Общая психология. 28 страница

В.К. Вилюнас

 

Эмоций информационная теория — концепция, согласно которой эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Прогнозирование вероятности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности в результате поступления новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизировать (т. е. усилить, продлить, повторить) первые из них и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) вторые определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации целенаправленного поведения. Э. и. т. была разработана в 1964 г. П.В. Симоновым на основе психофизиологических экспериментов. В 1984 г. Д. Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной обработки данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую они назвали "общим законом человеческих эмоций". Э. и. т. позволяет использовать объективно регистрируемые проявления эмоций (мимика, голос, изменения физиологических функций и электрической активности мозга) в качестве индикатора потребностей человека и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих потребностей, процесс их формирования и взаимодействия. Анализ многообразных эмоций человека с позиций Э. и. т. привел к выводу о существовании трех основных групп потребностей — витальных, социальных, идеальных (познания и творчества) и двух вспомогательных, к числу которых относятся потребность в компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребность в преодолении препятствий на пути к цели, именуемая обычно волей. Среди социальных различаются потребности "для себя", осознаваемые субъектом как права, и потребности "для других", осознаваемые в качестве обязанностей. В ходе экспериментальной разработки Э. и. т. выявлены структуры головного мозга, преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза эмоциональных состояний, проанализированы закономерности и механизмы возникновения эмоционального стресса, его роль в формировании невротических и психосоматических заболеваний. Э. и. т. позволила предложить методы объективной диагностики степени эмоционального напряжения у человека, выполняющего ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт и т. п.), и меры профилактики этого напряжения.

П.В. Симонов

 

Эмоциональность — свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты Э. отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями и пр. Качественные свойства Э. характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам Э. относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Э. является одной из основных (наряду с активностью) составляющих темперамента.

А.Е. Ольшанникова

 

Эмпатия [греч. empatheia — сопереживание] — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Термин "Э." введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

Е.Н. Емельянов

 

Эмпирическая психология [греч. empeiria — опыт] — особая дисциплина, описывающая и изучающая конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души. Термин введен немецким философом XVIII в. Х. Вольфом. Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Локка, однако само понятие об опыте приобрело в этом учении двусмысленный характер. Опыт разделялся на внешний и внутренний. Это стало предпосылкой последующего расщепления Э. п. на два направления — материалистическое (французский материализм) и идеалистическое (Дж. Беркли, Д. Юм). Как следствие этого расщепления сложившаяся в середине XIX в. Э. п. ("опытная школа" в психологии) соединила установку на эмпирическое наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Программа "опытной школы" подготовила переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина "опыт" привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода к психике, понимавшими его как контролируемое наблюдением и экспериментом познание реальных процессов сознания и поведения, и сторонниками "чистого" опыта, сводимого к субъективным феноменам.

М.Г. Ярошевский

 

Энтелехия [греч. entelécheia — осуществленность] — сила, которая превращает возможность в действительность. Согласно Аристотелю, Э. тела служит душа. Существование Э. непосредственно проявляется в деятельности, приводящей, в свою очередь, к изменениям тела. Представление об Э. в имплицитной или явной форме содержится в интуитивизме и витализме. Существование Э. признают все концепции онтогенетического характера; включает Э. и антропный принцип, согласно которому происхождение человека носит вполне закономерный характер, и он является необходимым, а не случайным компонентом Вселенной как системы.

А.А. Брудный

 

Эпифеноменализм [греч. epi — над и phainómenon — являющееся] — учение, согласно которому психика не играет активной роли в жизни и деятельности человека и является лишь избыточным продуктом материальных (физиологических) процессов. Материалистический подход отвергает Э. и рассматривает психику как активное отражение реальности, регулирующее процесс жизнедеятельности.

