Морально-волевая и психологическая подготовка ме- тателя
Особенности работы на различных дистанциях
Техника метания на дальних дистанциях принципиально
не отличается от той, которая используется на коротких. С увели- чением дистанции меняется число оборотов ножа в полете, увели- чивается прилагаемое усилие, в некоторых случаях увеличивается амплитуда замаха и меняется траектория полета ножа.
Однако следует помнить, что переход на дальние дистан- ции возможен лишь после того, как закреплены навыки мета- ния на предыдущей дистанции. Например, освоение дистанции в 5 метров мы начинаем после того, как спортсмен на дистан- ции в 3 метра покажет стабильный результат в 350 очков из 600 возможных. Переход от дистанции к дистанции должен осу- ществляться плавно, с возможностью использования промежу- точных дистанций (на которых меняется хват). Как правило это
4, 6, 8 м.
Не следует торопиться с переходом на дальние дистанции, ибо это может вызвать неуверенность у спортсмена и закрепление нежелательных ошибок.
Работая со спортсменами групп совершенствования спортив- ного мастерства (3-й год обучения и выше) необходимо включать
в тренировочный процесс метание со всех фиксированных дистан-
ций, присущих данной возрастной группе, в ходе одного занятия. Это развивает выносливость и дает возможность подготовки спор- тсмена к соревнованиям в многоборье.
Глава 4.
Морально-волевая и психологическая подготовки будут успешны и продуктивны, если их осуществлять, учитывая специ- фику спортивного метания ножей и основывая на следующих пе- дагогических принципах:
сознательности — метатель осознанно, с доверием принима- ет советы-указания;
систематичности — планируемое тренером постоянное, после- довательное, целенаправленное применение средств воздействия;
всесторонности — воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности, психомоторику, интеллект;
согласованности — мероприятия психического воздействия должны увязываться с другими, логически составляющими систе- му спортивной тренировки.
При планировании должны быть отражены специфика спор- тивного метания ножей и обязательные разделы, наиболее типич- ные для большинства видов спорта:
создание коллектива и оптимального психологического кли- мата в нем;
формирование у спортсменов мотивации достижений;
применение воспитывающих воздействий для формирования личности спортсмена;
формирование уверенности у метателя в реализации его возможностей;
обучение спортсменов приемам самоконтроля и саморегуляции;
управление психическим состоянием спортсменов в трени- ровке и на соревнованиях с помощью психорегулирующих внеш- них и внутренних воздействий;
определение наиболее вероятных источников напряжения при подготовке к главному старту сезона;
освоение средств и методов психического восстановления.