Факторы, смещающие кривую спроса
потребительские ожидания | |||||
вкусы и доходы потребителей | спрос | число покупателей | |||
цена на товары заменители | |||||
5. Цена спроса - это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара.
6. При прочих равных условиях по низким ценам товаров купят больше, чем по высоким - суть закона спроса. Причины: низкая цена доступна большему числу покупателей; подешевевший товар «притягивает» покупателей дорогого товара; снижение цены снижает расходы на товар и тем самым делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.
Цена есть денежное выражение стоимости товара. Стоимость - одна из функциональных проблем экономической теории.
В середине 19 века господствовала теория, согласно которой стоимость товара определялась издержками производства. В основе последних лежали затраты 3-х основных факторов производства: труда, земли и капитала. В последней трети 19 века теория стоимости претерпела существенные изменения. Во-первых,был принят новый подход к оценке благ - на основе их субъективной полезности для конкретного потребителя. Во-вторых,для исследования экономических законов и категорий начали исследовать принцип, основанный на анализепредельных величин(маржинализм). В результате в качестве исходного критерия при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидомполезности различных благ.Теория предельной полезности рассматривает не полезность потребительских благ вообще, а ту конкретную полезность, которую эти блага способны принести данному индивиду.
Предельная полезность — это полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потребления блага на одну дополнительную единицу. Предельная полезность каждой последующей единицы товара А снижается. Эта устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь экономических явлений получила название Закона убывающей предельной полезности.
Предложение — это количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже при данной цене. Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цена других товаров, характер применяемой технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природные условия, ожидания производителей.
Функция предложения
QSA = f (PA, PB … PZ, K, L, N, E …)
где, ОА – объем предложения товара А в единицу времени,
РА, РВ... РZ – цена данного товара и других товаров,
Неценовые факторы, влияющие на предложение | K – характер применяемой технологии, L – налоги и дотации, N – природные условия, E – ожидание производителей, … - возможные другие факторы. |
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены данного товара, положить фиксированными, то от функции предложения можно перейти к функции предложения от цены.
QSA = f1 (PA)
Функция предложения от цены может быть представлена, как в функция спроса, одним из 3-х способов: табличным, аналитическим, графическим:
График 2. Линия предложения. Уменьшение предложения.
Выводы из анализа представленного графика:
1. Изменение объема предложения — движение вдоль линии предложения (S1 или S2);
2. Изменение предложения — сдвиг линии предложения (от S1 до S2)
Факторы, смещающие кривую предложения
3. Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара.
4. Чем выше цена, тем больше предложение товаров — суть Закона предложения.
График спроса показывает возможный объем данного товара при разных ценах, график предложения — возможный объем продажи при разных ценах. Но выявить цену, по которой действительно произойдет купля-продажа, можно только совместив оба эти графика.
Цена Р2, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой. Количество товара Е, реализуемое на рынке по равновесной цене, называется равновесным количеством товара.
Условием формирования равновесной цены является «совершенная конкуренция», при которой: 1) на рынке большое число покупателей и продавцов, что исключает установление монопольных цен; 2) предлагаемый товар примерно одинаков по качеству; 3) покупателям и продавцам известны все рыночные цены.
Нарушение рыночного равновесия цен может происходить в основном под воздействием двух факторов: установление монопольной цены и налогообложения.
Отклонение от равновесной цены имеет негативные последствия, т.к. искусственное занижение цены оборачивается для покупателя дефицитом, очередями и ростом цен. Также возникает проблема качества товаров. Искусственное завышение цены оборачивается для продавца перепроизводством, затовариванием и снижением цены. Обе ситуации разрушительны для рыночной экономики. Рост цены, при изменении налогообложения, вызывает снижение как потребительских покупок, так и предложения облагаемых налогом товаров.
Эластичность спроса — это степень изменения объема спроса (предложения) в ответ на изменение влияющего на него переменного фактора (при прочих равных условиях). Различают «перекрестную» эластичность, а также эластичность по цене и доходу. По каждому виду можно рассчитать коэффициент эластичности — как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к заданному процентному изменению переменного фактора.
Спрос и предложение оказывают существенное влияние на рыночные доходы производства и коммерческой сферы. Это влияние обнаруживается через показатели эластичности спроса и предложения.
Коэффициент Изменение объема продаж товаров, %
эластичности Э =
(Э) Изменение цены, %
Спрос и предложение могут быть эластичными (Э>1), неэластичными (Э<1), а также единичной эластичности (Э1). Доходы возрастут при Э1, либо снизятся при Э<1. Сдвиг равновесия происходит под влиянием изменения самого спроса и самого предложения. Варианты рыночной динамики равновесной цены: 1) спрос растет, предложение изменяется; 2) спрос падает, предложение не меняется; 3) предложение растет, спрос не меняется; 4) предложение падает, спрос не меняется; 5) предложение растет, спрос падает; б) предложение падает, спрос растет, 7) падают и спрос, и предложение; 8) растут и спрос, и предложение.
Способность цены приспосабливаться к рыночному изменению спроса и предложения означает, что рыночная экономика — саморегулируемая система. Взаимодействие спроса, предложения и цены — процесс, происходящий во времени. В экономической теории принято различать краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.
Краткосрочный период не позволяет изменить величину применяемых факторов производства, чтобы привести предложение в соответствие с изменившимся спросом. Среднесрочный период позволяет маневрировать только частью используемых факторов производства. Долгосрочный период позволяет изменить величину всех факторов производства.
