Финансовый рычаг (леверидж). Эффект финансового левериджа

Эффект операционного рычага (левериджа)

Левериджв приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:

- финансовый;

- производственный (операционный);

- производственно-финансовый;

Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Операционный леверидж – это потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация).

Таким образом, понятие операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом операционного левериджа.

Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности. Расчет эффекта операционного рычага производится по формуле 16.10.

 

, либо , (16.10)

 

где ЭОР – эффект операционного рычага.

 

Операционный рычаг показывает насколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Эффект операционного левериджа заключается в том, что изменение выручки от реализации (выраженное в процентах) всегда приводит к более сильному изменению прибыли (выраженному в процентах). Сила воздействия операционного левериджа является мерой предпринимательского риска, связанного с предприятием. Чем она выше, тем больший риск несут акционеры.

Найденное с помощью формулы значение эффекта операционного левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу (16.11):

 

, (16.11)

 

где D ВР – изменение выручки в %; D П – изменение прибыли в %.

 

Таким образом, эффект операционного левериджа показывает степень чувствительности прибыли к изменению объема продаж. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение объема продаж приводит к существенному изменению прибыли.

Пример. Организация осуществляет деятельность по ксерокопированию. Цена 1 ксерокопии – составляет 1400 рублей. Х – объем производства, штук. Y – общие затраты на производство и реализацию продукции, руб. В – выручка от реализации продукции, руб. П – прибыль от реализации продукции, руб. С – себестоимость единицы продукции, руб. а – сумма постоянных затрат, руб. b – удельные переменные затраты (переменные затраты на единицу продукции), руб. Р – рентабельность реализованной продукции, %. ЗФУ – запас финансовой устойчивости, %. ЭФЛ – эффект финансового левериджа. МД – маржинальный доход, руб.

Требуется.

1. Дифференцировать (разделить) затраты на переменные и постоянные алгебраическим способом.

2. Рассчитать показатели, представленные в таблице 16.3.

 

Таблица 16.3 – Исходные данные для проведения расчетов

Период Объем производства, шт (Х) Общие затраты, тыс. руб. (Y) Цена (Ц), руб. Выручка от реализации, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Себестоимость ксерокопии, руб. Маржинальный доход, тыс. руб. Рентабельность реализованной продукции, % Запас финансовой устойчивости, % Эффект операционного рычага
             
             

 

Используя алгебраический метод, при наличии информации о двух точках объема продукции в натуральном выражении (х1 и х2) и соответствующих им затратах (y1 и y2), рассчитаемпеременные затраты на единицу продукции (b) по формуле 16.3:

 

 

 

Узнав переменные затраты на единицу продукции (стоимость листа бумаги, порции тонера), рассчитаем сумму постоянных затрат (а):

 

 

 

Уравнение затрат для данного примера будет иметь вид:

 

Y = 6000000 + 400х.

 

По этому уравнению можно спрогнозировать общую сумму затрат для любого объема производства в заданном релевантном ряду.

Далее рассчитаем запас финансовой устойчивости ЗФУ, для чего изначально определим точку безубыточности в стоимостном выражении (Тб) по формуле 16.7:

 

 

 

Для определения запаса финансовой устойчивости, который необходимо рассчитать как для первого, так и для второго периода, воспользуемся формулой 16.9:

 

 

 

 

Результаты расчетов запаса финансовой устойчивости, например, для первого периода, свидетельствует о том, что организация может снижать объемы реализации продукции при заданных условиях до 40% и при этом находиться вне зоны убытков. Снизив объем реализации на 40%, организация обеспечит себе безубыточный объем продаж. Снижение объема продаж свыше, чем на 40% приведет к тому, что организация начнет нести убытки.

Расчет эффекта операционного рычага для первого и второго периода произведем по формуле 16.10.

 

 

 

Расчет эффекта операционного рычага для первого периода можно произвести также по формуле 16.11.

 

 

 

Полученное значение ЭОР равное 2,5 свидетельствует о том, что в первом периоде изменение объема продаж на 1% приведет к изменению прибыли от реализации на 2,5%.

 

Сведем полученные результаты в таблицу 16.4.

 

Таблица 16.4 – Результаты расчетов

Период Объем производства, шт (Х) Общие затраты, тыс. руб. (Y) Цена (Ц), руб. Выручка от реализации, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Себестоимость ксерокопии, руб. Маржинальный доход, тыс. руб. Рентабельность реализованной продукции, % Запас финансовой устойчивости, % Эффект операционного рычага
40,0 40,0 2,50
75,0 60,0 1,67

 

Одна из главных задач управления финансами предприятия – максимизация уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска – реализуется различными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является «финансовый леверидж».

