Анализ показателей рентабельности
Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности хозяйственной деятельности. Анализ рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности организации.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, инвестиционной, финансовой), окупаемость затрат и т.д. Показатели прибыли ограничены в оценке эффективности деятельности организации в силу различного масштаба ресурсов, капитала, затрат задействованных для ее осуществления. В связи с этим показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами, понесенными затратами.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
- показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
- показатели, характеризующие рентабельность продаж;
- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе общей прибыли (прибыли до налогообложения), прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) или рентабельность реализованной продукции ( ) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации ( ) к сумме затрат на производство и реализацию продукции ( ):
(13.25)
Она показывает, сколько организация получает прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции (себестоимость реализованной продукции + управленческие расходы и расходы на реализацию). Может рассчитываться в целом по организации, отдельным его, подразделениям и видам продукции.
Рентабельность инвестиций рассчитывается отношением чистой дисконтированной стоимости от проекта к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота) ( ) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации ( ) к сумме выручки от реализации (за минусом НДС и прочих аналогичных платежей) ( ). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько прибыли организация получает с рубля продаж, или удельный вес прибыли от реализации в выручке. Рассчитывается в целом по организации и по отдельным видам продукции:
13.26)
Рентабельность (доходность) капитала ( ) рассчитывается отношением прибыли организации (прибыли до налогообложения) (П) или чистой прибыли (ЧП) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (долгосрочных и краткосрочных активов) или отдельных его слагаемых, собственного капитала, обязательств и т.д.:
(13.27)
Таблица 13.27 – Сведения о динамике рентабельности организации ОАО CОАО «Прогресс» за 20__-20__ гг.
Показатели | 20__ г. | 20__ г. | Изменение (+; –) | Темп роста, % |
1. Средняя стоимость совокупных активов, млн. руб. | ||||
2. Средняя величина источников собственных средств (собственного капитала), млн. руб. | ||||
3. Средняя величина источников привлеченных и заемных средств (обязательств), млн. руб. | ||||
4. Средняя стоимость долгосрочных активов, млн. руб. | ||||
5. Средняя стоимость краткосрочных активов, млн. руб. | ||||
6. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб. | ||||
7. Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб. | ||||
8. Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. руб. | ||||
9. Чистая прибыль (убыток), млн. руб. | ||||
10. Показатели рентабельности: | ||||
10.1. Рентабельность продаж (оборота), % | ||||
10.2. Рентабельность реализованной продукции, % | ||||
10.3. Рентабельность основных средств (фондорентабельность), % | ||||
10.4. Рентабельность долгосрочных активов, исчисленная по следующим показателям: | ||||
10.4.1. Прибыли до налогообложения, % | ||||
10.4.2. Чистой прибыли, % | ||||
10.5. Рентабельность краткосрочных активов, определенная по следующим показателям: | ||||
10.5.1. Прибыли от реализации продукции, % | ||||
10.5.2. Чистой прибыли, % | ||||
10.6. Рентабельность совокупных активов, рассчитанная по следующим показателям: | ||||
10.6.1. Прибыли до налогообложения, % | ||||
10.6.2. Чистой прибыли, % | ||||
10.7. Рентабельность источников собственных средств (собственного капитала), определенная по следующим показателям: % | ||||
10.7.1. Прибыли до налогообложения, % | ||||
10.7.2. Чистой прибыли, % |
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, провести сравнения со среднеотраслевыми значениями, межхозяйственные сравнения с организациями-конкурентами.