Отсюда следует, что колебания спроса оказывают влияние на изменение цены в краткосрочном периоде, поскольку производитель не может быстро изменить факторы производства и масштабы предложения. В долгосрочном периоде решающее влияние цены вызывает уже изменения в величине предложения.
ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Примерный план лекции:
- Основные подходы к анализу потребительского выбора.
- Кривые безразличия и бюджетная линия. Равновесное потребление.
- Эффект дохода и эффект замещения. Защита прав потребителей.
В данной теме необходимо показать сущность и особенности потребительского выбора. Анализирую мир потребительских предпочтений целесообразно выявить два подхода в трактовке потребительского поведения, показать сущность таких явлений как полезность благ, отношения предпочтения и безразличия, воздействие таких факторов как уровень дохода, цен, налогов, психологических законов.
Суверенитет потребителя проявляется в праве выбора покупок. Покупатель сам решает, какие покупать товары, в каком количестве, а какие не покупать. Каждый потребитель в условиях рыночной экономике наделен свободой потребительского поведения. Свое поведение в огромном мире товаров и услуг потребитель строит рационально, осуществляя выбор с целью удовлетворения своих потребностей.
В экономической теории имеют место два подхода к трактовке поведения потребителя – кардиналисткий (количественный) и ординалисткий (качественный). Первый основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ, которые приобретает потребитель в особых гипотетических единицах измерения – ютилах. При осуществлении выбора потребители руководствуются правилом сопоставления полезности благ с их ценами, стремясь к условию равновесия. Важной проблемой экономической теории является измерение и соотношение полезности различных благ. Эти вопросы широко разрабатывались в ХIХ в. австрийской экономической школой, представители которой были такие известные экономисты как К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер, Г. Госсен.
Осуществляя оценку полезности блага, потребитель сопоставляет ее с ценой. В результате возникает потребительское равновесие. Это достигается следующим образом:
- средняя предельная полезность
Определение цены товара во многом связано с оценкой полезности блага потребителем. Эта оценка полезности носит субъективно-психологический характер и зависит от многих факторов: возраста, пола, жизненного опыта, культурно-образовательного уровня и др. Полезность блага оценивается и с точки зрения степени потребности в нем покупателя, а также различных обстоятельств, связанных с моментом самой оценки. Наиболее существенный фактор – количество самого блага, поэтому полезность товара зависит от величины его запаса и от степени удовлетворения полезности в нем. Еще А. Смит «отец экономики» отметил одну парадоксальную ситуацию, связанную с оценкой полезности блага – вода и алмазы. «Парадокс А. Смита» заключается в том, что запасы воды превышает потребность в ней человека и ее оценка гораздо ниже алмазов, которые весьма редкие в природе. Благо, которого мало оценивается выше.
Согласно теории предельной полезности необходимо взять следующие понятия:
- Общая полезность (ТU);
- Предельная полезность (MU);
Полезность всего запаса блага есть общая полезность, а дополнительная полезность потребляемой каждой единицей блага – предельная полезность.
Осуществляя анализ общей и предельной полезности экономической наукой были выявлены ряд зависимостей, которые получили название закона Госсена.
Первый закон Госсена гласит: по мере роста потребление блага его предельная полезность снижается. Этот закон называется законом убывающей предельной полезности.
Характер изменения общий полезности целесообразно рассматривать на основе функций предельной полезности, под которой понимается скорость изменения общей полезности при увеличении потребления блага на одну единицу.
Индивид, с целью наибольшего удовлетворения своих потребностей будет увеличивать приобретение более полезных благ, и сокращать количество благ с меньшей полезностью на единицу затрат. В результате для достижения максимальной общей полезности предельная полезность каждого блага в наборе товаров выравнивается - суть второго закона Госсена.
Таким образом, взвешенная по цене () предельная полезность благ становится равными между собой.
Если кардиналисты рассматривали предельную полезность блага только как абсолютную величину, то представители ординалисткого подхода анализируя поведение потребителя строили свое понимание данного явления на применении отношений предпочтения ∞ и безразличия ~. Этот подход основан на четырех аксиомах:
1. Аксиома полной упорядоченности предполагает, что потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров, опираясь на отношения предпочтения ∞ и безразличия ~.Для любой пары набора А и В потребитель может установить, товар А ∞ В, или А ~В (в этом случае данные товары равноценны).
2. Аксиома транзитивности показывает взаимозависимость в потребительском выборе 3-х товаров. Если А ∞ В ∞ С, то в итоге А ∞ С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений потребителя.
3. Аксиома не насыщениягласит: если набор А содержит не меньшее количество благ чем набор В, а на один товар больше, то А ∞ В.
4. Аксиома независимости потребителя констатирует, что удовлетворение потребностей индивида зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.
Потребительский выбор можно представить виде кривой безразличия, а также карты кривых и бюджетной линии.
График: Потребительский выбор
Точки А и В характеризуют возможные комбинации товаров Х и Y, при которых их общая полезность для потребителя одинакова. Любая точка на кривой, расположенной правее и выше предыдущей, более предпочтительнее и приносит потребителю большую полезность. Модель кривых безразличия была впервые обоснована Ф. Эджуортом. Наклон кривой безразличия выражает предельную норму замещения двух товаров X и Y, это соотношение предельных полезностей товаров при заданном их количестве. Каждая точка на кривой безразличия имеет определенный угол наклона, равный предельной норме замещения, т.е. пропорции в которой потребитель готов обменять товар Х на товар Y. Совокупность кривых безразличия образуют карту безразличия, которая характеризуется тем, что кривые не пресекаются, имеют вид нисходящих, они вогнуты и чем выше расположена кривая, тем более предпочтительнее она для потребителя. Эти перечисленные особенности кривых безразличия могут быть представлены как их четыре свойства.
