ЛЕКЦИЯ 5

Проходная и типовая мощность.

ЛЕКЦИЯ 4

ТЕМА: Особенности конструкции и режимы работы автотрансформаторов.

 

 

Однофазный АТ имеет электрически связанные обмотки ОВ и ОС (рисунок 4.1). Часть обмотки заключённая между В и С, называется последовательной, а между С и О общей.

 

Рис. 4.1. Схема однофазного автотрансформатора

 

При работе АТ в режиме понижения напряжения в последовательной обмотке проходит ток Iв , который, создавая магнитный поток наводит в общей обмотке ток Iо. Ток нагрузки вторичной обмотки Iскладывается из тока Iв проходящего благодаря гальванической (электрической) связи обмоток, и тока Iо, созданного магнитной связью этих обмоток:

, откуда

Полная мощность, передаваемая АТ из первичной сети во вторичную, называется проходной. Если пренебречь потерями в сопротивлениях обмоток АТ, можно записать следующее выражение:

Преобразуя правую часть выражения, получаем:

, (4.1) где: (мощность, передаваемая магнитным путём из первичной обмотки во вторичную;

электрическая мощность, передаваемая из первичной обмотки во вторичную за счёт их гальванической связи, без трансформации.

Эта мощность не нагружает общей обмотки, потому что ток из последовательной обмотки проходит на вывод С минуя обмотку ОС.

В номинальном режиме проходная мощность является номинальной мощностью АТ (S = S), а трансформаторная мощность – типовой мощностью ().

Размеры магнитопровода, а следовательно, его масса, определяются трансформаторной (типовой) мощностью, которая составляет лишь часть номинальной мощности:

(4.2)

где:коэффициент трансформации, выбирают ;

коэффициент выгодности или коэффициент типовой мощности.

Из (4.2) следует, что чем ближе к , тем меньше и меньшую долю номинальной составляет типовая мощность. Это означает, что размеры АТ, его масса, расход активных материалов, уменьшается по сравнению с трансформатором одинаковой номинальной мощности.

Например, при Uа при Наиболее целесообразно применение АТ при сочетаниях напряжений 220/110, 330/150, 500/220, 750/330.

Из схемы рис. 4.1 видно, что мощность последовательной обмотки:

.

мощность общей обмотки:

. (4.3)

Таким образом, обмотки и магнитопровод АТ рассчитываются на типовую мощность, которую иногда называют расчётной мощностью.

Какая бы мощность не подводилась к зажимам В и С, последовательную и общую обмотки загружать больше чем на нельзя. Этот вывод особенно важно помнить при рассмотрении комбинированных режимов работы АТ.

Третья обмотка АТ (обмотка НН) используется для питания нагрузки, для присоединения генераторов и синхронных компенсаторов (а в некоторых случаях служит лишь для компенсации токов третьих гармоник). Мощность обмотки НН-Sне может быть больше Sт. к. иначе размеры АТ будут определяться мощностью этой обмотки.


4.2.Режимы работы 3-х обмоточных АТ с ВН, СН и НН.

Автотрансформаторные режимы (рисунок 4.2а и б).

 
 

 


 

 

а) б)

Рисунок 4.2. Схемы автотрансформаторных режимов работы АТ

 

Возможна передача номинальной мощности из обмотки ВН в обмотку СН или наоборот. В обоих режимах в общей обмотке проходит разность токов

а поэтому последовательная и общая обмотки загружены типовой мощностью, что допустимо.

Трансформаторные режимы (рисунок 4.2 в, г).

Возможна передача мощности из обмотки НН в обмотку СН или ВН, причём обмотку НН можно загрузить не более чем на Условие допустимости режима НН→ ВН или НН → СН:

= . (4.4)

Если происходит трансформация из НН в СН, то общая обмотка загружена такой же мощностью и дополнительная передача мощности из ВН в СН невозможна, хотя последовательная обмотка не загружена.

В трансформаторном режиме передачи мощности из обмотки НН в ВН (рисунок 4.2г), общая и последовательная обмотки загружены не полностью:

, (4.5)

поэтому возможно дополнительно передать из обмотки СН в ВН некоторую мощность.

 

 


Комбинированные режимы (рисунок 4.2 д,е.)

 

 

в). г).

 

в) г)

           
   
   
 
Iн
 
 

 

 


                           
     
       
 
     
           
 
     
 
 
 
 
 

 


Iт
I0(а)
Zc
д). е).

