Ий период – 1912-1917 гг.

Этот период новеллистический. В эти годы он создаёт новеллы – Большая и маленькая, зато шедевры. Пишет стихи замечательные. С этого времени стихи аккомпанируют его прозаическим произведениям. В его стихах – будущие лирические заготовки для прозы. Новеллы: «Грамматика любви», «Лёгкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Чаша Жизни», «Братья», «Старуха» - очень разные новеллы. В них и о России, и о захолустье, и о столичной жизни, жизнь в разных странах.

(обратить внимание на эпиграф в «Братьях»)

В этот период сложилась смысловая структура новелл Бунина, которая доминирует и в позднем его творчестве. В каждом его произведении – установка. Есть 4 смысловых плана(это во всех произведениях, начиная с 1910ого года и до конца жизни): 1 план – социально-бытовой, житейский. Мы найдём будничные, примелькавшиеся подробности повседневной жизни, житейские истории, в которых каждый персонаж имеет ясные социально-бытовые характеристики. У Бунина, в отличие от Андреева, невозможно просто человек как некое обобщение, все очень конкретно. 2 план – индивидуально-психологический. Бунин подчёркивает уникальность, единичность психологического опыта героя, независимо от того, какой это опыт. Все индивидуализируется. 3 план - природно-космический. Жизнь героев – часть общемировой жизни. Природа и космос - бесконечное, грандиозное полотно. Бунин всегда, даже в небольшом произведении, сможет это выразить. Жизнь каждого человека – элемент всеобщего круговорота, как будто его элементарная частица.

Много недосказанного. Например, рассказ «3 рубля» - приезжает человек в уездный город по своим делам, когда приезжает город пыльный, захолустный, уже громыхало. Подъезжает – темнеет, первые капли дождя. А когда там всё это случилось, там такое грохотало. Молнии голубые разрезали все, дождь лил, как из ведра. Так буквально в каждом произведении. Бунин исключительно изобретателен. 4 план – философский. Каждое произведение Бунина заставляет задуматься о тайне человеческой жизни, о смерти, судьбе, о высших знамениях жизни, за которыми, по его мнению, следуют потери, катастрофы и смерть. Мотив тайны у Бунина очень важен. Тайна осязаема, конкретна, герой к ней прикасается, но разложить ее невозможно. Бунина интересуют темы любви и смерти, иногда рядом. Любовь – это момент наивысшего напряжения жизни, смерть – отрицание и любви, и жизни. Поэтому очень часто его произведения заканчиваются катастрофой и смертью, причины которой необъяснимы, потому что определяются они не бытовыми и житейскими причинами. У Бунина это всегда трагедия. Вот герой «Трёх рублей», что им мешает прожить всю жизнь и умереть в один день, она заболевает скоротечной чахоткой и то об этом прямо не сказано. «Осень» - идёт в тексте «комната запахла креозотом» - это дезинфекция при болезни, потом только сразу описывается, где ее похоронили и т.д. Вот такой вот удар судьбы, как в античных традициях.

Сам Бунин считал, что в подобных житейских размышлениях, как, например, в «жизни Арсеньева», разум бессилен, поэтому он все передает в чувственно-конкретной форме.

Кузнецова в «Грасском дневнике» пишет: «Что такое жизнь?» Он ей: «Это какая-то муть за Арбатом, мокрый снег, шуба тяжёлая, галки налетели».

1ый и 4ый планы по отдельности у Бунина невозможны. В его произведениях, когда сложился стиль, 4 плана существуют вместе, накладываются друг на друга.

4ый период 1917-1922. Эти годы были творческой паузой Бунина. Художественных произведений не писал. Вообще много писал публицистики, огромный том. Ещё в России, когда он сотрудничал в догвардейских изданиях, потом в прессе эмигрантской, очень резкие статьи по поводу советской власти – Бунин отличался на протяжении всей своей жизни крайне негативным отношением к советской власти. Даже контакты, на которые ему неоднократно намекали, вызывали в нем раздражение. Кроме публицистики в эти годы ещё писал текст дневника «Окаянные», записи там 1918, 19 г, был издан в эмиграции. Он, конечно, прятал этот дневник, не всё удалось сохранить и привезти за границу.