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. По-другому можно сказать, что финансовый леверидж (в некоторых источниках встречается и название «финансовый рычаг») представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле (16.12):

 

(16.12)

 

где ЭФЛ – эффект финансового левериджа,%;

Снп – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

Ра – коэффициент рентабельности активов (отношение прибыли к средней стоимости активов), %;

ПК – средний размер процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала, %;

ЗК – средняя сумма заемного капитала;

СК – средняя сумма собственного капитала.

 

Рассматривая приведенную формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие:

1. Налоговый корректор финансового левериджа (1 – Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

2. Дифференциал финансового левериджа (Ра – ПК), который характеризует разницу между коэффициентом рентабельности активов и средним размером процентов за кредит.

3. Коэффициент финансового левериджа (ЗК/Ск), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.

Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, т.к. ставка налога на прибыль устанавливается законодательно. Вместе с тем, в процессе управления финансовым левериджем дифференцированный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:

Если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;

Если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли;

Если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли;

Если дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли.

В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуру производства (а соответственно и на состав прибыли по уровню ее налогообложения), можно снизив среднюю ставку налогообложения прибыли повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его эффект.

Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию). Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

В связи с высокой динамичностью этого показателя он требует постоянного мониторинга в процессе управления эффектом финансового левериджа. Этот динамизм обусловлен рядом факторов.

Прежде всего, в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка (в основном, сокращения объема предложения на нем свободного капитала) стоимость заемных средств может резко вырасти, превысив уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия.

Кроме того, снижение финансовой устойчивости предприятия в процессе повышения доли используемого заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличивать уровень ставки процента за кредит с учетом включения в нее премии за дополнительный финансовый риск. При определенном уровне этого риска (а соответственно и уровне общей ставки процента за кредит) дифференциал финансового левериджа может быть сведен к нулю (при котором использование заемного капитала не даст прироста рентабельности собственного капитала) и даже иметь отрицательную величину (при которой рентабельность собственного капитала снизится, т.к. часть чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом, будет уходить на обслуживание используемого заемного капитала по высоким ставкам процента).

Наконец, в период ухудшения конъюнктуры товарного рынка сокращается объем реализации продукции, а соответственно и размер валовой прибыли предприятия от операционной деятельности. В этих условиях отрицательная величина дифференциала финансового левериджа может формироваться даже при неизменных ставках процента за кредит за счет снижения коэффициента валовой рентабельности активов.

Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа по любой из вышеприведенных причин всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.

Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который мультиплицирует положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения дифференциала, При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала.

Таким образом, при неизменном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли, т.е. в некоторых случаях цена привлечения заемного капитала может оказаться выше, чем цена привлечения капитала из собственных источников.

Для демонстрации воздействия данные о деятельности трех фирм (таблица 16.3).

 

Таблица 16.3 – Исходные данные для расчета эффекта финансового левериджа

Показатель Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3
1.Источники формирования имущества, млн. руб., в том числе
2. Собственный капитал, млн. руб.
3. Обязательства, млн. руб.
4. Ставка за кредит и займы (ПК), %
5. Плата за заемный капитал, млн. руб.
6. Выручка от реализации, млн. руб.
7. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.
8. Прибыль от реализации, млн. руб.
9. Налог на прибыль (Нпр), (18%), млн. руб. 360,0 313,2 289,8
10. Чистая прибыль 1640,0 1426,8 1320,2
11. Рентабельность собственных средств по чистой прибыли, % 54,67 71,34 88,01
12. Темп прироста рентабельности собственных средств (по отношению к фирме 1) , % , 130,5 123,4
13. Рентабельность активов по чистой прибыли (РА), % 54,67 47,56 44,01
14. Темп прироста рентабельности активов (по отношению к фирме 1) , % - -13,00 -7,47
15. Соотношение заемных и собственных средств - 0,5 1,0
16. Эффект финансового рычага, п.п. - 16,67 33,35

 

Как видно из таблицы 16.3 эффект финансового рычага, проявляющийся в данном случае в увеличении рентабельности собственного капитала за счет использования заемного, составил для Фирмы 2 – 16,67 процентных пункта, для Фирмы 3 – 33,35.

Оценить влияние заемного капитала на рентабельность собственного капитала можно также используя формулу 16.12. В этом случае эффект финансового рычага для первой фирмы (ЭФЛ1) составит:

 

 

Соответственно для Фирмы 2 ЭФЛ2 составит: