Принцип религиозности – только христианская мораль способна вывести человечество на путь спасения.

Славянофилы видели особый путь развития России, отличный от западного.

Они считали идеалом для России общинное устройство, коллективистскую мораль. Недостатком западного общества славянофилы считали обособленность людей, стремление к материальным благам.

Славянофилы не отрицали достижения западной цивилизации, но считали, что в России их нужно применять очень осторожно, не нарушая патриархальный образ жизни.

 

Пётр Васи́льевич Кире́евский (23 февраля 1808, село Долбино, Лихвинский уезд, Калужская губерния (ныне Белевский район Тульской области) — 6 ноября 1856, Киреевская слободка, Орловский уезд, Орловская губерния) — русский писатель, переводчик, фольклорист, археограф. Сын А. П. Елагиной, племянник А. П. Зонтаг, младший брат И. В. Киреевского.

Принадлежал к старинному дворянскому роду. В сельском доме семьи часто бывал В. А. Жуковский. Пётр получил домашнее образование, брал уроки у профессоров Московского университета А. Ф. Мерзлякова и И. М. Снегирёва. С детства испытывал интерес к народному творчеству, укреплённый учителями. В 1823 г. познакомился с жившим в то время в Москве польским славяноведом З. Доленга-Ходаковским, помогал ему в работе над коллекцией фольклора и исторических древностей, собранной на русском Севере. В середине 1820-х вместе с братом вошёл в кружок любомудров (архивные юноши), познакомился с Веневитиновым, Хомяковым, Мицкевичем, присутствовал на авторском чтении драмы Борис Годунов в октябре 1826 в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке. Дебютировал в журнале Московский вестник (1827), публиковал переводы с испанского (Кальдерон де ла Барка, также писал об Испании), английского (повесть Байрона Вампир), переводил Шекспира (не опубликовано, рукописи утрачены). Печатался также в журнале брата Европеец. Перевёл книгу В. Ирвинга Жизнь Магомета (опубл. 1857). Владел семью языками.

В 1829 г. вслед за братом уехал в Германию, слушал в Мюнхене лекции Окена, И. Гёрреса, Шеллинга, несколько раз беседовал с последним. Постоянным собеседником Киреевского в этот период был Тютчев. В эти годы Киреевский утверждается в славянофильских взглядах. Вернулся на родину осенью 1830 г. При содействии Жуковского поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел (служил до 1835 г.). Начал записывать народные песни, собирал их в разных губерниях России, привлёк к этой деятельности многих литераторов и членов их семей (Востоков,Пушкин, Гоголь, Кольцов, Вельтман, Соболевский, Даль, Погодин и др.). В переписке с Языковым (июль 1833) дал один из первых отзывов на Философическое письмо Чаадаева — резко отрицательный.

С 1834 г. начал публиковать записи народных песен, был принят в Общество любителей российской словесности (ОЛРС, 1834). С 1837 г., после раздела фамильного наследства между братьями, жил в своей деревне под Орлом, откуда навещал брата, выезжал в фольклорные экспедиции и где скончался. Как и брат, умерший несколькими месяцами ранее, похоронен по завещанию в Оптиной пустыни.

 

Алексе́й Степа́нович Хомяко́в (13 мая 1804, Москва, Российская империя — 5 октября 1860, село Ивановское, Данковский уезд, Рязанская губерния, Российская империя) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856 г.).

Алексей Хомяков родился в Москве, на Ордынке, в старинной дворянской семье Хомяковых. Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. Весьма активно печатается (стихи, переводы). В 1822 году Хомяков определяется на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в Петербург в конную гвардию. В 1825 году оставляет службу, уезжает за границу, занимается живописью, пишет историческую драму «Ермак». В 1828—1829 годах Хомяков участвует в русско-турецкой войне, после окончания которой выходит в отставку и уезжает в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничает с различными журналами.

В 1836 году женится на сестре поэта Языкова, Екатерине Михайловне. В статье «О старом и новом» (1839) выдвигает основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году приступает к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории». В 1847 году Хомяков посещает Германию.

С 1850 года особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия. Для Хомякова социализм и капитализм были в равной степени негативными отпрысками западного декадентства. Запад не смог решить духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства». Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра.

Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел. Скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области). Похоронен в Даниловом монастыре рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на новом Новодевичьем кладбище.

Сын Хомякова, Николай Хомяков — председатель III Государственной думы Российской империи.