Сущность и виды финансового планирования и прогнозирования

Финансовое планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на разработку системы финансовых планов и плановых показателей (нормативов) по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности.

Финансовое планирование – важная составная часть планирования деятельности предприятия в целом. Основным его назначением является расчет потребности в денежных средствах, необходимых для финансирования расходов и выполнения обязательств, объема и структуры затрат, определение эффективности деятельности предприятия. Финансовое планирование на предприятии включает разработку различных финансовых планов и расчетов в целях управления финансами.

Основные задачи финансового планирования:

- обеспечение производственной и инвестиционной деятельности предприятия необходимыми финансовыми ресурсами;

- установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями и др.;

- выявление путей эффективного вложения средств, оценка степени рациональности их использования;

- выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- осуществление контроля за формированием и расходованием платежных средств.

Выделяют стратегическое (перспективное), текущее и оперативное финансовое планирование.

Финансовый план – обобщающий финансовый документ, отражающий прогноз поступления и расходования денежных средств на текущий (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 года) периоды.

Основополагающими разделами финансового плана являются смета объема реализации продукции; баланс денежных поступлений и расходов; план прибылей и убытков; плановый бухгалтерский баланс.

Существуют следующие виды планов:

1. Стратегические планы – планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.

2. Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

3. Оперативные планы – это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).

Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов – составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции, могут нести информацию только о расходах или доходах (бюджет производства, закупки сырья и материалов, продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем.

Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью – расчет потребностей во внешнем финансировании.

Основные этапы прогнозирования потребностей финансирования:

- составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами;

- составление прогноза переменных затрат;

- составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж;

- расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников. Первый этап осуществляется на основе маркетинговых исследований. Остальными занимаются финансисты.

Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из них основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана.

По второму методу все вычисления делаются на основе следующих предположений:

- переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.

- процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличных недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.

- долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды.

Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов (собственного капитала и обязательств) не хватает, чтобы покрыть необходимые активы – это и будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.

Таким образом, потребность во внешнем финансировании будет тем больше, чем больше нынешние активы, темп прироста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы (собственный капитала и обязательства) и «чистая» рентабельность реализованной продукции.

Финансовое планирование на предприятии осуществляется в разрезе трех основных его подсистем (таблица 15.1).

 


Таблица 15.1 – Подсистемы финансового планирования

Подсистемы финансового планирования Плановый финансовый документ Характеристика Период планирования Основной метод
Перспективное финансовое планирование Прогноз развития предприятия Часть общей стратегии экономического развития предприятия, формирующая систему долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижений. В рамках прогноза разрабатывается общая концепция финансового развития и финансовая политика предприятия по отдельным аспектам финансовой деятельности 3-5 лет Метод процента от реализации (рассмотрен ниже)
Текущее финансовое планирование Финансовый раздел бизнес-плана развития предприятия Служит конкретной программой по мобилизации всех видов ресурсов для осуществления организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных в прогнозе развития предприятия, а также обоснованием возможности сбалансированного, с точки зрения финансов, развития предприятия в течение года 1 год (с разбивкой по кварталам и месяцам) Метод доходов и расходов, баланса денежных потоков (оценка синхронности поступления и расходования денежных средств для обеспечения достаточности на отдельном временном отрезке денежных поступлений)
Генеральный бюджет предприятия Используется как средство управления деятельностью предприятия, контроля за реальным состоянием дел и сопоставления его с целями и задачами, заложенными в стратегии развития предприятия. Генеральный бюджет – это система взаимосвязанных бюджетов, представляющая в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в прогнозном (планируемом) периоде. Бюджет – это составляющая финансового плана, которая отражает поступление и расходование средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Все бюджеты предприятия составляются на основе ожидаемого объема продаж Метод прироста (на предстоящий период закладываются данные о расходах и доходах за предыдущий период. Затем эти данные корректируются с учетом возможного изменения цен, а также возможного изменения объёма реализации продукции. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста расходов и доходов от достигнутого уровня деятельности)
Оперативное финансовое планирование Скорректированные бизнес-план развития и генеральный бюджет предприятия Оперативное уточнение показателей бизнес-плана развития и генерального бюджета предприятия с учетом текущего состояния дел и необходимости достижения поставленных в прогнозных документах целей 1 месяц (с ежедневной, недельной или декадной разбивкой) Оптимизация денежных потоков
Платежный календарь Платежный календарь – это график поступлений средств и платежей компании. С его помощью осуществляется управление денежными потоками компании и контролируется их исполнение.
Кассовый план Кассовый план – это план оборота наличных денег предприятия. Он представляется в учреждение банка, с которым у предприятия заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании. Кассовый план обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их использованием. При этом вводится норматив остатка наличных денег в кассе (лимиты), который при необходимости может пересматриваться. 1-й квартал