       
   
 
 

 

 


д) е)

Рисунок 4.2. Схемы трансформаторных и комбинированных режимов работы автотрансформаторов.

 

Передача мощности осуществляется автотрансформаторным путём ВН → СН и трансформаторным путём НН → СН (рисунок 4.2 д). Ток в последовательной обмотке:

, (4.6)

где: - активная и реактивная мощности передаваемые из ВН в СН.

Нагрузка последовательной обмотки:

. (4.7)

Отсюда видно, что даже при передаче номинальной мощности последовательная обмотка не будет перегружена. В общей обмотке токи автотрансформаторного и трансформаторных режимов направлены одинаково:

.

Нагрузка общей обмотки:

Подставляя значения токов и производя преобразования, получаем:

, (4.8)

где: активная и реактивная мощности передаваемые из обмотки НН в обмотку СН.

Т.о. комбинированный режим НН-СН, ВН-СН ограничивается загрузкой общей обмотки и может быть допущен при условии:

. (4.9)

Если значения cos на стороне ВН и НН незначительно отличаются друг от друга то кажущиеся мощности можно складывать алгебраически и (4.8) упрощается:

. (4.10)

В комбинированном режиме передачи мощности из обмоток НН и СН в обмотку ВН распределение токов показано на рисунке 4.2е. В общей обмотке ток АТ режима направлен встречно току трансформаторного режима, поэтому загрузка обмотки значительно меньше допустимой и в пределе может быть равна нулю. Этот режим ограничивается загрузкой последовательной обмотки:

, (4.11)

где: активная и реактивная мощности на стороне СН,

Рнв, Qнв- на стороне НН.

Комбинированный режим НН-ВН, СН-ВН допустим, если

. (4.12)

Если значения cosна стороне СН и НН незначительно отличаются друг от друга то (4.11) упрощается

. (4.13)

Возможны и другие комбинированные режимы передачи мощности из обмотки СН в обмотки НН и ВН. В этом случае направления токов в обмотках изменяются на обратные по сравнению с рис. 4.2 д, е; но приведенные рассуждения и формулы (4.8)-(4.13) останутся неизменными. Во всех случаях надо контролировать загрузку АТ, устанавливая трансформаторы тока (и амперметры) во всех обмотках. Допустимая нагрузка общей обмотки указывается в паспортных данных АТ. Выводы, сделанные для однофазного трансформатора справедливы и для трёхфазного трансформатора, схема которого представлена на рисунке 4.3. Обмотки ВН и СН соединяются в звезду с выведенной нулевой точкой, обмотки НН в треугольник. К особенностям конструкции АТ следует отнести необходимость глухого заземления нейтрали общей для обмотки ВН и СН.

 


Рисунок 4.3 Схема трехфазного автотрансформатора

 

Объясняется это следующим:

Если в системе с эффективно заземленной нейтралью включить понижающий АТ с незаземлённой нейтралью, то при замыкании на землю одной фазы в сети СН на последовательную обмотку этой фазы будет воздействовать полное напряжение вместо , напряжение выводов обмотки СН возрастёт примерно до , резко увеличится напряжение, приложенное к обмоткам неповреждённых фаз. Аналогично будет при подключении повышающего АТ.

Такие перенапряжения недопустимы, поэтому нейтрали всех АТ глухо заземляются. В этом случае заземления на линии со стороны ВН и СН не вызывают опасных перенапряжений, однако в системах ВН и СН возрастают токи однофазного КЗ.

 

Преимущества АТ по сравнению с трансформатором той же мощности.

1. Меньший расход меди, стали, изоляционных материалов.

2. Меньшая масса, меньшие габариты, что позволяет создавать АТ больших номинальных мощностей, чем трансформаторов.

3. Меньшие потери и большие КПД.

4. Более легкие условия охлаждения

 

Недостатки АТ.

1. Необходимость глухого заземления нейтрали, что приводит к увеличению токов однофазного КЗ.

2. Сложность регулирования напряжения.

3. Опасность перехода атмосферных перенапряжений вследствие электрической связи обмоток ВН и СН.

 

 

Контрольные вопросы.

1. Понятия проходной и типовой мощности АТ, коэф. выгодности.

2. Автотрансформаторный и трансформаторный режимы работы АТ.

3. Комбинированный режим работы АТ.

4. Достоинства (преимущества) и недостатки АТ по сравнению с трансформатором такой же мощности.


ТЕМА: Электродвигатели механизмов собственных нужд