5ый период 1923 - 1939 Начинается этот период с того, что он возобновляет свою деятельность как прозаика. Пишет повесть «Митина любовь» (лето 1923), начало художественного творчества в эмиграции, притом резонанс был очень сильный, даже в Россию доходили вести, притом в искаженном виде, что Бунин опять будет писать прозу. Горький писал, что Бунин переписывает крейцеву сонату под именем «Митина любовь». К началу 20-х годов относятся «Раздумья», о том, что такое истинное творчество, как нужно по-настоящему писать. Лирическая миниатюра под названием «Книга» - там видно, что он наконец ощущает, что долгие годы жил в мире призраков литературы, а нужно писать о том, что вокруг. Притом в дневниках записи этого времени эти мысли подтверждают, что все достойно увековечия: какой-нибудь запах, полевой цветок, полевую станцию, которую видел ещё в детстве – такой дневник есть нечто вечное. Вспомните начало «Жизни Арсеньева»: «Вещи и дела ещё не записанные бывает тьмою покрываются»…» лишь слову жизнь дана, из древней тьму на мировом погосте, звучат лишь письмена» - это ещё до революции было. А в эти годы он считает, что главная задача – написать книгу ни о чём, о которой мечтал еще Флобер. Это как путевая нить в его творчестве, с одной стороны хочет написать книгу ни о чем, а с другой – обо всем. Хочет попытаться сделать так, чтобы книге удалось прикоснуться к тайне жизни, выразить полностью свое мироощущение. К этой задаче он и приступил в 25 г, когда приступил к «Жизни Арсеньева», без всяких выдумок и вымышленных героев. Реальные воспоминания, обращения к памяти, к переживаниям.

Периодизации здесь не совсем совпадает с жите йской биографией. Покинул Россию 26 января 1920 г, но мне кажется не стоит ограничивать период 20-м годом, потому что в последующие 2 года художественных текстов у Бунина не было. Отплыл на пароходе «Спарта» из Одессы вместе с супругой Верой Николаевной. Плыли в Константинополь от красноармейцев. Через Балканы в Париж, последующий маршрут.

Теперь 20-ые годы. Это очень плодотворный в творческом плане период. Пик - это конечно 1933 г, когда с третьего раза Бунин получил Нобелевскую премию. Всё уже это описано в разных документах, как всё это было сложно, в том числе и политически и как важно, чтобы Бунин её всё-таки получил. Были и другие претенденты, обсуждалась эмиграция. В 1922-1926 г обсуждался большим фаворитом Шмелёв, выдвигали также Мережковского (он кстати до последнего был уверен, что победа будет за ним). Мережковский даже приходил к Бунину, хотел заключить сделку, что Бунина очень взбесило, что, мол, если кто-то из нас получит премию, поделим пополам. 26 - познакомился, 1927 г - сблизился с Галиной Николаевной. 1933 г – был не радостный, особенно его конец, ноябрь, когда он отправился в Стокгольм на вручение премии и начало его огорчений. Потому что взял с собой жену и воспитанницу, заехали они по дороге в город Мюнхен, где обитал его хороший друг, философ и критик – Фёдор Августович Степýн. Имя громкое, человек известный, даже романы писал в молодости под псевдонимом Николай Переслегин. У него была сестра, которую звали Маргарита Августовна (Марга – так звали её в семье), между Кузнецовой и Маргаритой вспыхнула любовь. Притом в основном со стороны Кузнецовой, которую Вера Николаевна так охарактеризовала «крупная девица, певица, хорошо хохочет, амазонистая». Бунин был так огорчён, что даже с братом её порвал, хотя брат-то тут не при чем. После войны отношения были восстановлены, опубликованы письма Степýн 35-36 г, где он рассказывает, как Галя то приезжала, то уезжала. Бунин в дневнике писал: «Сказал, что наши отношения кончены, а она и бровью не повела». Бунин признается, что был сумасшедший и спившийся вдребезги в 1935-1936 г.

Новеллы о любви многие написаны в это время. «Жизнь Арсеньева» первые 4 книги появились в 30-м году, с подзаголовком «истоки дней». В 33-м году был сделан перевод на английский язык, это перед решение нобелевского комитета. Там просто осталось в названии «Исток дней», (“The way of days”). Считалось, что это тоже оказало на шведов влияние. В этом романе 5 книг. 5ой книги в 30м году не было. В 39 году в Париже была издана повесть «Лика», героиня из «Жизни Арсеньева», познакомился с ней в редакции русского вестника. Что соответствовала реально биографии Бунина – знакомство с Пащенко. Но вся эта любовная история была изложена в повести «Рика». Повесть «Рика» стала 5ой книгой в 1952 г. После присоединения, изменён подзаголовок: «Юность». Важно, какой отрезок жизни он описывает и для чего. Бунин сам протестовал против излишне биографического понимания этого произведения. Хотя и признавал, что творец находится в таких условиях и описывает «совокупность памятных мгновений», но эта такая совокупность, которая тщательно отобрана, несмотря на импрессионистичность (хаотичность) повествования. Изучение черновиков этого произведение подтверждает то, что ничего случайного там нет. Есть тенденция в его произведении, что главное, о чём он хочет рассказать это не о жизни бедного дворянина, его любовных похождениях и мировоззрении, а о становлении художника. Так нужно воспринимать это текст. Подобных текстов немало и в западной литературе, например, Джойс «Портрет художника», популярна тема саморефлексии, кто только ни писал! У Бунина, что характерно, не чисто в литературном плане, но самое главное, как он познает мир, как он впервые сталкивается с какими-то вещами со смертью, например. Скончался дальний родственник – Писарев, приехал по родственному долгу, заходит, видит тапки, в которых ходил, а теперь они пустые, он помнит, как они были на его ногах, теперь уже всё. Потртясение, впервые почувствовал смерть. Много таких эпизодов особого восприятия. В записях дневника 20-х годов он много размышлял и о себе, пытался проникнуть в природу художника, смотрел Толстого и Гёте, что другие писали по этому поводу. Цитата из Толстого, которую он приводит: «Я физически чувствую людей». «Я всё физически чувствую. Я настоящего, художественного естества» - это уже Бунин. Только таким может быть художник по Бунину. «Что такое окружающий мир? Это мои чувства, остальное всё – вздор!» У Бунина своя задача, своя поэтика, непохожая на предшественников, и 19 в, и современников. Степун, критик его, считал, что «это некая симфоническая картина» и «философский этюд», что в этом произведении развёртываются разные темы, мотивы. А ведь полностью это произведение сложилось только в 1952 г!

