Унифицированные формы первичной документации по учету материальных запасов

Операции по движению материальных ценностей должны оформляться унифицированными первичными документами по учету материалов, готовой продукции и товаров, разработанные Госкомстатом России. Документами по учету МПЗ являются: доверенность (ф. № М-2, М-2а); акт о приемке материалов (ф. № М-7); приходный ордер (ф. № М-4); лимитно-заборная карта (ф. № М-8); требование-накладная (ф. № М-11), накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15); карточка учета материалов (ф. № М-17) и др.

Материальные ценности поступают в организации от поставщиков на основании договоров поставки. Поставщики материальных ценностей одновременно с отгрузкой продукции отправляют покупателю сопроводительные документы (счета-фактуры, накладные и др.). Полученные ценности сдаются на склад уполномоченным лицом и представителем отдела снабжения под расписку завскладом. С заведующим складом (кладовщиком) обязательно должен быть заключен договор о полной материальной ответственности.

При поступлении материалов от поставщика завскладом проверяет соответствие фактического их количества данным сопроводительных документов поставщика. Если расхождений нет, то кладовщик выписывает приходный ордер по форме № М-4 на каждый вид материала в день поступления. Бланки приходных ордеров выдаются заранее пронумерованными.

Если при приемке материалов установлено расхождение с данными сопроводительных документов (недостача, излишки, пересортица) или имеет место неотфактурованная поставка (поступление материалов без сопроводительных документов), завскладом вместе с представителем поставщика или независимой организации составляет акт приемки материалов по форме № М-7 в двух экземплярах. В этом случае приходные ордера не составляют и акт является одновременно приходным документом и основанием для уточнения расчетов с поставщиком.

Учет движения и остатков материалов завскладом ведет в карточках складского учета по форме № М-17. На каждый номенклатурный номер запасов открывается отдельная карточка. Бланки карточек выдаются под расписку завскладом на основании реестра, в котором указаны их количество и регистрационный номер.

Складской учет материалов можно вести в книгах сортового учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

Контроль за правильностью складского учета осуществляется в бухгалтерии путем проверки правильности составления и оформления первичных документов, записей движения материалов в карточках складского учета и их остатков в сальдовой книге. Кроме того в бухгалтерии ведутся накопительные ведомости по приходу и расходу материалов, при журнально-ордерной форме – журналы-ордера 6, 10, 10-1 и ведомости 10, 12, 15.

Отпуск материалов оформляется с помощью лимитно-заборных карт, накладных-требований и накладных на отпуск материалов на сторону. Все документы по поступлению и отпуску материалов оформляются в реестр приходных и расходных документов.

Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и прочими документами. Отпуск готовой продукции оформляется товарными накладными (можно использовать форму № М-15 или ТОРГ-12) и счетами фактурами. В бухгалтерии ведутся Книги продаж и ведомости учета остатков ТМЦ в местах хранения (ф. № МХ-19), выписывают платежные требования. Данные платежных требований записывают в ведомости № 16 и 16а.

Аналитический учет материальных запасов в бухгалтерии ведется в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов и групп запасов.