И развития
Понятие гражданского общества, основы, условия становления
Цели изучения темы
План
ТЕМА 9. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
9.1. Гражданское общество, его основы, условия становления и развития.
9.2. Структура гражданского общества.
9.3. Особенности становления гражданского общества в России.
- определение особенностей гражданского общества, его структуры, функций;
- выявление специфики становления и функционирования гражданского общества в современной России.
Основное понятие: гражданское общество.
Считается, что понятие «гражданское общество» столь же древнее, как и политическая наука.
В числе первых мыслителей, «заметивших» гражданское общество как самостоятельное явление, обычно называется древнегреческий философ Платон (427–347 до н. э.). Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, о главных добродетелях – мудрости, мужестве и просветленном эмоциональном состоянии, об идеальном человеческом обществе, его жесточайшая, хотя и непоследовательная критика государственной власти объективно приводят к мысли о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества.
Понятие «гражданское общество» восходит и к идее полиса Аристотеля, и идеям естественного права. По Аристотелю (384–322 до н. э.) человек – существо общественное, политическое, а государство – естественный продукт развития общества политических граждан. Вместе с тем Аристотель анализировал жизнь граждан и в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной, научной, религиозной, где государственное вмешательство до определенного уровня развития производительных сил и отношений просто не требовалось. Поэтому будет справедливым отметить в трудах Аристотеля определенное разделение государства и гражданского общества.
Николо Макиавелли (1469–1527) в работе «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» пишет о стремлении государства обессилить и подорвать всякую деятельность общества, чтобы самому возвыситься. Здесь очевидно различение автором государства и гражданского общества, политической и гражданской сфер.
Немало мыслей высказано им о таких негосударственных и неполитических сферах жизнедеятельности человеческого общества, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей, не попадающих под бесцеремонное вмешательство власти. И здесь речь идет о гражданском обществе.
Платон, Аристотель, Макиавелли предприняли не всегда осознанные, но достаточно успешные попытки «развести» государство и гражданское общество, показали современникам, что кроме государства есть нечто самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное, т. е. гражданское общество.
Томас Гоббс (1588–1679) уже использует понятие «гражданское общество» в прямой постановке, хотя и непоследовательно: в одних случаях гражданское общество он как бы отождествляет с государством, в других – разъединяет. С одной стороны, Гоббс утверждает, что государство не связано с гражданскими законами и правом. С другой – считает, что государство, подобно библейскому чудовищу Левиафану, подчиняет себе все и вся и через понятие «гражданское общество».
Джон Локк (1632–1704), активно используя понятие «гражданское общество», провозглашает в определенной мере примат гражданского общества перед государством. Основой общества, в том числе гражданского, он считает собственность.
Политическая власть трактуется Локком как право людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности. Главная цель объединения граждан в государство – сохранение их собственности. Поэтому государство – не вечный атрибут общества, оно возникает на определенном этапе развития гражданского общества, когда появляется необходимость в этом.
Поныне актуальна его мысль о том, что ни для одного человека в гражданском обществе не может быть сделано исключение, все должны подчиняться законам этого общества. Это написано Локком более трехсот лет тому назад в работе «Два трактата о государственном правлении».
Представление о гражданском обществе развил Иммануил Кант (1724–1804). По Канту, гражданское общество основано на следующих априорных принципах: 1) свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как подданного, 3) самостоятельность члена общества как гражданина.
Принципиально новыми положениями обогащает теорию гражданского общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). В его работах, а также в трудах Маркса, Грамши, Лукача сформулированы основополагающие концепции современного видения гражданского общества.
По Гегелю, гражданское общество выступает как система индивидов, с помощью труда удовлетворяющих собственные потребности к потребности других. Фундаментом гражданского общества являются частная собственность, общность интересов и всеобщее формальное, оформленное законами равенство граждан, защищенность человека от случайностей. В отличие от своих предшественников он рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Гражданское общество, как и семья, – часть государства, его базис и способ существования. Оно зависит от государства и в какой-то мере поглощается им. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов. К государственной сфере Гегель относил правительственную власть, администрацию, к сфере гражданского общества – полицейскую и служебную власти.
В произведениях К. Маркса гражданское общество – это общественная организация, развивающаяся непосредственно из производства и обращения, как совокупность экономических, производственных отношений, соответствующих производительным силам и образующих базис государства. Маркс называет гражданское общество продуктом исключительно буржуазной системы.
Наиболее радикальную концепцию гражданского общества сформулировал Т. Пейн. У него тема гражданского общества, противостоящего государству, становится центральной. Пейн считает государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества.
В дальнейшем эта традиция, в более умеренной форме разработанная А. Токвилем, исходила из постулата, согласно которому разделение между государством и гражданским обществом является постоянной характеристикой по-настоящему демократической социальной и политической системы, в которой производительная собственность, статус и прерогативы принимать решения не подвластны частной сфере.
Понятие гражданского общества рассматривается в противопоставлении понятию государства. Государство являет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур, политических партий и т. д. Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства; оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные люди, реализующие частные интересы.