Точка Е – оптимум потребителя или его равновесное состояние (точка касания линии бюджета кривой безразличия). Именно здесь проявляется правило максимизации полезности, что означает равенство предельной полезности блага предельным затратам потребителя. В случае, когда один из товаров Х или Y не потребляется, то точка касания кривой безразличия и бюджетной линии не существует. Равновесие потребителя определяется угловым решением, т.е. таким положением, которое близкое к касанию.
Поведение потребителя зависит не только т уровня доходов, цен на товары и услуги, налогов, но и других факторов, что связано с характеристикой самого потребительского спроса. Американский экономист Х. Лейбенстайн делит его на два направления: функциональный не функциональный. Первый связан с потребительскими свойствами блага, а второй в своей основе содержит психологические законы в рамках вкусов и предпочтений потребителей: эффект присоединение к большинству, эффект сноба и эффект Веблена. Эффект присоединение к большинству означает, что потребитель строит свое поведение таким образом, что оно не отличается от поведения других потребителей, он покупает те же самые товары, что и другие потребители. Эффект сноба означает стремление выделиться из толпы, а эффект Веблена связан с престижным или демонстративным потреблением.
Изучая бюджеты семей, немецкий экономист и статистик 19 в. Э. Энгель (1821 – 1896) сформулировал следующую закономерность: отношение части доходов населения, предназначенной на закупку продовольствия, к общему доходу уменьшается вместе с ростом этого дохода. Отсюда выделяются две группы товаров – качественные или полноценные и некачественные ил неполноценные.
Экономическое развитие современных стран подтверждает, что с ростом доходов и достижением более высоких жизненных стандартов падает доля затрат на продукты питания в общей сумме расходов домохозяйств и возрастает на одежду, транспортные средства, мед. Обслуживание, спорттовары, жилье, предметы роскоши.
Возраст и вкусы потребителя также оказывают воздействие на потребительский спрос. В долгосрочном периоде важен и такой фактор как будущая экономическая конъектура, но еще больше его поведение зависит от их изменения дохода и цен. Рост денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо - вверх. На графике это выглядит следующим образом.
График: Линия «доход – потребление» для нормальных товаров.
С ростом дохода от J1, J2, J3 (бюджетные линии) происходит их последовательное смещение вправо, что соответствует кривым безразличия U1, U2, U3. Изменяется и равновесное состояние потребителя Е1, Е2, Е3. Причем набор Е2 содержит большее количество товаров Х и Y, а набор Е3, больше, чем набор Е2. Соединение этих точек образуют кривую, которую Дж. Хикс назвал «доход-потребления».
Эффект дохода – это доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная соответствующим изменением реального дохода при стабильных относительных ценах товаров.
Эффект замещения – это доля прироста величины спрос на подешевевший товар, которая образовывалась в результате замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими. Этот эффект связан с изменением цен, что можно представить графически.
|
|
График: Линия «цена-потребление» и кривая спроса на отдельный товар.
|
Р. Гиффен (1837 – 1910), английский экономист выявил парадоксальную ситуацию, которая противоречила требованию закона спроса. Изучая ценообразования бюджета бедных слоев населения Англии и Ирландии он увидел, что при росте цен на картофель спрос на него не уменьшается, возрастает (товары Гиффена).
При покупке товаров не всегда происходит эквивалентный обмен иной раз потребительской рентой или «излишком потребителя». Этот выигрыш равен разнице между сомой высокой ценой, которую был бы согласен заплатить потребитель и ценой, реально установившейся на рынке данного товара. Это есть разница между ценой спроса отдельного покупателя и рыночной ценой.
ТЕМА 6. ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Примерный план лекции:
1. Предпринимательство (сущность, виды).
2. Многообразие форм собственности и организационно-правовые формы предприятий.
3. Факторы производства и их взаимозаменяемость. Фонды: кругооборот и оборот.
4. Общие и экономические издержки производства. Прибыль и рентабельность.
5. Элементы бухгалтерского учета. Баланс предприятия. Счет прибылей и убытков.
6. Ценообразование на предприятии.
Данная тема занимает особое место в микроэкономике в связи с тем, что она иллюстрирует особенности жизнедеятельности предприятия, фирмы. Поэтому необходимо проследить весь жизненный цикл, начиная с возникновения и заканчивая процедурой банкротства, вскрыть соответствующие категории и зависимости, дать характеристику цели – обеспечение высокой прибыльности и рентабельности предприятия и средств достижения этой цели. Также следует вскрыть особенности функционирования предприятий и фирм в условиях российской экономики.
Признаки предпринимательства: 1) инициатива; 2) коммерческий риск и ответственность; 3) комбинирование факторов производства; 4) неограниченность доходов; 5) новаторство | Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Она осуществляет свой риск и под свою имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. |
Существуют 3 основные формы предпринимательства:
1) единоличное предприятие - это предпринимательское дело одного человека.
2) партнерство - это правовая форма на пути объединения капиталов с целью максимизации прибыли (черты: 1) фиксированный состав участников; 2) долевое участие в предприятии; 3) участники несут личную имущественную ответственность).
3) корпорация — это форма бизнеса, основанная на долевом участии в капитале. Она выступает законченной формой обособления собственности от управления.