После получения нобелевской премии Бунин много путешествовал. До 39 жил неплохо, даже помогал некоторым нуждающимся литераторам. А после начала Второй мировой Войны жизнь его изменилась. Те, кто почувствовал опасность – уехали за океан. Бунин всю войну провёл во Франции. В 38 г написал рассказ, который положил начало новому циклу «Тёмные аллеи». В годы войны, когда «Гитлер и Сталин старались пожрать друг друга» - слова Бунина – он писал книгу о любви. Полностью эта книга вышла в Париже, в 1946 г, и входило в неё 40 новелл. Первые 11 новелл были изданы в Нью Йорке в 1943 году. В годы войны жизнь у Бунина была ужасной, книга воспоминаний Александра Васильевича Бахраха. Он называл себя литературным секретарем, всегда у Бунина кто-то жил, жили Бунины на вилле Жаннетт. Жили вчетвером: Бунин, Вера Николаевна, Бахрах и писатель Зуров, пользовался благосклонностью Веры Николаевны. Книга Бахраха «Бунин в халате» 1976 г в Нью Йорке – первое её издание. Ужасные условия, в семье постоянный разлад. Зуров пришёл к Бунину как почитатель, а потом под конец обнаглел – много ссор. А после войны Бунин – глубокий старик. Писал письма в Америку Алданову, Усевицкому, Андрею Седых, чтобы те собрали ему денег. Жил бедно и постоянно болел. В Америке издали «Тёмные аллеи», получил оттуда гонорар 300$, но это же ерунда. Бизнесмен Атран, не понятно почему, выдавал ему деньги (как стипендию) «И псу не жить, как я живу»

6 период 1939 – 1953 Достижения Бунина – это «Тёмные аллеи», кроме того, в 50-м году вышла «Книга воспоминаний». Яркая книга, хотя воспоминания очень пристрастные. Но Бунин сам по себе человек, что если есть у него что-то непримиримое к человеку, он не допускал никаких компромиссов. Ремизова, например, серьёзно воспринимать не мог. В эмиграции все кружки смешались, и однажды когда увидел его в одной компании, поклонился ему шутовски, сказал: «Здравствуй, Отчим!» всем неловко стало, но оне мог воспринимать его как литератора. В последние свои годы он работал над книгой, которая называлась «О Чехове», он её не закончил, была издана в Нью Йорке в 1955 г, в незавершённом виде. Когда-то, в 30-х подобную книгу воспоминаний и размышлений посоветовал ему написать Сергей Рахманинов, с которым была очень тесная дружба у Бунина. Они даже сами себя в шутку сравнивали с Герценым и Огарёвым. Даже с Борисом Зайцевым, кротким и богобоязненным человеком, Бунин умудрился поссориться. А на Рахманинова разозлился только один раз, когда тот ему посоветовал написать о Чехове, потому что Бунин воспринимал себя наравне с ним, выше был только Толстой. Он ему: «Ну а ты ж чего не напишешь биографию Тонеева, из могучей кучки, ты ж его хорошо знаешь?». Одно из последних произведений рассказ «Бернар», написан в 1952 г. Бернар – человек, который когда-то на своей яхте возил Мопассана. Тот скончался глубоким стариком и был хорошим моряком. Типо сказал по преданию: «Я был хорошим моряком». Подводит здесь итоги и своей жизни, что и ему скоро уходить из жизни и говорит: «Я был хорошим моряком». В одном из последних писем он говорит, что «не посрамил русскую литературу, гордился этим, и главное не посрамил своих предков Анной Буниной и Василием Жуковским».

Есть в билетах вопрос: «Литературная судьба Ремизова». В учебнике мало, нужно обратиться к предисловию и хоть что-нибудь прочитать, чем этот человек интересен.