Внешняя финансовая информация в управлении финансами предприятия и основные ее пользователи
Понятие внешней информации. Кроме внутренней информации, которую можно получить из бухгалтерской отчетности или данных управленческого учета, финансовому менеджеру необходим большой объем внешней информации.
Источниками внешней информации являются законодательные, нормативные и инструктивные документы государственных органов управления; данные, публикуемые в специальных периодических изданиях по экономике и финансам, в статистических сводках и сборниках; данные торгово-промышленных палат, предпринимательских союзов, ассоциаций и других организаций; данные специальных рейтинговых агентств и др.
Роль внешней информациизаключается в формировании:
- показателей общеэкономического положения страны;
- показателей конъюнктуры финансового и товарного рынков;
- показателей природно-ресурсного потенциала страны;
- показателей социально-политического положения государства;
- показателей экологической ситуации в государстве;
- показателей научно-технического развития государства и т.п.
Каждый из этих показателей прямо или косвенно используется в организации бизнеса конкретным субъектом хозяйствования.
Так, например, показатели общеэкономического положения страны включают в себя показатели ее макроэкономического и отраслевого развития, которые характеризуют тип и структуру национальной экономики, темп роста ВВП, состояние платежного баланса государства, уровень инфляции, объемы и динамику произведенной продукции, индексы цен на продукцию и т.п., без которых невозможны разработка и практическая реализация предприятиями адекватных управленческих решений.
Показатели конъюнктуры финансового и товарного рынков также формируют сведения, используемые предприятиями при принятии управленческих решений:
- о видах основных фондовых инструментов (акций, облигаций и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом рынках;
- об объемах и ценах сделок по основным видам фондовых инструментов;
- о сводном индексе динамики цен на фондовом рынке;
- о кредитных ставках коммерческих банков;
- о депозитных ставках и условиях открытия депозитов;
- о рейтинге ценных бумаг различных эмитентов;
- о рейтинге финансовых посредников (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов);
- об официальном курсе валют и т.п.
Таким образом, внешняя информация, наряду с внутренней, является важной компонентой процесса выработки и принятия управленческих решений.
Пользователи финансовой информации –это стороны, заинтересованные в информации о деятельности предприятия.Условно их принято делить на две группы: внутренние и внешние пользователи.
Внутренние пользователи имеют доступ к открытой и закрытой информации о результатах деятельности предприятия, его финансовом состоянии. К внутренним пользователям в первую очередь относится управленческий персонал предприятия. Он принимает различные решения производственного и финансового характера. Например, на базе финансовой отчетности предприятия составляется финансовый план на следующий год, принимаются решения об увеличении или уменьшении объема производства, ценах реализации, каналах реализации, направлениях инвестирования средств, целесообразностипривлечения средств в оборот предприятия и т.п. Для принятия таких решений необходима полная, своевременная и точная информация, которая поставляется бухгалтерским и управленческим учетом.
Внешние пользователи имеют доступ только к открытой информации. К внешним пользователям финансовой информации о деятельности предприятия относятся:
- кредиторы предприятия;
- потенциальные инвесторы;
- контрагенты предприятия;
- государственные органы управления;
- аудиторские фирмы;
- консалтинговые компании;
- товарные, фондовые, валютные биржи и т.п.
Источники информации: внутренние отчеты предприятия, финансовая отчетность, данные управленческого учета, налоговая отчетность, данные внутренних проверок и внешнего аудита.
Необходимо отметить, что различные пользователи имеют специфические интересы в отношении деятельности предприятия (таблица 11.1).
Таблица 11.1. – Интересы пользователей информации
Пользователи | Интересы |
Менеджеры предприятия | Оценка эффективности производственной и финансовой деятельности, принятие управленческих и финансовых решений |
Налоговые органы | Правильность и своевременность уплаты налогов, объективное отражение базы налогообложения |
Акционеры | Оценка доходности акционерного общества, правильность формирования и распределения прибыли, перспективы получения дивидендов |
Кредиторы | Кредитоспособность предприятия, возможность своевременно погашать кредит и выплачивать проценты |
Поставщики | Определение наличия ресурсов для оплаты поставок |
Покупатели | Оценка перспектив функционирования предприятия во времени, что влияет на сроки контрактов и деловых контактов |
Работники предприятия | Оценка стабильности работы предприятия с целью определения перспектив своей занятости, получения заработка и социальных благ |
Статистические органы | Сбор и статистическое обобщение информации |