М.Г. Ярошевский

 

Эргономика (психологический аспект) [греч. érgon — работа и nómos — закон] — область научно-прикладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем "человек—техника—среда". В отличие от инженерной психологии и психологии труда Э. изучает взаимодействие человека и техники не только в сфере производства, но и в сферах досуга и быта. Одно из важнейших направлений в Э., например, связано с проектированием предметного мира для людей с физическими недостатками. Наиболее интенсивно Э. развивалась в рамках военно-промышленного комплекса. Активное воздействие на развитие Э. оказали возросшая конкуренция в производстве товаров и услуг и принятие законодательства, защищающего права потребителя. Юридическая ответственность за качество и безопасность своих изделий побудила предпринимателей привлекать эргономистов к разработке новых изделий еще на стадии проектирования. Одно из основных направлений Э. связано с изменением менталитета инженеров, проектировщиков, конструкторов, которых призывают ориентироваться не на собственные представления о физических и психических характеристиках человека, а на точное знание того, как человек видит, слышит, думает, как далеко он может дотянуться рукой, насколько он может согнуться, как повлияет определенный уровень вибрации на его зрительное восприятие, эмоциональные реакции и т. д. С этой целью создаются многостраничные справочники по конкретным характеристикам человека и его возможностям действовать в тех или иных средах, проводится большая работа по стандартизации эргономических норм и требований, вводятся в инженерные вузы дополнительные курсы по эргономике и человеческим факторам.

В.А. Вавилов

 

Эффект индуцированного движения — один из феноменов иллюзорного движения объектов, который состоит в том, что движение одного объекта вызывает восприятие движущимся другого (обычно неподвижного) объекта. Поэтому его еще иногда называют эффектом наведенного движения. Чаще всего Э. и. д. обнаруживает себя, когда взгляд наблюдателя фиксируется на неподвижном объекте, предъявляемом на фоне движущихся объектов или на фоне движущегося объекта значительно большего размера. Так, при восприятии луны на фоне быстро плывущих облаков может создаваться впечатление, что это луна "бежит" на фоне неподвижных облаков. Возникновение Э. и. д. зависит от многих факторов: соотношения размеров, формы и ориентации движущегося и неподвижных объектов, от изменчивости их формы, от соотношения "фигура — фон", от осмысливания воспринимаемой ситуации, от фиксации взора, инструкции и установки и т. п. Э. и. д. часто используется в качестве примера, подчеркивающего относительный характер воспринимаемого движения: восприятие движения не определяется только фактом физического перемещения объектов, а зависит еще от перцептивной организации зрительного поля. Эта особенность восприятия движения позволяет получить одно и то же (по скорости и направлению) воспринимаемое движение, предъявляя различные виды физического движения. Например, впечатление движения точки на фоне неподвижного прямоугольника можно получить: а) при движении только точки; б) при движении только прямоугольника; в) при движении и точки, и прямоугольника. Общепринятого объяснения Э. и. д. в настоящее время не имеет.

В.И. Панов

 

Эффект края — явление, заключающееся в том, что при заучивании расположенного в ряд материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Г. Эббингаузом и подтвержден исследованиями многих психологов. Э. к. проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. Согласно французскому психологу М. Фуко, он является результатом взаимодействия процессов внутреннего торможения, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих его.

Л.А. Карпенко

 

Эффект недавности — увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда. Изучался в контексте исследования памяти, процессов научения и социальной перцепции. Установлено, что Э. н. зависит не от длины запоминаемого ряда и темпа его предъявления, а от характера деятельности, выполняемой непосредственно после предъявления ряда: если решается задача на обнаружение сигнала, то Э. н. сохраняется (Д. Рейтман), если же решается вербальная (например, арифметическая) задача, то Э. н. отсутствует (Л. Петерсон и М. Петерсон). Э. н. связан с извлечением информации из кратковременной памяти. В случае отсутствия Э. н. на указанную информацию накладывается другая сходная информация, поступающая в хранилище кратковременной памяти. Как и эффект края, Э. н. не имеет однозначной интерпретации. В социальной психологии Э. н. (известный больше как эффект новизны) изучается при восприятии людьми друг друга и заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая, информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.

Л.А. Карпенко

 

Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б.В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. В опытах было установлено, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач. Э. н. д. зависит от многих переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т. д. Однако Э. н. д. наблюдается не всегда. При очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, тогда как при слабой мотивации — прерванные задания. Эти эксперименты породили в дальнейшем исследования влияния на процессы памяти уровня притязаний и самооценки личности. Было доказано, что при адекватной самооценке Э. н. д. соблюдался, а при повышенной или пониженной самооценке — нет. Несмотря на большой экспериментальный материал, Э. н. д. не имеет окончательного теоретического объяснения.

