Морально-волевая и психологическая подготовка ме- тателя

Особенности работы на различных дистанциях

Техника метания на дальних дистанциях принципиально

не отличается от той, которая используется на коротких. С увели- чением дистанции меняется число оборотов ножа в полете, увели- чивается прилагаемое усилие, в некоторых случаях увеличивается амплитуда замаха и меняется траектория полета ножа.

Однако следует помнить, что переход на дальние дистан- ции возможен лишь после того, как закреплены навыки мета- ния на предыдущей дистанции. Например, освоение дистанции в 5 метров мы начинаем после того, как спортсмен на дистан- ции в 3 метра покажет стабильный результат в 350 очков из 600 возможных. Переход от дистанции к дистанции должен осу- ществляться плавно, с возможностью использования промежу- точных дистанций (на которых меняется хват). Как правило это

4, 6, 8 м.

Не следует торопиться с переходом на дальние дистанции, ибо это может вызвать неуверенность у спортсмена и закрепление нежелательных ошибок.

Работая со спортсменами групп совершенствования спортив- ного мастерства (3-й год обучения и выше) необходимо включать

в тренировочный процесс метание со всех фиксированных дистан-


 

ций, присущих данной возрастной группе, в ходе одного занятия. Это развивает выносливость и дает возможность подготовки спор- тсмена к соревнованиям в многоборье.

Глава 4.

Морально-волевая и психологическая подготовки будут успешны и продуктивны, если их осуществлять, учитывая специ- фику спортивного метания ножей и основывая на следующих пе- дагогических принципах:

сознательности — метатель осознанно, с доверием принима- ет советы-указания;

систематичности — планируемое тренером постоянное, после- довательное, целенаправленное применение средств воздействия;

всесторонности — воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности, психомоторику, интеллект;

согласованности — мероприятия психического воздействия должны увязываться с другими, логически составляющими систе- му спортивной тренировки.

При планировании должны быть отражены специфика спор- тивного метания ножей и обязательные разделы, наиболее типич- ные для большинства видов спорта:

создание коллектива и оптимального психологического кли- мата в нем;

формирование у спортсменов мотивации достижений;

применение воспитывающих воздействий для формирования личности спортсмена;

формирование уверенности у метателя в реализации его возможностей;

обучение спортсменов приемам самоконтроля и саморегуляции;

управление психическим состоянием спортсменов в трени- ровке и на соревнованиях с помощью психорегулирующих внеш- них и внутренних воздействий;

определение наиболее вероятных источников напряжения при подготовке к главному старту сезона;


 

освоение средств и методов психического восстановления.