15.2. Перспективное финансовое планирование методом «процент от реализации»

Исходной точкой перспективного финансового планирования является финансовое прогнозирование. Сущность финансового прогнозирования состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия и отдельных его показателей – прибыли, доходов от ценных бумаг и других на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможного состояния объекта в будущем. Прогнозирование базируется на разработке альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при сложившихся тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансовой ситуации

Подготовка прогноза развития предприятия заключается в разработке плана о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и прогноза движения денежных средств. В процессе их составления чаще всего используется метод процента от реализации.

Суть данного метода заключается в определении прогнозных значений показателей финансовой деятельности исходя из достигнутого уровня в предшествующем планируемому периоду, при корректировке их в меру роста объема продаж и предварительном определении меры их зависимости от последнего.

Степень зависимости отдельных показателей от объема продаж определяется в процессе анализа отчетных данных за ряд лет, предшествующих плановому периоду.

Пример.Маркетинговая (планово-экономическая) служба предприятия дала прогноз, что темп роста выручки от реализации на планируемый год составит 150% и достигнет 750 млн. руб.

Условно принимается (для простоты расчетов), что все показатели финансового плана, отраженные в отчете о прибылях и убытках и бухгалтерском балансе за год, предшествующий планируемому и зависящие от объема продаж, изменяются в плановом периоде прямо пропорционально изменению объема продаж.

Финансовый план-прогноз предприятия будет иметь вид (таблицы 15.2-15.3).

Таблица 15.2 – План отчета о прибылях и убытках

№ п/п Показатели Зависимость от объема продаж Сумма, млн. руб.
Год предшествующий планирумому Планируемый год
Выручка от реализации продукции Темп роста 150%
Себестоимость реализованной продукции (прямые расходы на производство продукции) Зависящие 400×1,5 = 600
Валовая прибыль (стр. 1 – стр. 2) Расчетно
Управленческие расходы Не зависящие
Расходы на реализацию Расчетно 10×1,5 = 15
Прибыль от реализации продукции (стр. 3 – стр. 4 – стр. 5) Расчетно
Выплата процентов за пользование заемными средствами Не зависящие
Прибыль до налогообложения (стр. 6 – стр. 7) Расчетно
Налог на прибыль (18%) Расчетно 5,4 13,5
Чистая прибыль Расчетно 24,6 61,5
Дивиденды (40% от чистой прибыли) Расчетно 9,8 24,6
Нераспределенная прибыль (стр. 10 – стр. 11) Расчетно 14,8 36,9

 

Таблица 15.3 – Планируемый бухгалтерский баланс

№ п/п Наименование статьи Зависимость от объема продаж Сумма, млн. руб.
Год, предшествующий планируемому Планируемый год,
АКТИВ
Долгосрочные активы Не зависящие
Краткосрочные активы – всего Расчетно
В том числе: Запасы Зависящие
Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам Зависящие
Краткосрочная дебиторская задолженность Зависящие
Денежные средства и их эквиваленты Зависящие
БАЛАНС Расчетно
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Уставный капитал Не зависящие
Нераспределенная прибыль Расчетно 48 + 37 = 85
Долгосрочные обязательства Не зависящие
Краткосрочные обязательства – всего Расчетно
В том числе: Краткосрочные кредиты и займы Не зависящие    
Кредиторская задолженность поставщикам Зависящие
Задолженность по заработной плате с отчислениями, налогами Зависящие
БАЛАНС Расчетно
Дефицит источников финансирования Расчетно -

 

По своей сути дефицит источников финансирования это прирост чистого оборотного капитала. В соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158 «Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 июля 2012 годапри планировании общих инвестиционных затрат отдельно рассчитывается потребность в чистом оборотном капитале в первый период (год) реализации проекта и (или) его последующем приросте, учитываются структурные изменения в производстве, которые могут возникнуть на эксплуатационной стадии проекта.

Расчет потребности в чистом оборотном капитале выполняется в соответствии с таблицей 15.4.

 

Таблица 15.4 – Расчет потребности в чистом оборотном капитале

(валюта расчета)

№ п/п Наименование показателя На начало базового периода (года) На конец базового периода (года) На конец периода (года) реализации проекта
t
Краткосрочные активы            
1.1 Материалы            
  запас материалов в днях            
  размер однодневной суммы затрат на материалы            
1.2 Незавершенное производство            
  запас незавершенного производства в днях            
  размер однодневной суммы затрат на производство и реализацию продукции            
1.3 Готовая продукция и товары            
  запас готовой продукции и товаров в днях            
  размер однодневной суммы затрат на производство и реализацию продукции            
1.4 Товары отгруженные            
  запас товаров отгруженных в днях            
  размер однодневной суммы затрат на производство и реализацию продукции            
1.5 НДС по приобретенным товарам, работам, услугам            
1.6 Дебиторская задолженность            
отсрочка в поступлении платежей в днях            
размер однодневной суммы выручки от реализации продукции            
1.7 Денежные средства для расчета чистого оборотного капитала            
1.8 Прочие краткосрочные активы            
1.9 Итого краткосрочные активы (сумма стр. 1.1 - стр. 1.8)            
1.10 Прирост краткосрочных активов (по стр. 1.9)            
Кредиторская задолженность            
2.1 Поставщикам, подрядчикам, исполнителям            
  отсрочка по оплате платежей в днях            
  размер однодневной суммы материальных затрат            
2.2 Исключена            
2.3 По оплате труда, расчетам с персоналом            
  отсрочка расчетов по оплате труда в днях            
  размер однодневной суммы расходов на оплату труда            
2.4 По налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению            
  отсрочка расчетов по уплате налогов и сборов в бюджет в днях            
  размер однодневной суммы налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет            
2.5 Прочая кредиторская задолженность            
2.6 Прочие краткосрочные обязательства            
2.7 Итого кредиторская задолженность (сумма стр. 2.1 - стр. 2.6)            
2.8 Прирост кредиторской задолженности (по стр. 2.7)            
Чистый оборотный капитал (стр. 1.9 - стр. 2.7)            
Прирост чистого оборотного капитала (по стр. 3)            

Примечания:

1. По строке «Денежные средства для расчета чистого оборотного капитала» указывается необходимый минимальный остаток денежных средств для осуществления текущих платежей.

2. Количество дней запаса, отсрочки расчетов и предоплаты по краткосрочным активам и кредиторской задолженности обосновывается в текстовой части бизнес-плана.

3. При определении задолженности поставщикам, подрядчикам, исполнителям используется сумма материальных затрат с учетом НДС по приобретенным материальным ресурсам.

При этом размер краткосрочных активов определяется исходя из сложившегося уровня обеспеченности организации краткосрочными активами, планируемых изменений производственной программы, а также возможностей обеспечения их оптимальной величины. Размер кредиторской задолженности регулируется с учетом накопительного остатка денежных средств и уровня платежеспособности организации, контролируемого при составлении расчетов по коэффициенту текущей ликвидности. В случае, если коэффициенты текущей ликвидности принимают значения меньше нормативного, накопительный остаток денежных средств (кроме минимального остатка денежных средств на расчетном счете организации) должен быть использован на уменьшение кредиторской задолженности и возврат краткосрочных и долгосрочных кредитов (займов).