Условием эффективного функционирования современной рыночной экономики является многообразие форм собственности на факторы производства. В соответствии с действующим законодательством в РФ имеют место следующие экономические формы собственности:
Собственность - это отношения между людьми по поводу присвоения ими материальных и духовных благ и, прежде всего, средств производства. Под собственностью понимаются права на какие-то объекты, которыми владеет человек. Сущность собственности проявляется в отношениях присвоения, пользования и распоряжения.
Известный ученый-экономист П. Игнатовский, рассматривая сущность собственности, указывает: “Экономическое содержание собственности определяет перспективу материального богатства человечества, которая, в конечном счете, зависит от первичных производительных сил, рационального использования ресурсов природы, от роста производительности труда...”
Соответствующая форма собственности диктует определенные организационно-правовые типы предприятий. Законодательством РФ предусмотрены вполне конкретные формы предпринимательской деятельности предприятия, которые различаются по следующим признакам:
• наличие и способ формирования уставного капитала и имущества;
• характер ответственности учредителей по обязательствам предприятия;
• характер распределения и использования прибыли;
• организация управления;
• особенности налогообложения;
• Возможности привлечения дополнительных средств для финансирования.
Предприятие — это форма организации предпринимательской деятельности, которая выступает в качестве основного звена национальной экономики, осуществляющего непосредственный процесс производства. Кооперация, индивидуальное воспроизводство, обособление кругооборота капитала — есть характерные черты любого предприятия.
Коммерческие организации:
1. Хозяйственные товарищества:
а) полные - участники в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени Товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащего им имущества;
б) коммандитные или товарищества на вере, в которых в отличие от полного хозяйственного товарищества имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов, и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
2. Хозяйственные общества:
2.1. Общество с ограниченной ответственностью (0.0.0.) — уставный капитал разделен на доли, определенных учредительными документами размеров; участники 0.0.0. не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
2.2. Общество с дополнительной ответственностью — уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Солидарная ответственность означает ответственность единую для всех. Субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность пропорционально внесенного вклада.
2.3. Акционерное общество (А.О.) — уставный капитал разделен на определенное число акций; акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
А) открытое А. О. — участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Б) закрытое А. О. — акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
3. Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
4. Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть государственные и муниципальные предприятия. Унитарное— единое, неразделяемое на части.
В составе государственных предприятий есть и такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными “казенными” предприятиям и (например, предприятие “Монетный двор”). Таким образом, имеет место право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
Некоммерческие организации:
1. Общественные и религиозные организации – добровольные объединения граждан, соединяющихся на основе общности интересов (культурных, образовательных, оздоровительных...).
2. Фонды – не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, общественно полезные цели.
3. Учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Для перехода от “командной экономики” к рыночной системе требуется осуществить разгосударствление или приватизацию. Под разгосударствлением собственности понимается преобразование государственных предприятий в предприятия, основанные на других (негосударственных) формах собственности. Под приватизацией понимается процесс приобретения в собственность граждан или их объединений всех или части акций (паев) акционерных обществ и товариществ, а также предприятий.
Формы приватизации:
Купля-продажа предприятия:
А) продажа на аукционе — это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнения каких- либо условий по отношению к объекту приватизации. При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
Б) продажа на конкурсе — это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации в случае, если от покупателя требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации (сохранение профиля предприятия, числа рабочих мест и т.д.)
- коммерческий конкурс проводится в виде открытых аукционных торгов или в виде закрытого тендера;
- инвестиционный конкурс предполагает такую продажу государственных и муниципальных предприятий, когда от покупателя требуется осуществление инвестиционной программы.
2. Преобразование предприятия в акционерное общество с последующей продажей акций (большинство акций передается частным инвесторам, в т.ч. трудовому коллективу).
Все государственные и муниципальные предприятия по отношению к используемым способам приватизации в России разделяются на 3 группы.
1. Мелкие предприятия (со среднесписочной численностью работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1.01.92 г. менее 1 млн. руб.) подлежат продаже на аукционе (по конкурсу).
2. Предприятия (со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1.01.92 г. более 50 млн. руб.) приватизируются путем их преобразования в акционерные общества открытого типа. 3.Остальные предприятия могут быть приватизированы любым из установленных способов.
Проблемы приватизации:
1. Ваучерная приватизация не дала России среднего класса.
2. Начальная цена предприятия, как правило, занижена.
3. Трудности в техническом и финансовом отношениях.
Предприятия производят определенную продукцию, используя ограниченные ресурсы. Объем производимой продукции зависит от многих факторов, в том числе от степени освоения новых технологий, от использования факторов производства и их взаимозаменяемости. Фирмы одновременно выступают как покупатели и как продавцы средств производства, поэтому производственные фонды находятся в постоянном движении и обновлении. Всвоем движении они проходят 3 стадии и принимают 3 формы: денежную, производительную и товарную.
Движение стоимости факторов производства - через сферы производства и обращения: проходит З стадии и последовательно принимает производительную, денежную и товарную формы, есть кругооборот фондов.
Постоянно повторяющийся кругооборот фондов есть их оборот.
Время оборота = время производства + время обращения.
Скорость оборота измеряется числом оборота капитала:
Политика ускоренной амортизации | Амортизация – это перенос стоимости основных фондов в течение срока их службы на стоимость готовой продукции и аккумулирование ее в амортизационном фонде |
Амортизационный фонд предназначен для восстановления элементов основных фондов, выбывших из производственного процесса в силу физического и морального износа.
В процессе деятельности фирмы устанавливается зависимость между вводимыми в производственный процесс факторами и выходом продукции, которая описывается производственной функцией.
