –

Ø денежная форма;

Ø плановый характер;

Ø императивность, т.е. жесткая регламентация со стороны государства.

Ø это - политический документ

Функции бюджета вытекают из функций финансов:

• перераспределительная функция (признают все авторы). Роль государственного бюджета заключается в том, что в результате функционирования государственного бюджета образуются доходы непроизводственной сферы, осуществляется финансовая помощь регионам, финансируются малорентабельные, но жизненно необходимые (сельское хозяйство) отрасли народного хозяйства, осуществляется социальная поддержка населения.

• контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной с