Анализ показателей рентабельности

Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности хозяйственной деятельности. Анализ рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности организации.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, инвестиционной, финансовой), окупаемость затрат и т.д. Показатели прибыли ограничены в оценке эффективности деятельности организации в силу различного масштаба ресурсов, капитала, затрат задействованных для ее осуществления. В связи с этим показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами, понесенными затратами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

- показатели, характеризующие рентабельность продаж;

- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе общей прибыли (прибыли до налогообложения), прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) или рентабельность реализованной продукции ( ) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации ( ) к сумме затрат на производство и реализацию продукции ( ):

 

(13.25)

 

Она показывает, сколько организация получает прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции (себестоимость реализованной продукции + управленческие расходы и расходы на реализацию). Может рассчитываться в целом по организации, отдельным его, подразделениям и видам продукции.

Рентабельность инвестиций рассчитывается отношением чистой дисконтированной стоимости от проекта к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) ( ) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации ( ) к сумме выручки от реализации (за минусом НДС и прочих аналогичных платежей) ( ). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько прибыли организация получает с рубля продаж, или удельный вес прибыли от реализации в выручке. Рассчитывается в целом по организации и по отдельным видам продукции:

 

13.26)

 

Рентабельность (доходность) капитала ( ) рассчитывается отношением прибыли организации (прибыли до налогообложения) (П) или чистой прибыли (ЧП) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (долгосрочных и краткосрочных активов) или отдельных его слагаемых, собственного капитала, обязательств и т.д.:

 

(13.27)

 

Таблица 13.27 – Сведения о динамике рентабельности организации ОАО CОАО «Прогресс» за 20__-20__ гг.

Показатели 20__ г. 20__ г. Изменение (+; –) Темп роста, %
1. Средняя стоимость совокупных активов, млн. руб.        
2. Средняя величина источников собственных средств (собственного капитала), млн. руб.        
3. Средняя величина источников привлеченных и заемных средств (обязательств), млн. руб.        
4. Средняя стоимость долгосрочных активов, млн. руб.        
5. Средняя стоимость краткосрочных активов, млн. руб.        
6. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб.        
7. Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб.        
8. Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. руб.        
9. Чистая прибыль (убыток), млн. руб.        
10. Показатели рентабельности:        
10.1. Рентабельность продаж (оборота), %        
10.2. Рентабельность реализованной продукции, %        
10.3. Рентабельность основных средств (фондорентабельность), %        
10.4. Рентабельность долгосрочных активов, исчисленная по следующим показателям:        
10.4.1. Прибыли до налогообложения, %        
10.4.2. Чистой прибыли, %        
10.5. Рентабельность краткосрочных активов, определенная по следующим показателям:        
10.5.1. Прибыли от реализации продукции, %        
10.5.2. Чистой прибыли, %        
10.6. Рентабельность совокупных активов, рассчитанная по следующим показателям:        
10.6.1. Прибыли до налогообложения, %        
10.6.2. Чистой прибыли, %        
10.7. Рентабельность источников собственных средств (собственного капитала), определенная по следующим показателям: %        
10.7.1. Прибыли до налогообложения, %        
10.7.2. Чистой прибыли, %        

 

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, провести сравнения со среднеотраслевыми значениями, межхозяйственные сравнения с организациями-конкурентами.