Л.А. Карпенко

 

Эффект первичности — более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. Изучается в контексте исследований памяти, процессов научения и социальной перцепции. В многочисленных исследованиях установлено, что Э. п. зависит от объема запоминаемого материала и темпа его предъявления: чем длиннее предъявляемый ряд и выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается; от организации повторения запоминаемого материала; от наличия в запоминаемом ряду слов-синонимов или одинаково звучащих слов: их включение приводит к избирательному снижению Э. п. На Э. п. практически не влияет характер деятельности, выполняемой непосредственно после предъявления ряда. Э. п. объясняется тем, что первые элементы ряда в результате большего числа повторений успевают перейти в долговременную память и дальнейшее их извлечение оттуда связано с эффективностью их поиска в хранилище этой памяти. В социальной психологии Э. п. изучается при восприятии людьми друг друга и касается значимости определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем.

Л.А. Карпенко

 

Эффект уменьшения (нефиксированного объекта) — феномен восприятия, проявляющийся в том, что в процессе восприятия при фиксации одного из двух равных и равноудаленных от наблюдателя объектов величина нефиксированного объекта воспринимается уменьшенной относительно величины фиксированного объекта. Это уменьшение в несколько раз превосходит пороговую ошибку и характеризуется широким диапазоном вариативности. Этот диапазон расширяется с увеличением дистанции наблюдения (А.И. Миракян, 1973). Э. у. свидетельствует о восприятии не абсолютных, а относительных величин, что объясняется образованием анизотропных отношений между величинами, обеспечивающих возможность отражения как равенства, так и неравенства как объективной, так и относительной величины объектов при различном их удалении. Э. у. занимает важное место в понимании константно-аконстантного восприятия и концепции трансцендентальной психологии восприятия. Перцептивный Э. у. нефиксированного объекта Миракян противопоставляет эффекту центрации Ж. Пиаже как увеличения центрируемого (фиксируемого) объекта относительно окружения. Такое логическое толкование явления противоречит анатомо-физиологическому строению сетчатки (перевод взора на объект для ясного видения в центре поля зрения) и функционально-психологическому содержанию явления фиксации взора (адекватное восприятие того, что в центре поля зрения), так как эталоном, точкой отсчета могут служить только данные центрального зрения, а не данные периферического зрения, которые резко изменяются от центра к краям поля зрения (Миракян, 1992).

Э.И. Кочурова

 

Я — процесс и результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. В категориальной системе психологии "Я" имеет характер субстанциональной категории. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности. Я-концепция является целостным, хотя и не лишенным внутренних противоречий, образом собственного Я, выступающим как установка по отношению к самому себе и включающим компоненты: 1) когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание); 2) эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; 3) оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Я-концепция — предпосылка и следствие социального взаимодействия и потому определяется социальным опытом. Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным) и др. Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Становление Я-концепции, будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект смотрится как в зеркало в другого человека и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я.

А.В. Петровский

 

Ядро кристаллизации чувств — интенциональные представления, служащие основой, на которую накладываются различные соответствующие им эмоциональные состояния. Понятие введено Г. Штеррингом (1922). Воспроизведение этих представлений ведет за собой и воспроизведение всей гаммы связанных с ними эмоций. В качестве подобных представлений Штерринг описывал образы (и связанные с ним установки) родителей, детей, семьи, друзей, а также абстрактные представления о честности, религиозном долге, любви к ближнему и др. По его мнению, подобные Я. к. ч. формируются постепенно, на протяжении всей жизни, но могут проявиться в достаточно целостном виде и после одномоментных, очень значимых или даже экстремальных обстоятельств. Штерринг выделял "гетерогенные Я. к. ч.", обусловленные воздействием среды, авторитетов, коллективных нормативных принципов, и "автономные Я. к. ч.", связанные с самостоятельным пересмотром этических, религиозных и эстетических оценок, которые принимаются или отвергаются личностью, достигшей достаточной степени зрелости.

И.М. Кондаков

 

Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Исторически основой возникновения Я. служит труд, совместная деятельность людей. "Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, Я. возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми" (К. Маркс, Ф. Энгельс). Я. существует и реализуется через речь, которая обладает своими характеристиками, такими, как сукцессивность (линейность), пресуппозиционность (отсылка к энциклопедическим знаниям), ситуативность, неполнота.