Производственная функция характеризует максимально возможный объем продукции, который может быть получен при данной комбинации ресурсов. |
Q = f (X1, X2 … Xn), где
Q – максимальный объем продукции,
X1, X2 … Xn – количество ресурсов.
Модификацией производственной функции является изокванта.
Изокванта – это кривая, геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции. |
График 5. Карта изоквант.
Специфика анализа деятельности предприятия зависит от периода времени, в течение которого реализуется производственная функция.
1. Краткосрочный период — в течение которого производственные факторы остаются фиксированными.
2. долгосрочный период — это отрезок времени, в течение которого можно внести изменения во все факторы производства.
На основании маркетинговых исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства товаров (услуг), которые будут доставляться на рынок. Значительное внимание при этом уделяют предстоящим затратам. Затраты производственных факторов есть издержки производства. Затраты в бухгалтерском смысле – есть затраты ресурсов, оцененных в фактических ценах их приобретения. Затраты в экономическом смысле – это затраты упущенных возможностей, т.е. та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способов использования затрачиваемых ресурсов.
Некоторые процессы производства и потребления сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, 14 внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии.
Полные общественные затраты на производство того или иного товара включают затраты предприятия, а также внешние затраты. Виды издержек и выручки предприятия можно проиллюстрировать в виде следующей таблицы:
Обозначение видов затрат и выручки С – затраты R – выручка Т – общие V – переменные Р – постоянные А – средние М – предельные | Виды затрат и выручки ТС — общие затраты ТVС — общие переменные затраты ТFС — общие постоянные затраты VС — переменные затраты FС — постоянные затраты АТС — средние общие затраты АVС – средние переменные затраты АFС — средние постоянные затраты МС – предельные затраты ТR — общая выручка МR — предельная выручка АR – средняя выручка | Формулы ТС = TVC + TFC при Q = 0; ТС = FC АС=ТС/Q – средние затраты АVС= VС/Q – средние переменные затраты АFС= FС/Q – средние постоянные затраты МС=АТС/DQ – предельные затраты ТR=Q*Р – общая выручка MR= DTR/DQ – предельная выручка AR=TR/Q – средняя выручка |
Закон убывающей производительности (отдачи) — при увеличении одного вида Затрат, при неизменности всех других видов затрат, прирост отдачи от этого переменного фактора начинает сокращаться. Дело в том, что в краткосрочном периоде, когда технологический процесс остается неизменным, а величина хотя бы одного фактора является фиксированной, неизбежно наступает такой момент, когда каждая новая вовлекаемая в производство единица переменного фактора будет обеспечивать меньшее увеличение выпуска продукции, чем предыдущая.
Показатели эффективности функционирования фирмы:
Общий показатель:
Рентабельность производства:
R – рентабельность производства;
Р – цена единицы продукции;
С – себестоимость единицы продукции;
Q – объем продукции;
Кав – авансированный капитал.
Факторы производства | Показатели эффективности использования факторов производства | Обратные показатели |
Рабочая сила | Производительность труда: | Трудоемкость производства: |
Средства производства | Фондоотдача: Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов | Фондоемкость: |
Предметы труда | Материалоотдача: М – затраты сырья, топлива, энергии и др. | Материалоемкость: |
Эффективное использование в случае: | увеличения | уменьшения |
Прибыль – это разница между выручкой и издержками. Существуют два подхода к понятию прибыли:
1. Бухгалтерский. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и денежными (явными) издержками.
2. Экономический. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и явными издержками плюс неявными издержками.
Цель фирмы – максимализация прибыли.
Валовая прибыль = Валовой доход – Валовые издержки.
Условия получения максимальной прибыли можно рассмотреть на основе маржинального (предельного) анализа.
Предельная прибыль = Предельный доход — Предельные издержки.
Принимая решение относительно роста производства, фирма может руководствоваться простым правилом: увеличивать производство до уровня, на котором предельный доход = предельные издержки.
Бывают ситуации, когда нужно поставить целью не максимизацию прибыли, а минимизацию убытка.
Элементы бухгалтерского учета
На предприятиях ведется бухгалтерский учет. Он представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. |
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность фирмы, а также: 1) имущество (хозяйственные средства, функционирующий капитал) организации; 2) обязательства организации (источники формирования ее имущества); 3) Хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.
Состав имущества организации
Источники формирования имущества организации
Хозяйственные операции можно подразделить на З фазы: операции процесса снабжения; операции процесса производства; операции процесса реализации.
Хозяйственные операции подвергаются первичной регистрации. Здесь важное значение имеют бухгалтерские счета и двойная запись. Счет имеет форму двухсторонней таблицы с указанием «дебет» и «кредит». В соответствии с делениями бухгалтерского баланса на актив и пассив различаются активные и пассивные счета бухгалтерского учета.
При изменениях в балансе, происходящих под влиянием хозяйственных операций, каждая операция вызывает равновеликие изменения в двух статьях баланса. Равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается. Это позволяет отражать хозяйственные операции на счетах способом двойной записи. Сущность этого способа состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов.
Хозяйственные средства и их источники постоянно движутся и изменяются, что находит свое отражение на счетах бухгалтерского учета. Баланс предприятия содержит информацию о его финансах на какую-либо дату, обычно на последний день года.
Балансовый отчет компании на 31.12.2000 г.
