Понятие бюджетного устройства и принципы построения бюджетной системы

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством, а также государственной политикой.

Различают два вида государственных и бюджетных устройств: унитарное; федеральное.

Количество унитарных государств в мире преобладает, но большинство территориально крупных стран являются федерациями.

Вунитарных государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты.

В федеральныхгосударствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные.

Количество звеньев бюджетной системы, таким образом, определяется административно-территориальным делением страны. Каждый орган государственной власти имеет право на свой бюджет.

Республика Беларусь является унитарным государством и имеет двухуровневую бюджетную систему. Структура бюджетной системы закреплена Конституцией Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты и является составной частью финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает помимо бюджетной системы банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Бюджетная система занимает центральное место в этой системе, поскольку бюджет – это основа существования государства, источник финансового обеспечения функций органов власти и управления.

Республиканский бюджет является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.

Местные бюджетыпредставляют собой финансовые планы формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.

Местные бюджеты делятся на:

­ бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

­ бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

­ бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы составляет консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Структура бюджетной системы Республики Беларусь представлена на рисунке 2.1.

Республиканский бюджет
Бюджеты областей
Бюджеты районов
Бюджеты городов областного подчинения
Областные бюджеты
БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Бюджет г. Минска
  Районные бюджеты
Бюджеты городов районного подчинения
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа

 

 


 

 

Рисунок 2.1 – Структура бюджетной системы Республики Беларусь

 

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

­ единства.Единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

­ полноты отражения доходов и расходов бюджетов. Заключается в том, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме;

­ сбалансированности бюджетов. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

­ гласности. Означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;

­ самостоятельности бюджетов. Обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет;

­ эффективности использования бюджетных средств. Заключается в том, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

­ общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

­ достоверности бюджетов. Означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь;

­ адресности и целевого назначения бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей;

­ ответственности участников бюджетного процесса. Заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействия) на каждой стадии бюджетного процесса.

Таким образом, бюджетная система Республики Беларусь представляет собой регулируемую законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.