М.Г. Ярошевский

 

 

Раздел 1
Теоретико-методологические основания психологии

► Активность
► Деяние
► Деятельностного опосредствования принцип
► Деятельностный подход
► Деятельность
► Душа
► Единства сознания и деятельности принцип
► Индивидуальный стиль деятельности
► Категориальная система психологии
► Категориальный анализ
► Когнитивная сложность
► Когнитивный подход
► Когнитивный стиль
► Личность
► Методология
► Персоносфера
► Поведение
► Поле
► Постулат непосредственности
► Постулат сообразности
► Принцип детерминизма
► Принцип производительности
► Принцип развития
► Принцип реальности
► Принцип самодетерминации
► Принцип системности
► Пси
► Психика
► Психология
► Психофизическая проблема
► Психофизический параллелизм
► Психофизическое взаимодействие
► Психофизическое тождество
► Редукционизм
► Свобода
► Субъект
► Теоретическая психология
► Установка
► Хронотоп
► Целеобразование
► Целостный подход
► Ценность
► Человек
► Эйкумена
► Энтелехия
► Я

 

Раздел 2
Направления, отрасли, концепции психологии

► Авиационная психология
► Австрийская (Грацкая) школа
► Аналитическая психология
► Ассоциативная психология (ассоцианизм)
► Библиопсихология (библиотечная психология)
► Бихевиоризм
► Военная психология
► Волюнтаризм
► Вюрцбургская школа
► Гештальтпсихология
► Глубинная психология
► Графология
► Гуманистическая психология
► Джеймса—Ланге теория эмоций
► Динамическая психология
► Дифференциальная психология
► Индивидуальная психология
► Инженерная психология
► Интеллектов множественных теория
► Интроспективная психология
► Искусственный интеллект
► Историография психологии
► История психологии
► Клиническая психология
► Когнитивизм
► Когнитивная психология
► Когнитивная семантика
► Космическая психология
► Лейпцигская школа
► Математическая психология
► Микроструктурный подход
► Музыкальная психология
► Мультисубъектная теория личности
► Необихевиоризм
► Неофрейдизм
► Общая психология
► Объективная психология
► Парапсихология (психотроника)
► Персонетика
► Политическая история психологии
► Понимающая психология
► Психического как процесса концепция
► Психоанализ
► Психодиагностика
► Психолингвистика
► Психология акта
► Психология искусства
► Психология компьютеризации
► Психология науки
► Психология научной организации труда
► Психология развития
► Психология судьбы
► Психология сценического искусства
► Психология творчества
► Психология труда
► Психометрика (психометрия)
► Психосемантика
► Психотехника
► Психофизика
► Психофизиология
► Рационализм
► Реактология
► Рефлексология
► Самоорганизации концепция
► Сексология
► Сенсуализм
► Синергетика
► Социальная психология
► Структурная психология
► Топологическая психология (теория поля)
► Установки теория
► Физиогномика
► Фрейдизм
► Функционализм
► Характерология немецкая
► Харьковская психологическая группа
► Целостная психология
► Экзистенциальная психология
► Экологическая психология
► Экологическая психология индивидуальности
► Экспериментальная психология
► Эмоций информационная теория
► Эмпирическая психология
► Эпифеноменализм
► Эргономика

 