Таблица
Актив | Сумма | Пассив (собственный капитал плюс обязательства) | Сумма |
- Наличные | - Счета к оплате | ||
- Дебиторская задолженность | - Векселя | ||
- Запасы | - Закладные | ||
- Машины и оборудование | Итого заемного капитала: | ||
- Здание и земля | |||
Собственный капитал | |||
- Акции | |||
- Прибыль | |||
Итого собственного капитала | |||
Сумма: | Сумма: |
Приведенное равенство называется основным балансовым уравнением. В основе любого баланса лежит тождество: стоимость активов = стоимости всех обязательств + собственный капитал предприятия. Предприятие может закончить год и с убытками.
Счет прибылей и убытков компании ($)
Продажи | |
Издержки производства | -320300 |
Общая прибыль | |
Расходы | |
Амортизация | |
Торговые издержки | |
Административные расходы | |
Проценты по кредитам | |
Всего расходов | |
Доходы до выплаты итогов (балансовая прибыль) | 161,35 |
Налог | - 32200 |
Прибыль после выплаты налогов (чистая прибыль) | |
Дивиденды акционерам | - 50000 |
Нераспределенная прибыль |
Ценообразование на предприятии
В условиях рыночной экономики цены различаются по особенностям кулли-продажи товаров. Различаются:
• “базисная цена” используется для определения сорта или качества товаров (услуг) и согласовывается на переговорах между покупателем и продавцом;
• “фактурная цена” определяется условиями поставок, согласованными в контракте;
• цена” определяется в зависимости от вида товаров;
•“номинальная цена” — денежные цены товаров, публикуемые в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках;
• “оптовая цена” — цена, по которой товар поставляется крупными партиями;
• “договорная цена” — устанавливается по согласованию сторон на определенные объемы продукции и сроки ее поставки, в течение которых цена не должна меняться;
• “свободная оптовая цена предприятия” на продукцию производственно-технического назначения
СОЦПптн = С + П + НДС, где (12)
С -себестоимость изделия;
П — прибыль от реализации изделия;
НДС — налог на добавленную стоимость.
- “Свободная розничная цена”
СРЦптн = С + П + НДС + Нс + Нi ,где (13)
Нi — торговая надбавка;
Нс — снабженческо-сбытовая наценка.
- “Свободная цена на товары народного потребления”
СЦтнп = С + П + НДС + А, где (14)
А — акции по установленной ставке.
- “Закупочная цена” на товары народного потребления”
ЗЦтнп = С + П + НДС + А + Нс, где
Нс — снабженческо-сбытовая наценка. (15)
- “Свободные розничные цены” на отечественные товары народного потребления
СРЦтнп = С + П + НДС + А + Нс + Нi (16)
- “Свободные оптовые цены” на импортную продукцию”
СОЦимп = ЦФ + П + Нимп, (17)
ЦФ – фактурная стоимость товара; П – пошлина; Нимп – налог на импорт.
- “Свободные розничные цены” на импортные товары народного потребления”
СРЦимп = СОЦимп +Нi =ЦФ + П + Нимп + Нi. (18)
ТЕМА 7. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
Примерный план лекции:
1. Понятие о структуре рынка.
2. Поведение фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
З. Антитрестовское законодательство.
В данной теме вначале необходимо выяснить характеристику четырёх основных моделей рынка: совершенную (чистую) конкуренцию, чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. Затем рассмотреть поведение фирмы в условиях той или иной модели в краткосрочном и в долгосрочном периодах, проанализировать антитрестовский кодекс США и антимонопольное законодательство Российской Федерации.
Дальнейшее изучение рынка предполагает анализ различных типов рыночных структур. Очевидно, что решения продавцов (покупателей) о цене и объёме производства товаров будут различные в зависимости от той или иной модели рынка. Рассмотрим следующую классификацию моделей рынка. Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если не один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной. В целом основные черты четырёх моделей рынка можно представить в виде следующей таблицы.
Характерные черты четырех основных моделей рынка.
Характеристика | Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Число фирм | Очень большое | Достаточно большое | Несколько | Одна | |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный | |
Контроль над ценой | Нет | Некоторый, но в узких рамках | Ограниченный взаимозависимостью | Значительный | |
Условия вступления в отрасль | Препятствий нет | Достаточно легкие | Существенные препятствия | Блокировано | |
Неценовая конкуренция | Нет | Реклама, торговые знаки | Очень типична. Особенно при дифференцированном продукте | Реклама. Связи фирмы с общественными организациями | |
Методы маркетинга | Рыночный обмен, аукцион | Реклама, конкуренция качества, административные цены | То же | Реклама для развития отношений с общественностью | |
Примеры | Сельское хозяйство | Производство обуви, одежды, розничная торговля | Производство стали, автомобилей, бытовых приборов | Местные предприятия общественного пользования |
Сопоставляя издержки и доходы, фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна следовать правилу предельного выпуска и правилу закрытия. Правило предельного выпуска гласит, что фирма должна поддерживать такой уровень производства, при котором предельные издержки равны предельной выручке.
Правило закрытия гласит, что фирма закрывается, если экономическая прибыль меньше нуля при любом объёме производства. Эти правила носят общий характер для всех моделей рынка.
В краткосрочном периоде фирма сопоставляет выручку только с переменными издержками. Напоминаю, что краткосрочный период, в отличие от долгосрочного, недостаточный для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из неё.
Проблемный вопрос: как фирма определяет объём производства в краткосрочном периоде?» для этого существуют 2 пути (подхода).
1. Фирма сравнивает свой валовой доход при различных объёмах производства с валовыми издержками, при которых будет достигнут максимальный объём прибыли.
