Сущность и функции финансов, их место в системе экономических отношений

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Говоря о финансах как об экономической категории, отражающей экономические отношения, необходимо выделить субъекты этих отношений. Современное рассмотрение экономической системы государства предполагает выделение четырех групп субъектов экономических отношений, обеспечивающих кругооборот движения продуктов и доходов:

- домашние хозяйства;

- организации (фирмы);

- государство;

- иностранные экономические системы.

Общая схема их взаимодействия представлена на рисунке 1.1 и представляет собой модель кругооборота доходов и продуктов. Данная модель описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются субъекты экономической системы, сбалансированный контрпотоком денежный платежей, совершаемых при этом обмене. Процессы, показанные стрелками, называются потоками, поскольку они непрерывны и продолжительны. Потоки измеряются в единицах за период времени: например, в рублях в год, тонн в минуту и так далее. Для того чтобы не загромождать схему взаимодействия субъектов экономики, в модель включены только те компоненты кругооборота потоков, которые являются денежными платежами, и исключены контрпотоки товаров и услуг.

В приведенной на рисунке 1.1 схеме использованные обозначения интерпретируются следующим образом:

- домашнее хозяйство это физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами данной страны, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме некорпоративных предприятий (личные подсобные хозяйства, индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Осуществляя предложение ресурсов и покупку предметов потребления, домашние хозяйства, в свою очередь, имеют следующую ресурсную базу: оплату труда наемных работников, трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии), предпринимательский доход, доходы от собственности (проценты по вкладам и др.).

 

Рисунок 1.1 – Модель взаимодействия субъектов экономической системы в процессе кругооборота доходов и расходов

 

- организация (фирма) – хозяйственная организация, основной функцией которой является производство товаров и нефинансовых услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль. Ресурсы организаций формируются в основном за счет поступлений от реализации произведенных товаров и услуг;

- государствоорганизации, занятые предоставлением, как правило, нерыночных услуг, предназначенных для индивидуального и коллективного потребления. К ним относятся финансируемые из государственного бюджета государственные учреждения (в области управления, финансов, регулирования и прогнозирования экономики, научно-исследовательской деятельности, обороны, поддержания внутреннего порядка, защиты окружающей среды и т.п.). Государство осуществляет связь с остальными субъектами экономической системы (населением, предприятиями) посредством трех каналов: через налоги, государственные закупки и займы;

- иностранные экономические системы– представляют собой в совокупности мировую экономическую систему. Определяют режимы деятельности государств, организаций и домашних хозяйств, а с другой стороны определяются их деятельностью;

- рынки продуктов– рынки, на которых население, фирмы и государство покупают произведенные другими предприятиями товары и услуги;

- рынки ресурсов – рынки, на которых фирмы приобретают ресурсы, необходимые для производства – рабочую силу, капитал и природные ресурсы;

- финансовые рынки – рынки, представляющие собой набор механизмов, осуществляющих перемещение потоков денежных средств от кредиторов к заемщикам на определенных принципах (платности, срочности, возвратности) и при помощи различных инструментов (кредитов, ценных бумаг), как правило, от домашних хозяйств (поскольку большинство сбережений совершается населением) к фирмам (поскольку большинство инвестиций осуществляется организациями), а также к государству в случае дефицита бюджета;

- чистые налоги – разница между налоговыми поступлениями от населения государству и трансфертными платежами (все выплаты, осуществляемые государством населению: пенсии, выплаты лицам с низкими доходами, пособия по безработице и т.п., не являющиеся компенсацией за текущие трудовые услуги, оказываемые государству);

- платежи в бюджет – прямой поток налогов, уплачиваемых фирмами государству, т.е. в государственный бюджет (налог на добавленную стоимость, платежи из прибыли и другие налоги и платежи);

- сбережения – часть дохода, которая не идет на покупку товаров и услуг, а также уплату налогов и погашение долговых обязательств;

- инвестиции, для обеспечения своей деятельности организация не только приобретают ресурсы, но и осуществляют долгосрочные вложения капитала;

- государственные закупки товаров и услуг представляют собой расходы государства по приобретению им товаров и услуг, по выплате заработной платы государственным служащим и по отмеченным трансфертным платежам. В случае, когда налоговые поступления (в том числе и от организаций) меньше государственных расходов, образуется бюджетный дефицит и государство вынуждено его покрывать, осуществляя заимствования на финансовых рынках. В случае профицита бюджета (расходы меньше чем доходы) государство может погашать ранее произведенные займы (в этом случае стрелка должна быть обращена в противоположную сторону – к финансовым рынкам);

- чистый приток капитала возникает, если импорт превышаетэкспорт.Как уже отмечалось, все компоненты кругооборота потоков – денежные платежи, а не потоки товаров и услуг. Поэтому платежи по импорту показаны стрелкой, направленной из внутренней национальной экономики за рубеж. Экспорт – средства, полученные в качестве платежей, компенсирующих стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, которые поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств, полученных от продажи товаров и услуг внутренним домашним хозяйствам, фирмам и государству. Средства из всех этих источников прибавляются к доходам, получаемым фирмами от продажи национального продукта.

Если экспорт не покрывает импорта, то разница должна быть оплачена или путем займа у иностранных финансовых посредников или путем продажи реальных и финансовых активов иностранным покупателям. Такие операции, вызывающие чистый приток капитала, на рисунке показаны как поток, направленный к внутренним финансовым рынкам. В случае превышения экспорта над импортом возникает противоположная ситуация.

