Политический конфликт – столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Политический конфликт: сущность и виды

Цели изучения темы

План

Тема 12. Политический конфликт

12.1. Политический конфликт: сущность и виды.

12.2. Развитие политического конфликта.

12.3. Регулирование и разрешение конфликтов.

12.4. Политический кризис.

 

- рассмотреть содержание конфликта как политического явления;

- проанализировать способы разрешения политических конфликтов.

 

Основные понятия: политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, этнополитический конфликт.

 

 

Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации своих интересов в условиях противодействия.

Конфликт всегда выражается в конкретных действиях людей, ориентированных на то, чтобы добиться перераспределения статусных позиций, ресурсов, ценностей в свою пользу.

Конфликт всегда выражается в конкретных действиях людей, ориентированных на то, чтобы добиться перераспределения статусных позиций, ресурсов, ценностей в свою пользу. Это всегда взаимодействие, так как любое перераспределение связано с противодействием тех, кто уже обладает этими позициями, ресурсами и ценностями. Конфликт – это всегда выход взаимодействующих людей за поле инстуционального нормативного порядка, именно отсюда сопровождающие его злобность, насилие, жестокость, непредсказуемость последствий.

Политические конфликты выделяются среди других социальных конфликтов в обществе прежде всего объектом притязаний их участников. Таким объектом всегда являются отношения политической власти. Многообразие проявлений политических властных отношений предопределяет появление различных видов политических конфликтов.

Во-первых, конфликты могут возникать в связи с притязаниями разных сторон на одну и ту же статусную позицию в системе институализированных отношений власти. Как правило, речь идет о высших государственных должностях, так как именно они дают возможность резко увеличивать собственное влияние на общество. Такие конфликты возникают обычно в том случае, если по крайней мере у одной из сторон нет законной возможности занять желаемую статусную позицию. В абсолютных монархиях эти конфликты обретают вид династических столкновений или войн, при республиканской форме правления они выступают в виде заговоров, организации переворотов, способных также перерасти в открытые столкновения. Конфликт по поводу права обладать верховной властью в обществе, доведенный до своей крайней точки, выливается в гражданскую войну.

Во-вторых, политические конфликты возникают там, где объектом притязаний является поле политического влияния в сложившейся системе институализированных политических отношений. Речь идет о конфликте, возникающем в случае выдвижения одним из участников сложившейся системы властных отношений требований расширить его функции, полномочия, предоставить ему больше самостоятельности в решении определенных вопросов и т. п. Такие конфликты обретают вид противостояния центральной и местной властей, обострившихся противоречий между государственными ведомствами. Несмотря на то что в таких конфликтах речь идет не о верховной политической власти, а об отдельном сегменте политического влияния, они могут обретать и достаточно острые формы, вплоть до вооруженных столкновений, особенно при противостоянии центра и регионов.

В-третьих, политический конфликт может возникнуть по поводу притязаний той или иной группы на институализацию в системе политических отношений, на обретение статуса и собственного поля влияния, если в этом своем стремлении она наталкивается на противодействие официальных властей. Как правило, это касается нелегальных и полулегальных объединений и организаций, претендующих на право выражать интересы определенной части населения и пользоваться для этого всеми возможностями, которыми обладают легальные структуры.

В-четвертых, к конфликту могут привести притязания населения или отдельных социальных групп к правительству или к парламенту (субъектам политической власти) с целью побудить их к исполнению своих функциональных обязанностей в том виде и том объеме, в каком они представляются необходимыми этим людям. Например, это могут быть требования шахтеров к правительству выплатить зарплату или требования фермеров принять закон о частной собственности на землю, или требования студентов о сохранении в стране системы бесплатного высшего образования. Эти притязания могут иметь под собой как объективную основу в виде правовых актов, обязывающих правительство к исполнению определенных функций, так и субъективное понимание той или иной группой задач, которые должен решать высший орган исполнительной власти.

Политические конфликты развиваются и тесно переплетаются с конкурентными политическими процессами в обществе, но при этом каждый из этих процессов не утрачивает своей специфики. Конкурентный процесс не исключает противоречий между участниками политического взаимодействия, совпадения объекта их притязаний, но их реальные выпады в адрес друг друга не выходят за пределы дозволенного нормативным порядком.

Особенности политических конфликтов:

1) их неизбежная идеологизация, т.е. стремление конфликтующих сторон облечь свои притязания в форму защиты социально-политических ценностей. Идеологический фактор, ориентация на определенные политические ценности присущи участникам любых политических процессов. Однако в конфликте идеологизация перестает быть просто различием ценностных ориентаций. Она обретает агрессивный характер, проявляющийся в стремлении участников нарастающего конфликта доказать, обосновать единственно правильный характер именно своей идеологической системы, внедрить эту систему ценностей в массовое сознание, убедить широкие слои, что справедливое общество – это только то общество, которое основано на декларируемых ценностях;

2) мобилизация их участниками значительных ресурсов: денежных средств, вооруженных сил, массовой поддержки и др. Выбор ресурсов определяется задачами, которые ставят перед собой участники конфликта. Чем масштабнее задача, тем многообразнее будут привлекаемые ресурсы.

Огромное значение ресурсов в борьбе за перераспределение власти нередко приводит к тому, что политическим конфликтам предшествует борьба за ресурсы: за влияние на армию, за привлечение на свою сторону капитала, за симпатии и поддержку масс, за средства массовой информации. Нередко в ходе борьбы за ресурсы одна из потенциальных сторон политического конфликта получает такие неоспоримые преимущества, что другая уже не осмеливается выступать со своими притязаниями. Вот почему борьба различных сил за такие ресурсы, как общественное мнение и поддержка населения, армия, поддержка капитала, и возникающие в ходе этой борьбы конфликты также носят политический характер;

3) в политических конфликтах противостояние идет между группами интересов. Они формулируют требования и притязания, выдвигают политических лидеров, обеспечивают им организационную и финансовую поддержку. За явными участниками политических конфликтов всегда стоит какая-то группа интересов или их блок;

4) политические конфликты отличаются многообразием форм их протекания: от вооруженных столкновений до применения скрытых приемов давления на противника.

Итак, политические конфликты различаются, прежде всего, объектом притязаний. Однако специфика борьбы за перераспределение политической власти в обществе неизбежно делает политические конфликты одновременно конфликтами ценностей, конфликтами интересов, конфликтами ресурсов. Вместе с тем не любая форма политической борьбы может рассматриваться как конфликт. Политическая борьба может разворачиваться в виде конкурентных процессов, если ее участниками соблюдаются установленные в обществе нормы и правила ее ведения.

Политические конфликты делятся:

- на общенациональные, где предметом конфликта становится верховная власть общества;

- локальные, где речь идет о перераспределении власти между ведомствами, между регионом и центром, между политическими организациями и т. д.;

- институциональные, предполагающие борьбу определенных групп за свое утверждение в системе политических институтов и организаций;

- функциональные, в ходе которых высказываются претензии по поводу соблюдения правил нормативного политического порядка.