Расчет количества дней запаса (текущего и страхового) по соответствующему элементу краткосрочных активов, а также дней отсрочки платежей (предоплаты) при расчетах с кредиторами и дебиторами на начало (конец) базового периода (года) (ДБэ) осуществляется по формуле 15.1:

 

15.1

где ЗБэ – сумма запаса (текущего и страхового) соответствующего элемента краткосрочных активов, а также отсроченных платежей (предоплаты) при расчетах с кредиторами и дебиторами (далее – значение элемента краткосрочных активов и обязательств) на начало (конец) базового периода (года) из бухгалтерского баланса организации за анализируемые периоды;

СДРэ – сумма доходов (выручка от реализации продукции), расходов организации (затраты на производство и реализацию продукции, на сырье и материалы, расходы на оплату труда, налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет, другие составляющие затрат) за период (год), используемая при расчете значений элементов краткосрочных активов и обязательств.

Расчет однодневной суммы доходов (расходов) организации на начало (конец) базового периода (года), на конец периода (года) реализации проекта (СОэ) осуществляется по формуле 15.2:

 

15.2

 

 

Количество дней запаса (текущего и страхового) по соответствующему элементу краткосрочных активов, дней отсрочки платежей (предоплаты) при расчетах с кредиторами и дебиторами на конец периода (года) реализации проекта (ДРэ) определяется экспертно, путем анализа показателя ДБэ и особенностей материально-технического обеспечения организации при реализации проекта (с учетом изменений в структуре производства, периодичности и объемов закупки сырья и материалов и других факторов).

При этом приводятся детальные обоснования подходов при определении показателя ДРэ, а также значений элементов краткосрочных активов и обязательств, рассчитываемых экспертно либо по иным методикам.

Расчет значений элементов краткосрочных активов и обязательств на конец периода (года) реализации проекта (ЗРэ) с применением показателя ДРэ осуществляется по формуле 15.3:

 

(15.3)

 

 

Расчет потребности в чистом оборотном капитале может осуществляться на основе иной обоснованной методики.

Согласованные во времени мероприятия по реализации проекта, включая период от первоначального вложения инвестиций и подготовительных работ до ввода в эксплуатацию проектируемого объекта и погашения обязательств по заемным средствам, отображаются в календарном графике реализации проекта, разрабатываемом в виде временной диаграммы либо сетевого графика. При разработке данного графика указывается потребность в финансовых ресурсах для осуществления каждого мероприятия.

Далее приводятся сводные данные по инвестиционным затратам и источникам их финансирования по проекту (собственные, заемные и привлеченные средства, включая государственное участие), приводятся обоснования источников финансирования проекта.

По источникам собственных средств организации (чистая прибыль, амортизация, другие собственные финансовые ресурсы) даются обоснования, подкрепленные расчетами. Наиболее приемлемой является доля собственных средств, составляющих не менее 25-30 % от требуемого размера финансирования.

В качестве источников финансирования проекта могут рассматриваться также дополнительный выпуск акций, кредиты банков, целевые займы и другие источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

При отсутствии решения банка о предоставлении кредита в бизнес-плане указываются планируемые условия пользования долгосрочными кредитами, определенные исходя из общих условий кредитования, сложившихся на момент разработки бизнес-плана.

По видам государственного участия в проекте указывается основание предоставления мер государственной поддержки (нормативный правовой акт, решение, распоряжение и иной распорядительный документ).

Отдельно приводятся финансовые издержки по проекту (плата за кредиты (займы), связанные с осуществлением капитальных затрат, - проценты по кредитам (займам), плата за гарантию правительства, комиссии банков и другие платежи) и источники их финансирования.

По каждому привлекаемому долгосрочному кредиту (займу) указываются условия его предоставления, производится расчет погашения обязательств отдельно по каждому привлекаемому долгосрочному кредиту (займу), а также сводный расчет погашения долгосрочных обязательств, включающий погашение существующих обязательств.

На базе полученных финансовых параметров составляется план о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс предприятия, прогноз движения денежных средств.