Раздел 3
Психические свойства, процессы и состояния

► Абстракция
► Автокинетический эффект
► Автоматизм
► Агапе
► Адаптация
► Адаптация сенсорная
► Ажитация
► Актуализация
► Амбивалентность чувств
► Анализ
► Анализ через синтез
► Аналогия
► Антиципация
► Апперцепция
► Аристотеля опыт (иллюзия Аристотеля)
► Артефакт
► Архетип
► Ассоциация
► Аффект
► Бессознательное
► Бугера-Вебера закон
► Вдохновение
► Вебера-Фехнера закон
► Вера
► Влечение
► Внимание
► Внимание антипроизвольное
► Внутренний мир (субъективный мир)
► Воля
► Воображение
► Воспоминание
► Восприятие
► Восприятие движения
► Воспроизведение
► Время психологическое
► Время реакции
► Выбор
► Выразительные движения
► Высшие психические функции
► Гештальт
► Голем
► Гомеостаз
► Градиент
► Градиент цели
► Графомания
► Движения непроизвольные
► Движения произвольные
► Дедукция
► Действие
► Действия перцептивные
► Духовность
► Желание
► Жизненная стратегия
► Забывание
► Зависть
► Законы последействия
► Запоминание
► Заучивание
► Здравый смысл
► Значение
► Идеомоторный акт
► Идея
► Избирательность
► Иллюзии восприятия
► Иллюзии свободы
► Индивидуально-психологические различия (психических процессов)
► Индивидуальность
► Индукция
► Инсайт
► Интеллект
► Интенция
► Интерес
► Интерференция
► Интерференция проактивная
► Интерференция психическая
► Интерференция ретроактивная
► Интерференция селективная
► Интуиция
► Йеркса-Додсона законы
► Когнитивная карта
► Коллективное бессознательное
► Коллективные представления
► Комическое
► Компенсация
► Комплекс
► Комплексы
► Константность
► Контекст
► Культура мышления
► Любовь
► Меланхолик
► Миф
► Мнемоника
► Модальность
► Моделирование
► Моделирование границ
► Моделирование инновационное
► Моделирование фрустрационное
► Моделирование эвристическое
► Мотив
► Мотив функциональный
► Мотивация
► Мотивировка
► Музыкальный слух
► Мысль
► Мышечное чувство
► Мышление
► Мышление наглядно-действенное
► Мышление наглядно-образное
► Мышление практическое
► Мышление пралогическое
► Мышление словесно-логическое
► Мышление творческое
► Мышление теоретическое
► Мышления инициация
► Наблюдательность
► Навык
► Надежда
► Надсознательное
► Намерение
► Напряженность психическая
► Настроение
► Натуральные психические функции
► Ненависть
► Образ
► Образ мира
► Обратная связь
► Оперативность психического отражения
► Операция
► Опознавательные признаки
► Опознание
► Опосредствование
► Опыт
► Ориентировочная деятельность
► Орудие психологическое
► Отношение
► Отражение
► Ошибочное действие
► Ощущение
► Память
► Память автобиографическая
► Память долговременная
► Память кратковременная (оперативная память, рабочая память)
► Память сенсорная
► Парадокс
► Парамнезия
► Переживание
► Перцептивные действия
► Поведения регрессия
► Поведения регуляция
► Поведения стратегия
► Повод
► Позиция
► Понимание
► Понятие
► Порог ощущения
► Последовательный образ
► Потребность
► Представления
► Представления пространственные
► Предубеждение
► Привычка
► Принятие решения
► Припоминание
► Проблемная ситуация
► Проекция
► Промежуточные переменные
► Психические процессы
► Психическое состояние
► Работоспособность
► Раздражимость
► Разум и рассудок
► Рассеянность
► Рационализация
► Реминисценция
► Рефлексия
► Решение
► Саморегуляция
► Самочувствие
► Сангвиник
► Сензитивность
► Сенсорная депривация
► Симультанность
► Синестезия
► Синтез
► Склонность
► Смех
► Смысл
► Сознание
► Сознание обыденное
► Сохранение
► Способности
► Сравнение
► Стабильность воспринимаемого мира
► Стеничность
► Стивенса закон
► Стимул
► Страсть
► Страх
► Стремление
► Стресс
► Стрессор
► Субсенсорное восприятие
► Субъективное
► Судьба
► Суеверие
► Суждение
► Сукцессивность
► Темперамент
► Толерантность
► Тревога
► Тревожного ряда явления
► Узнавание
► Ум
► Умение
► Умозаключение
► Усталость
► Утомление
► Факт
► Фантазия
► Фигура и фон
► Флегматик
► Фрустрация
► Характер
► Холерик
► Целостность восприятия
► Цель
► Центрация
► Чувства
► Чувствительность
► Чувство юмора
► Эйдетизм
► Эмоции
► Эмоциональность
► Эмпатия
► Эффект индуцированного движения
► Эффект края
► Эффект недавности
► Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник)
► Эффект первичности
► Эффект уменьшения
► Ядро кристаллизации чувств