2. В условиях функционирования фирма должна решать вопрос о том, во что ей обойдётся и что даст производство ещё одной дополнительной единицы продукции? В какой пропорции расширение производства увеличит доход и издержки?
Фирма будет сравнивать предельный доход и предельные издержки. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит расширять объем выпуска. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство предельного дохода и предельных издержек.
МР = МС
Определение | Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска |
Необходимо запомнить! Как только прирост издержек начнет превышать прирост дохода, фирма перестанет производить дополнительную продукцию. Эта закономерность присуща всем фирмам, независимо от модели рынка.
Возможны 3 варианта, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции:
График 6. Максимализация прибыли фирмой в условиях совершенной конкуренции.
Фирма производит продукцию в объеме Q0, при котором достигается равенство цены (предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС).
Фирма получает прибыль, поскольку Р0 превышает минимальные средние валовые издержки (АТС). Заштрихованный прямоугольник показывает размер этой прибыли.
График 7. Минимизация убытков фирмой в условиях совершенной конкуренции
Если рыночная цена упала до Р1 и стала ниже минимума средних валовых издержек фирмы (АТС), но выше минимума средних переменных издержек (АУС), то в этом случае фирма продолжит производство в объёме, который позволит максимально сократить возникшие убытки и хотя бы частично возместить постоянные издержки (затраты на аренду помещений, оборудование и т.п.). Потери показаны заштрихованным прямоугольником.
График 8. Соотношение цены и издержек, когда единственным выходом для фирмы является прекращение деятельности.
Рыночная цена снизилась до уровня Р2 и оказалась ниже минимальных средних переменных издержек. В этом случае фирма не сможет возместить даже части своих постоянных затрат и единственным выходом дня неё станет прекращение производства.
Возрастающая отдача от масштаба — это снижение средних издержек производства в долгосрочном периоде по мере того, как фирма увеличивает свой объём производства (эффект массового производства).
Убывающая отдача от масштаба — это увеличение средних издержек производства в долгосрочном периоде по мере того, как фирма увеличивает свой объём производства.
Постоянная отдача от масштаба — это неизменность долгосрочных средних издержек при увеличении (уменьшении) объёма выпуска. Отдача от масштаба определяется производственной функцией.
Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
Монополия
Чистая монополия означает такой рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль других фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Отсутствует дифференциация продукции. Условно можно выделить 3 категории монополии (некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополий):
1.Закрытая монополия, которая защищена от конкуренции юридическим и организациями, патентной защитой, институтом авторских прав.
2. Естественная монополия — отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок (монополии, владеющие уникальными природными ресурсами).
3. Открытая монополия — фирма временно становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой защитой от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией).
Максимизируя свою прибыль, монополист следует тому же принципу, что и любая фирма: производить такое количество продукции, чтобы предельные издержки были равны предельной выручке, и прекращать производство, когда средние издержки выше средней выручки при любом объёме выпуска.
График 9. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом.
Монополист влияет на цену продаваемой продукции, изменяя объём производства в соответствии с убывающей функцией рыночного спроса. Отсюда — большая или меньшая рыночная власть монополиста. Монополия ограничена в своих действиях условиями рыночного спроса. Чем выше эластичность спроса, тем меньше доля монопольной прибыли в цене. Эту цену называют индексом Лернера. Монополист практикует ценовую дискриминацию, когда он продаёт товар, для которого дальнейшая перепродажа затруднена, и когда имеет возможность дифференцировать потребителей. Тогда монополист делит рынок на сегменты и продаёт в каждом из них столько продукции, на сколько это максимизирует прибыль.
Монополия снижает экономическую эффективность. Причины:
1. Не достигается максимальная производственная эффективность, так как объём производства у монополиста ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена выше. В результате ресурсы общества используются не в полном объёме, при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится.
2. Монополист не стремится к снижению издержек, к использованию достижений НТП.
3.Огромные средства тратятся на укрепление рыночной власти.
Равновесие для монополистического конкурента
В краткосрочном периоде равновесное состояние на рынке достигается при равенстве МС = МR, где МС — предельные издержки; МR — предельный доход. В этом случае фирма продаёт товары по самой высокой цене возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма получает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несёт потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль.
Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.
Долгосрочные средние издержки равны цене Р1. Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издержек, равновесие отсутствует. В данной модели рынка устанавливаются более высокие цены, и уменьшается объём производства по сравнению с чистой конкуренцией.
Олигополия.
В отличие от других рыночных структур не существует универсальной теории олигополии. Основателем теории является французский математик и экономист Августин Курно. Каждая фирма, считал Курно, предпочитает такое количество продукции, которое максимизирует её прибыль. При этом объём продаваемых товаров у конкурентов остаётся неизменным.
График 10. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Выводы Курно: 1) для любой отрасли существует равновесие между объёмом продаж и ценой товара. 2) цена равновесия зависит от числа продавцов.
Модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается по мере увеличения числа продавцов.
Э. Чемберлин (американский экономист) выдвинул положение о взаимозависимости производителей. Фирмы-олигополисты стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одна из форм такой координации - лидерство в ценах. Суть: изменения в ценах происходят под воздействием фирмы-лидера, остальные фирмы следуют в ценовой политике за ней.
Три типа ценового лидерства: а) лидерство доминирующей фирмы (когда фирма контролирует не менее 50 % производства); б) тайный сговор о лидерстве (коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм); в) барометрическое лидерство (частые смены лидера и непредсказуемость действий олигополистов).
