Унифицированные формы первичной документации по учету ОС, порядок их составления и применения

Движение основных средств оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Поступающие на предприятие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Комиссия оформляет акт о приеме-передаче основного средства (формы №ОС – 1, ОС-1а, ОС-1б). Акт может быть составлен на группу однотипных объектов (ОС-1б), если объекты имеют одинаковую стоимость и переданы под ответственность одному лицу. В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета. В случае, если объект передан иностранным участником и стоимость его выражается в валюте, необходимо пересчитать стоимость в рубли по курсу Центрального банка на дату принятия объекта к учету.

После оформления и подписания акта членами комиссии и руководителем организации, его передают в бухгалтерию. К акту прилагают техническую документацию и другие документы, чертежи, схемы. В бухгалтерии эти данные переносят в инвентарную карточку учета основного средства (форма №ОС – 6, ОС-6а, ОС-6б). Инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств. Для контроля за сохранностью основных средств могут вестись инвентарные списки основных средств.

Поступающее на склад оборудование для установки оформляют актом о приёмке оборудования (форма №ОС – 14). В нем указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты.

Передачу оборудования монтажным организациям-подрядчикам оформляют акт о приеме-передаче оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости оборудования, его комплектности, его состоянии при передаче. Если выявляются дефекты в процессе монтажа или наладки, то по результатам контроля составляется акт о выявленных дефектах оборудования. Его подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемка работ, связанных с ремонтом, модернизацией, реконструкцией основных средств осуществляется по акту приёма-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма №ОС – 3).

Внутреннее перемещение основных средств, то есть передачу из одного подразделения в другое, или со склада в цех на эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств. Накладную выписывают в трех экземплярах и передают в бухгалтерию, сдатчику и приемщику.

Операции по списанию основных средств оформляют актом на списание основного средства (форма №ОС – 4, ОС - 4а, ОС – 4б). Для списания также назначается комиссия. Которая впоследствии и подписывает этот акт. В актах на списание указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей, полученных от ликвидации объекта, финансовый результат от списания.

Для расчета амортизации типовой формы нет, поэтому расчет производят в таблицах, составляемых бухгалтерами. В таблицах содержится информация о расчетном периоде, сумме начисленной амортизации, сумме накопленной амортизации и остаточной стоимости основного средства.

Данные об основных средствах также содержатся в Балансе в разделе «Внеоборотные активы» и в Приложении к балансу в разделе «Амортизируемое имущество».