Упражнения по формированию движения

В спорте используются общепризнанные методы разучива- ния и освоения двигательных действий: целостно — конструктив- ный и расчленено — конструктивный.

Разучивание действий в целом осуществляется при освое- нии относительно простых и тех сложных, которые невозможно разделить на части. При разучивании сложных действий, кото- рые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение техники их выполнения осуществляется по частям.

В дальнейшем уже разученные и освоенные части — движения объединяются в целостные сложные действия. Таким сложным действием в спортивном метании ножа является выполнение бро- ска ножом в цель.

При разучивании движения наиболее эффективной является расчленено-конструктивная методика. Она требует больше внима- ния и времени, но обеспечивает успешность овладения техникой целостного сложного действия, помогает избежать появления ти- повых ошибок и потери времени на их исправление.

Целесообразно расчленить движение на 4 элемента:

• исходное положение (стойка),

• замах,


 

• бросок,

• дотягивание,

которые выполняются раздельно, в медленном темпе. Каж- дый из этих элементов необходимо выполнять точно и без оши- бок. Упражнение выполняется на четыре счета, по команде препо- давателя.

На счет «раз» — обучающиеся принимают исходное положе- ние (Рис.18). При этом необходимо обращать внимание на умение спортсмена расслабить основные группы мышц, что создаст благо- приятные условия для выполнения движения в целом.

На счет «два» — выполняется замах (Рис.19). При этом необ- ходимо обратить внимание на угол сгиба руки в локтевом суставе и перенос центра тяжести на заднюю ногу.

На счет «три» — рука выпрямляется в направлении цели,

с одновременным поворотом туловища (Рис.20). При этом обраща- ется внимание на то, чтобы рука не опускалась ниже уровня ми- шени; кисть руки находилась вертикальной плоскости; свободная рука осуществляла реверсивное движение назад (для сохранения равновесия); центр тяжести перенесен на переднюю, слегка согну- тую ногу.

Четвертый элемент движения заключается в том, что задняя нога отрывается от пола, за счет чего рука, выполняющая движе- ние, протягивается вперед, как бы дотягиваясь за летящим ножом, сопровождая его в цель (Рис.21). При помощи этого отрабатывает- ся удержание равновесия в конечной фазе броска.

Этот элемент особенно важен при выполнении бросков деть- ми, поскольку он позволяет восполнить дефицит силы, требуемой для исполнения броска (взрослые метатели могут выполнять бро- сок без отрыва ноги).


 

 

(Рис.18, Рис.19, Рис.20, Рис.21)

Данное упражнение можно выполнять как с ножом руке, так и без него. По мере освоения отдельных элементов, упражнение начинает выполняться слитно, в медленном темпе.

На начальном этапе обучения важно, чтобы метательное дви- жение спортсмен выполнял плавно, без рывков. С этой целью целе- сообразно начинать обучение с метания более простых и тяжелых предметов, какими являются саперная лопата, топорик и т. д.

После освоения спортсменом поэлементного и слитного вы- полнения броска, можно переходить к разучиванию бросков с пер- вой фиксированной дистанции — 3метра. Особенности работы

на начальной дистанции следующие:

— броски выполняются сериями, по три ножа;

— броски выполняются не прицельно, в учебный стенд боль- шой площади, это придаёт спортсмену уверенности в своих силах;

— не стоит жестко привязываться к трехметровой отметке. Можно разрешать спортсмену заступать за линию, либо отходить от нее назад, увеличивая дистанцию.

Тренировочный процесс на фиксированной дистанции дол- жен также включать в себя упражнения для совершенствования отдельных фаз метательного движения с ножом.

Фаза метательного движения руки к цели.

Для повышения эффективности этой фазы рекомендуется вы- полнять следующие упражнения.

Сидя на стуле, стоящем спинкой вперед, спортсмен выполня- ет серию бросков. Броски выполняются не прицельно, с контролем траектории движения руки. Спинка стула не дает возможности спортсмену наклоняться вперед и позволяет контролировать поло- жение локтя, не допуская его опускание (рис.22).


 

 

Рис.22

Освоив данное упражнение, можно переходить к метанию сидя на лавке, где положение туловища уже контролируется спор- тсменом самостоятельно (рис.23).

Рис.23, Рис 24

Движение руки можно контролировать, выполняя броски не только сидя, но и лежа на лавке на спине (рис.24). При выпол- нении данного упражнения необходим обязательный контроль отскока ножа.

Фаза вращательно — поступательного движения туловища.

Метание ножа, сидя на лавке и развернувшись в пол обо- рота, выставив вперед ногу, разноименную с метающей рукой.

В этой позиции рука, выполняющая бросок, отведена назад, по-


 

этому с движением руки происходит одновременный поворот туловища.

Закрепив навык движений в этой фазе, можно переходить

к выполнению упражнений стоя, находясь к стенду под углом 90 либо 180 градусов.

Фаза переноса центра тяжести и толчкового движения ноги.

Спортсмен становится в одноименную стойку, подняв руку

на замах. Бросок выполняется одновременно с шагом вперед (пере- ход в разноименную стойку). При этом метатель находится на та- ком расстоянии, которое позволяет после выполнения шага вперед разноименной ноге оказаться на линии фиксированной дистанции.

Регулярное выполнение данных упражнений позволяет до- биться слитного и целостного выполнения спортсменом метатель- ного движения.