Картель — как сговор олигополистов об уровне цен, объёмах производства и распределении рынков по своему характеру неустойчив, к тому же во многих странах считается незаконным.
Продавцы могут назначать разные цены для различных покупателей, осуществляя ценовую дискриминацию. Различают дискриминацию:
- личную, когда цены назначаются в зависимости от уровня доходов покупателей;
- групповую, когда цены снижаются только на рынке, который обслуживается конкурентом;
- продуктовую, когда различия в пене превышают различия в издержках под предлогом различия качества товара.
Формы конкурентной борьбы у олигополистов → (неценовые) повышение качества товаров, их дифференциация, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов.
В книге Дж. Неймана и О. Монгерстерна «Теория игр и экономическое поведение», представлено стратегическое равновесие олигополистов (равновесие Нэша) — как результат учёта интересов всех других олигополистов.
Антимонопольное законодательство
В США в 1890 году был принят закон Шермана, который объявил незаконной монополизацию торговли и всякого рода “сговор по ограничению торговли”. Затем в 1914 году появился Закон Клейтона и федеральной комиссии по торговле.
Уния — союз. В результате была запрещена ценовая дискриминация, направленная на ослабление конкуренции и связывающие контракты, которые обязывали покупателя или продавца иметь дело только с определённым торговым партнёром. Закон запретил личную унию, направленную на ослабление конкуренции. Незаконными становятся монополизация и сама монополия. Закон защищал малый бизнес, который был затем усилен в законе Робинсона Пэтмона (1936 год). В 1950 году был принят закон о запрещении мергеров Селлера — Кефовера.
В основе антимонопольной политики лежит идея, согласно которой краткосрочные убытки монопольного ценообразования более весомы по сравнению с долгосрочными выгодами от растущих инноваций. Антимонопольное законодательство в Российской Федерации также направлено на защиту конкуренции, ослабление и запрещение монополизма.
К преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Наказуемо ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, установления или поддержка единых цен.
ТЕМА 8. РЫНОК РЕСУРСОВ
Примерный план лекции:
1. Спрос на ресурсы.
2. Предельная доходность и предельные издержки ресурса.
3. Оптимизация издержек при двух переменных факторах.
В этой теме необходимо раскрыть особенности функционирования рынка ресурсов, на котором обращаются промежуточные товары, подлежащие дальнейшей переработке. Известная специфика проявляется как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Важную значимость имеет правило использования ресурсов. Для того, чтобы организовать производство продукции, предприятие вынуждено обращаться на рынок ресурсов: капитала, труда и земли. На рынке ресурсов обращаются преимущественно промежуточные товары и услуги, т.е. товары и услуги, покупаемые с целью производства иных товаров и услуг.
В разграничении рынков на товарные и ресурсные заложен определенный смысл. Во-первых, цены на производственные ресурсы определяют доходы собственников этих ресурсов. Каждый владелец из производственных факторов получает доход в определенной форме зарплаты, ренты, прибыли, процента. Во-вторых, полученные доходы население тратит на рынке товаров и услуг, поэтому состояние рынка ресурсов определяет функционирование рынка товаров и услуг. В-третьих, цены на отдельные факторы производства во многом предопределяют процесс распределения ограниченных ресурсов. В результате создается возможность контроля за их наиболее эффективным использованием.
Анализ рынка ресурсов осуществляется в рамках совершенной или чистой конкуренции, когда предприятие выступает в роли продавца и в роли покупателя и не может оказать воздействие на цены выпускаемой продукции и на цены приобретаемых ресурсов.
Особенности спроса на ресурсы:
1. Спрос на ресурсы принято называть производным спросом в отличие от спроса на обычные товары и услуги. Это связано с тем, что изменение спроса на ресурсы в конечном счете зависит от изменения потребительского спроса.
2. Другой фактор, оказывающий влияние на спрос на ресурсы – это эффективность их использования, для товаропроизводителя ресурсы трансформируются в издержках производства. Чем ниже цена факторов производства и чем выше их производительность, тем меньшие издержки несет предприятие и тем больший предельный продукт получает.
3. Кривые спроса на ресурсы выражают известную функциональную зависимость спроса от цены.
График 11. Кривые спроса на ресурс.
Изменение в количестве требуемого ресурса (величины спроса) вследствие изменения цены приводят к перемещению из одной точки в другую на одной и той же кривой устойчивого спроса на ресурс. Важнейшими факторами, оказывающими воздействие на эластичность спроса на ресурс, являются динамика предельного продукта конкретного ресурса, степень возможности ресурсозамещения, эластичность спроса на продукт, “вес” ресурса в общих издержках производства. Так, например, по мере сокращения “веса” фактора производства в общих издержках эластичность спроса на данный фактор снижается и, наоборот, по мере нарастания “веса” ресурса в общих издержках производства эластичность спроса на ресурс повышается.
Сдвиг кривой спроса на ресурс происходит под влиянием следующих факторов: а) изменение спроса на продукт; б) изменение производительности ресурса; в) изменение цен на другие ресурсы (взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы).
Особенности предложения на ресурсы:
1. Повышение или снижение цен на ресурс вызывает его соответствующее поступление на рынок, несмотря на их ограниченность.
2. Объем предложения ресурсов есть оптимальный объем производства, выбираемый фирмой, максимизирующей прибыль, на рынке совершенной или несовершенной конкуренции. Сложение объемов производства по всем фирмам отрасли даст суммарное предложение ресурса.
3. Некоторые факторы производства поставляются н