Из всех потоков, показанных на рисунке 1.1, наиболее важными являются национальный (совокупный) продукт, дающий оценку суммарной стоимости всех готовых товаров и услуг, и национальный доход, характеризующий суммарный доход, полученный населением, включая заработную плату, ренту, процентные выплаты и прибыль. Количественным измерителем товарных потоков выступают деньги.

В Республике Беларусь в настоящее время основным макроэкономическим показателем является валовой внутренний продукт (ВВП). Он исчисляется тремя методами: производственным, распределительным и методом конечного использования.

Производственный метод состоит в исключении из стоимости произведенных товаров и услуг части, израсходованной в производстве. Согласно производственному методу, ВВП представляет собой сумму; добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны.

Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства, исключая стоимость потребленного сырья и материалов. Можно сказать, что добавленная стоимость отдельной фирмы дает стоимостную оценку ее работы. Это вклад работников фирмы в общую величину стоимости национального продукта. Чтобы рассчитать суммарный ВВП, нужно сложить валовые добавленные стоимости всех производителей товаров и услуг данной страны.

Кроме суммы добавленных стоимостей валовой внутренний продукт, рассчитанный по производственному методу, включает налоги (налог на продукты и на импорт) и полученные на продукты и на импорт субсидии.

Расчет ВВП по распределительному методу требует использования потоков доходов, получаемых владельцами факторов производства. Совокупный доход, получаемый владельцами факторов производства, является валовым внутренним доходом.

Если же к валовому внутреннему доходу добавить сальдо факторных доходов из-за границы, получим валовой национальный доход. Эти показатели характеризуют доходность национальной экономики. Если речь идет об индивидуальных доходах, то следует различать два вида доходов: трудовой и на собственность. Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Доходы на собственность, или предпринимательские, включают в себя:

- рентные доходы – это доходы от передачи прав, например, на землю, патенты, разработку недр и т.п.;

- прибыль, получаемую от вложения собственного капитала в свои предприятия;

- прибыль корпораций, то есть доход на капитал (оборудование, здания, патенты) в корпоративном секторе экономики;

- чистый процентный доход, то есть выплаты бизнеса и внешнего мира фирмам и хозяйствам данной страны за предоставленные кредиты.

Валовой внутренний продукт можно также определить по методу конечного использования как сумму конечной продукции. В данном случае ВВП выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг, или как сумма расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление.

Схема движения продуктов и доходов в национальной экономике включает следующие показатели:

1. Расходы домашних хозяйств (С), составляющие наибольшую часть в экономике.

2. Расходы фирм на товары и услуги (I). Они бывают двух видов: во-первых, фирмы закупают физический капитал (оборудование, транспорт, здания), во-вторых, – товары для поддержания производственных запасов с целью обеспечения нормального ритма производства. Обе формы представляют собой расходы на инвестирование и обозначаются символом (I). Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции (ВИ) – это общее количество всех станков, зданий, другого физического капитала, проданных в данном году. Если из валовых инвестиций вычесть часть, потраченную на замену износившихся зданий и оборудования, т.е. амортизационные отчисления (АО), получим чистые инвестиции (ЧИ); таким образом, ЧИ = ВИ – АО.

3. Расходы правительства на покупку товаров (танков, самолетов, школ и др.) и услуг военных и гражданских служащих (обозначим G).

4. Расходы внешнего мира, или чистый экспорт. Чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом данной страны. Если экспорт больше импорта, то чистый экспорт положительный; если импорт больше экспорта, то чистый экспорт имеет отрицательное значение. Обозначим чистый экспорт N.

Определить валовой внутренний продукт по сумме расходов на покупку конечной продукции можно по формуле 1.1:

 

ВВП = С + I + G + N 1.1

 

Областью возникновения и функционирования финансов является та стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Необходимо отметить, что распределению подвергается и часть национального богатства, в состав которого включатся следующие экономические активы (рисунок 1.2):

- производственные нефинансовые активы, представляющие собой накопленные активы, созданные в результате труда всех предшествующих поколений (основные фонды, функционирующие в отраслях, производящих товары и услуги, запасы материальных оборотных средств, резервы и запасы различного назначения, имущество населения и ценности);

- непроизводственные нефинансовые активы включают активы, которые не являются результатом производства, но используются в этом процессе. Они делятся на материальные (природные активы) и нематериальные, представляющие собой юридические формы, которые составляются в связи с процессом производства ипериодически переходят от одних институциональных единиц к другим (авторские права, лицензии, торговые знаки и т.п.);

- финансовые активы, это активы, большинству из которых противостоят финансовые обязательства со стороны другой институциональной единицы, за исключением монетарного золота и специальных прав заимствования. Большинство финансовых активов представляют собой финансовые требования – активы, дающие кредитору право на получение определенного платежа от должника.

 

 

Рисунок 1.2 – Состав национального богатства

Правильное определение объема национального богатства и его составляющих зависит не только от четкого учета его компонентов и методики их расчета, но и от правильности их стоимостной оценки. Объем национального богатства определяется, как правило, в стоимостном выражении. Исключение составляет характеристика непроизведенных активов – природных ресурсов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение финансов. Финансы – это экономические (денежные) отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования, домашних хозяйств и государства при создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, на нужды обороны, управления, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования, домашних хозяйств и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму) .

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни – в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: республиканский, региональный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Распределительная и контрольная функции ­ это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.