Морально-волевая подготовка

Морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач, среди которых основной и наиболее значимой является воспитание моральных сторон личности спортсмена, включаю- щее формирование сознательности, ответственности за свои по- ступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности, смелости, решительности, выдержки, самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к членам коллектива, стремления прийти на помощь окружающим.

В беседах, конкретных ситуациях тренер должен дать юным спортсменам знания о личностных качествах, приводя примеры

их проявлений в жизненных обстоятельствах.

Все виды деятельности, включая спорт, связаны с преодоле- нием трудностей и требуют от человека физических, умственных, интеллектуальных и волевых усилий. Очень часто показывают высокие результаты и одерживают победы на соревнованиях не са- мые талантливые, а самые трудолюбивые, волевые.

Волевая подготовка — необходимая часть физической, тех- нической, тактической и теоретической подготовок спортсмена, без которой немыслимы успехи в спорте. Тренер должен строить весь многолетний учебно-тренировочный процесс так, чтобы уче-

ники, зная, что такое воля, как и во имя чего проявляются волевые качества, имели практику направленных волевых решений и дей- ствий. Необходимо многократное повторение волевых действий, чтобы правильное поведение превратилось в привычку, а проявле- ния отдельных волевых качеств — в постоянные черты характера. Волевая подготовка должна быть частью содержания всех осталь- ных сторон подготовки спортсмена. Тренер обязан постоянно заниматься совершенствованием волевых качеств своих воспитан- ников и стимулировать их проявления в напряженной и упорной борьбе с достойными соперниками.

Для успешного совершенствования волевых качеств необхо- димо следующее:

— осознание цели, во имя которой необходимо преодоле-


 

вать трудности;

— постановка реально достижимых новых, более высоких целей: перспективных, промежуточных и конкретных (близких);

— использование объяснений и убеждения при воспита- нии волевых качеств в обязательном сочетании с упражнениями (поступками);

— понимание и осмысление задач и действий на предстоя- щих учебно-тренировочном занятии или соревновании;

— создание четких представлений движений и действий, ко- торые нужно выполнить;

— использование в каждом тренировочном занятии приемов и методов, направленных на воспитание волевых качеств;

— строгое соблюдение распорядка дня, рационального ре- жима учебы, труда, тренировочных занятий, участие в культурно- образовательных мероприятиях;

— выполнение самостоятельных волевых решений;

— воспитание способности противостоять эмоциональным реакциям на возникающие ситуации, которые могут помешать до- стижению высших спортивных результатов;

— умение контролировать свои действия, поведение, вести учет проделанной работы;

— обязательное выполнение задуманного, намеченного, не- обходимого.

Теоретическая подготовка и моральное воспитание должны быть тесно взаимосвязаны с волевой подготовкой.